Тематика контрольных работ.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

 

 

Институт педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

   

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.09.4.1. Теоретические и экспериментальные основы логопедии

 

 

Рекомендуется для направления

 

Специальное (дефектологическое) образование

Профиля Логопедия

квалификации (степени) выпускника бакалавр педагогики

 

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Логопедия как наука. Научно-теоретические основы логопедии. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
  Причины речевых нарушений. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, обуславливающие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в возникновении речевой патологии.
  Классификации речевых нарушений. Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
  Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Фонетико-фонематические дефекты, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения у детей с нарушениями слуха. Уровни сформированности речи и специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя у детей с умственной отсталостью.
  Этапы нормального речевого онтогенеза. Психологическая, лингвистическая, клинико-психологическая периодизации речевого развития. Начальные фазы речевого онтогенеза. Овладение звуковой формой слова. Развитие лексики детской речи. Овладение грамматическими закономерностями языка. Онтогенетическое развитие связной речи.

Требования к самостоятельной работе студентов

Преподавателем по дисциплине «Теоретические и экспериментальные основы логопедии» должны быть разработаны организованы различные формы работы по СРС, а именно:

1. Конспектирование и аннотирование статей, монографий, учебников и учебных пособий по той или иной теме – предпринимается по отношению к вопросам, не рассмотренным на лекционных занятиях или рассмотренных недостаточно полно, рассматриваемый материал должен быть доступен для самостоятельного анализа студентов данного периода обучения.

2. Составление таблиц и схем по тому или иному вопросу. Преподаватель должен предложить формы таблиц и схем, рекомендовать литературу, которой студентов может пользоваться при их составлении, поощрять самостоятельность в выборе форм и содержания в составлении таблиц и схем.

3. Написание рефератов на определенную тему. Данная форма СРС является одной из наиболее сложных для студентов. Преподаватель должен предложить студентам темы рефератов, работать со студентами по разработке собственной темы, рекомендовать план работы над написанием реферата, предъявить требования к оформлению реферата и др.

4. Тестирование.

Преподаватель должен продумать и ознакомить студентов с формами контроля и оценки СРС, а именно:

1. Предупреждать студентов о сроках сдачи заданий по СРС.

2. Напоминать требования к оформлению материалов по СРС.

3. Назначать место и точное время для сдачи заданий по СРС.

4. Вести учет оценок за выполнение СРС, предупреждать о том, каким образом оценка за выполнение СРС влияет на промежуточную и итоговую аттестацию студента.

 

Тематика контрольных работ.

1. Научные основы логопедии.

2. Место логопедии в системе наук.

3. История изучения речевых нарушений.

4. Причины речевых нарушений.

5. Клиническое направление в изучении речевых нарушений.

6. Психолого-педагогическое направление в изучении речевых нарушений.

7. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха.

8. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

9. Особенности речевого развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

10. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

11. Комплектование специальных коррекционных учреждений.

12. Истоки логопедической помощи в России.

13. Детская речь как предмет научного исследования.

14. Методы изучения детской речи.

15. Периодизация речевого развития ребенка.

16. Характеристика этапов онтогенетического развития.

17. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи.

18. Психологические механизмы речи.

19. Биологические и социальные факторы усвоения языка.

20. Особенности психологического строения внутренней речи.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

1. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С.-М.: Владос, 2003, 2004, 2006, 2007, 2008. - МО РФ

2. Смирнова И.А. Логопедия: иллюстративный справочник

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: