Формирование слухопроизносительных навыков.




 

1. Произносительный навык. Его хар-ка.

2. Цели, задачи и содержание обучения произношению.

3. Трудности освоения англ. Произношения.

4. Методика работы над произносит. стороной речи.

 

Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое сформировано путем многократного повторения. Навыки бывают: речевые (граммат., лекс., произносительные),

двигательные (ходьба и т.д.), двигательно-речевые (техника письма и т.д.).

 

Произносительный навык – весьма специфический, не чисто двигательный, не чисто речевой. С одной стороны он слит с навыком лексическим, где он по характеру – речевой, т.к. при обучении произношению тех ил иных звуков – они часто отрабатываются не отдельно, а в словах, лексич. единицах; с др. стор. этот навык двигательный, т.к. функционируют органы речи (артикуляционный аппарат). Значит он двигательно-речевой.

Произносительный навык может быть простой – навык произнесения одного звука; сложный – навык произнесения двух и более звуков, слов, синтагм.

Произносительный навык – автоматизированное и синтезированное действие, совершающееся в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единицы.

Навыковые параметры: 1) автоматизированность – доведение до автоматизма

2) устойчивость – не должен теряться во времени

3) гибкость – функционирование навыка на новом речев. мат-ле.

4) сознательность – действие выполняется осознанно, на уровне сознательного контроля (сделал ошибку – исправил).

Произносительные навыки:

1) ритмико-интонационные – правильное оформление воспринимаемой и произносительной речи, ее ритмикационной и интонационной сторон. Предполагают знание ударения, интонем, как логических, так и экспрессивных. Неправильное ударение, и интонация позволяют отличать иностранцев от носителей языка.

Интонация, ударение, пауза могут менять смысл высказывания. Данные знания – часть социолингв. комп. Eg. Good-bye → +

→ -

2) Слухопроизносительные – правильное произнесение всех звуков речи и их восприятие на слух при аудитории.

а) аудитивные, слуховые – предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, синтагм, предложений.

б) действие правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.

Обучение произношению – важный момент, фактически грам. Речь – визитная карточка говорящего, сегодня стали относиться более терпимо.

 

В отличие от формирования произносительных навыков грам., лекс; в процессе формирования произносительных навыков будет полностью оправдана неситуативная стадия обучения, где бы формировалась операция произнесения (использование только ЯУ); и речевая, где формируется операция интонирования, которая маркируется речевой задачей (использования УРУ, РУ).

 

2. Цели, задачи и содержание обучения произношению.

Все обучение слухопроизносит. стороне речи направлено на развитие СПН – способность воспринимать иноязычные звуки на слух и воспроизводить их в подобных ситуациях.

Роль СПН: без них невозможно вступить в контекст, быть понятым, организовать акт общения. Наличие твердых произносит. навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов реч. деятельности: АГИП.

Цель фонетики: овладеть слухо-произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению вслух. Содержание: ФГОС.

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную стороны (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Язык как средство общения возник и существует как звуковой язык (письм. язык возник как фиксация звучащей речи). Владение звуковым строем, владение произносительным навыками является обязательным условием общения в любой его форме. Наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов реч. деятельности.

Eg. - Речь не понята, если говорящий искажает или нарушает фонетические нормы языка.

- Слушащий не поймет речь на слух, если он не владеет произносительными навыками→ между его внутр. проговариванием, которое сопровождает восприятие речи и звучащей речью возникает рассогласование.

- высказывание в пис. форме сопровождается развернутым проговариванием во внутр. речи.

В школе фонетика не изучается, уч-ся овладевают произносит. навыками в ходе обучения устной речи и чтению. Различают 2 вида произношения:

Орфоэпическое иноязычное произношение – такое произношение, которое практически совпадает с литературным стандартом, образцовым произношением образованных естественных носителей изучаемого языка.

Eg. Им могут овладеть лишь уч-ся языковых вызов, которые усиленно работают над иноязычным произношением и обладают хорошими фонетическими способностями.

Владение О.П. необязательно для понимания др. лич. Так же как и для того, чтобы сделать свою уст. речь и чтение вслух на ин. яз. понятным для других лич., владеющих языком.

Для всех этих целей достаточно аппроксимированного произношения – приближение к правильному произношению, которое хар-ся отсутствием фонологических ошибок в достаточном кол-ве для того, чтобы понимать уст. речь и чтение вслух на ин. языке.

Фонологические ошибки – замена одной смыслоразличительной фонемы на другую, в рез-те чего одно слово принимается за другое: table – стол (t) →cable – кабель (k)

This (i) →these (i:)

Ship (i) корабль → sheep (i:) овца

Нефонологические ошибки – замена одной фонемы (не явл. смыслоразл.) на другую

С этой целью 1) минимизирован материал, которым должен овладеть ученик

2) допускается некоторое снижение качества произнесения отдельных звуков. Но все это имеет место, если не нарушается процесс коммуникации. Понятие «аппроксимированное произношение» достаточно новое, так как его обоснование принадлежит совет. ученым, работавшим в области преподавания ин. яз.→ не установлен V аппроксим. произношения, не определены его разновидности, степени, градации.

Поэтому выдвигаются основн. требования к произношению уч-ся, которые заложены во ФГОС НОО и в пример. программе по учебн. предметам.

То, что не находит своего отражения в ФГос. Ст.

1. – это фонематичность и беглость.

Фонематичность – степень правильности фонетического оформления речи, достаточного понимания ее собеседником.

Беглость – степень автоматизированности произносительных навыков, позволяющих уч-ку говорить в норм., средне-норм. Темпе речи. (для англ. яз. 130-150 слов/1 мин)

2. Владение как смыслоразличительными звуками так и осн. интонационными стр-рами наиболее распростран. Типов простых и сложных предложений, прав. оформление с т.зр. ударения.

Последовательность изучения отображ. Материала определяется задачами развития уст. речи и чтения и может варьироваться в разн. уч-х.

Формирование СПН 1) знакомство и формирование со всеми фонет. миним-м. произносит. навыков осуществляется на начальном этапе обучения здесь закладывается основы для дальн. работы по произношению (уровень НОО)

Совершенствование СПН 2) совершенствование произн. навыков во время знакомства с нов. лекс. и грам. материалом; во время развития беглости речи в неподготовл. высказываниях, при чтении про себя и вслух – на среднем этапе (уровень ООО)

Корректировка и поддерживание СПН 3) поддержание, коррекция, дальнейшее усовершенствование произносительных навыков в старших классах (уровень СОО)

Здесь работа направлена на предупреждение ошибок, на недопущение их появления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: