Методика формирования слухопроизносительных навыков.




1. Долгота и краткость гласных sheep or ship

2. Отсутствие палатализации (смягчение согласных).

3. сохранение качества согласного вне зависимости от положения в слове – не допускается оглушение звонкого согласного в конечном положении или перед глухим.

4. Особенности английского слогоделения. Открытый и закрытый типы слога.

5. Необходимость соблюдать широту-узость гласных звуков. Eg. Bad-bed; man-men.

6. Подмена дифтонга 2 гласными звуками. Eg. Area.

7. Редуцирование безударных гласных в случае, где они не могут быть редуцированы.

8. Ударение: наличие 2 ударений в слове. Безударные слова: местоимения, предлоги, глаголы-связки.

Уч-ся ставят тоже ударение в словах, похожих на рус. яз также как в русском языке, но не всегда это допустимо. Eg. Лимон-lemon.

9. Иные способы слияния служебных слов со знаменательными.

10. Иное ритмико-интонационные оформление при работе с текстом.

- членение предложения на смысловые группы.

- установление ударения в каждой смысловой группе.

- определение тона.

- установление уд. и безуд. слов каждой смысловой группы.

В методике известны 2 основных подхода к обучению данному аспекту языка.

Артикуляторный подход или аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из целого и объясняются на основе артикуляционного правила; - это аналит. часть работы. Затем звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы и проговариваются уч-ся вслед за образцом, т.е. имитируются. (И.А. Грузинская, К.М.Колосов, Г.В. Рогова, Н.И.Гец)

Звуки нужно учить изолированно.

Так, учение разработали три основн. типологич. группы фонем, на произнесение которых тем или иным обр. влияет родной язык:

1) Фонемы, совпадающие в обоих языках по артикуляционным и акустическим свойствам: англ. (p), (b), (∫), (s), (z), (m).

В соответствии с принятой аппроксимацией артикуляц. база – совокупность работ отдельно произносит. органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи все произносительные органы принимают то или иное участие. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию.

Рус. яз. Считается достаточной для произнесения этих звуков, а их звучание корректируется подражанием учителю, который может обратить внимание уч-ся на специфику этих звуков, но овладение которой не является для них обязательным. Здесь просматривается явление «перенос». (упр. имитативные на подражание)

2) Фонемы частично совпадающие с фонемами родного языка, но отличающиеся существен. признаками. (e), (n), (d), (t) и др.

Освоить их артикуляцию труднее, чем звуков, у которых нет соответствия в русском языке, так как здесь играет большую отрицательную роль «интерференция». Легче освоить носовой звук и межзубный, чем (t) с аспирацией (придыхание)

Ship (i) or Sheep (i:) корабль или овца – один из самых популярных брит.

3) фонемы, не имеющие аналогов в родном языке (r) (h) (w) и др.

При работе с этой группой необходимо создать у уч-ся новую, не существующую в родном языке артикуляционную базу.

- упр-ия в дифференциации на слух

- упр-ия в воспроизведении

- Звуки 1ой группы вводятся в реч. образце, слове, предложения и усваиваются уч-ся имитативно в процессе работы над образцом. В процессе учитель может несколько утрировать звук, прокомментировать его особенности, чтобы привлечь внимание.

- Объяснения звуков 2, 3ей групп состоит из

1) демонстрации звука – отчетливое произнесение его учителем как изолированно, так и в слове, фразе и т.д.

А) от изолированного звука к слову более предпочтительно.

Б) от слова к изолированному звуку для безударных гласных, редуцированных в потоке речи (w) (h)

2) объяснение способа его произнесения зависит от особенностей конкретного звука

(e) – эти

(h) – подуть на зеркало, задуть свечу

При постановке звука необходимо опираться на слухов, двигат, осязат, зрит. ощущения, пояснения должны быть доступны, кратки, практически направлены, предвосхищать возможные ошибки.

3) упр-ия в дифференциации помогают установить отличит. особенности нового звука.

Учитель произносит изуч. звук и звук родн. языка, с которым можно спутать изучаемый язык, просит уч-в отметить разницу.

(w)-(v)-(f)-(в)-(ф)-(w)

4) Воспроизведение звука – этап тренировки. Учитель сам повторяет звук еще раз, затем каждый ученик по очереди. Затем в словах, в реч. обр-х тренируется звук.

Для фиксации звуков используются ключевые, опорные, распространяемые, наиболее употребительные слова, посмотрев на которые ученик сможет вспомнить, как читается этот звук. Для фиксации звуков – транскрипцию, транскрипционные знаки, раньше с 4 класса, сейчас с 2го. Много за и против, т.к. знания могут путать, интерферировать с самими буквами.

Обучение интонации в замках данного подхода.

Овладение фонетикой не сводится только к правильному произношению инояз. Звуков, отдельных слов и выражений. Интонация – совокупность мелодических и динамических модуляций голоса при говорении и как темпо-ритмическое оформление речевого потока.

С пом. интонации уясняется смысловая сторона речи.

The lamp is on the table. There is a lamp on the table.

Объяснение ин. интонации может быть: 1) имитационные, т.е.основанным на бессознательном подражании, дедуктивные – учитель отчетливо произносит ряд однотипных примеров, поясняя особенности ударения, мелодики.

2)аналитическим, индуктивным – учитель также произносит ряд примеров, но заставляет уч-ся самих прийти к нужному правилу, обобщению, путем наводящих вопросов. Он более эффективен. Для овладения интонацией рекомендуется использовать наглядность – движения руки, отстукивание ритма, использования тонограмм и т.д.

Современные исследования психологов (Б.В.Беляев, И.А.Зимняя, и методистов Е.И. Пассова, В.В.Бушинской, С.В. Павлова) указывает на существование акустического подхода – учить нужно не изолировано звукам, а их реализации в более крупных единицах, словах, во фразах.

В основе упр-ий: повторение или имитация. Чистоте фонет. навыка не придается большое значение, услышал разницу – хорошо, нет – не беда. Необходимо заботиться не столько о правильном произнесении изолиров. звуков и слогов, сколько о правильном произнесении слов в значит. речевом потоке – считает эта группа. Аккуст. подход нашел свою реализацию в интенсивном методе, когда за 1-2 месяца слушатели курсов осваивают элемент разн. язык; в коммун.- ориент. Методе – где неточность произнесения компенсируют такие признаки как фразовое ударение, темп, ритм, интонация, слова значимые для собеседника выделены интонацией. На интонацию и ритм здесь обращают больше внимания, чтобы быть адекватным коммун. ситуации.

Процесс формирования произносительного навыка согласно данному подходу.

Пример формирования произн. навыка.

Лекция №7

Методика работы над слухопроизносительной стороной.

2 подхода: 1) артикуляционный или семантико-имитативный: учить звуку нужно изолировано.

2) акустический подход: учить нужно не изолировано звукам, а их реализации в более крупных единицах: в словах, во фразах, словосочетаниях.

3) дифференцированный подход: построен на эклектике, т.е. на различных вариантах сочетаний основных положений двух рассмотренных выше подходов.

Подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон слухопроизносительного навыка. Здесь, как в акустическом подходе большая роль отводится речи; аутентичной речи, речи учителя, дикторов. Как в артикуляторном подходе здесь может иметь место объяснение способов артикуляции звуков, но не специальными научными терминами, а доступными и понятными. Здесь объяснение звука может идти через рус. зв. (r)-(m); через транскрипцию! Этот подход наиболее характерен для большинства совр. школ. Через чтение транскрипции, т.к. писать самостоятельно транскрипцию может далеко не каждый ученик школы.

Положения, лежащие в основе работы над слухопроизносительными навыками.

1. Учитывая интерференцию, осуществлять сопоставительный анализ фонологических систем 2х языков, который позволит предвидеть возможные трудности, ошибки, наметить пути их преодоления.

2. слуховые и речемоторные, собственно произносит. навыки, существуют в неразрывном единстве. Эта особенность требует одновременного создания слуховых и речемоторных образов.

3. при постановке произношения необходимо использовать аналитико-имитативный путь; т.е. 1) описание артикуляции звука, простыми и доступными объяснениями, но не терминами. 2) число звуков, которое может объяснить уч-ся очень мало, в постановке произношения большую роль играет подражание, поэтому с др. стороны это имитация звуков.

4.Необходимо развитие фонематического и интонационного слуха уч-ся, от которого зависит как понимание ин. речи, так и ее воспроизведение в уст. речи.

Фонематический слух – способность челов. уха анализировать и синтезировать речев. звуки на основе различных фонем языка.

Интонационный слух – способность человеческого уха анализировать и синтезировать иноязычную интонацию, ударение в предложении, чувство иноязычного ритма, постановка пауз, опираясь на смысл высказывания.

5. Знание общих закономерностей в ин. яз.

- не допускается смягчение согласных (палатализация)

- не допускается оглушение звонкого согласного в конечном положении или перед глухим.

- соблюдение долготы и краткости гласных

- наличие двух ударений в слове.

- иные способы слияния служебных слов со знаменательными.

- иное ритмико-интонационное оформление.

6. Для создания эталонов фонем и интонем

- создание воспринимаемого звукового образа с помощью технических средств - магнитофон, аудио, видео. Магнитофон – возможность управлять темпом речи.

Запись своей речи позволяет уч-ку услышать свое произношение со стороны, сравнить с образцовым и внести соответствующие изменения.

7. Особенность слухопроизносительных навыков – высокая степень автоматизированности, что позволяет осуществлять восприятие и произнесение звуковых отрезков минимальных, так и максимальных в темпе → постоянная тренировка.

8. Исправление ошибок в произношении необходимо сразу, а не через 2 минуты вспоминать каждую ошибку, которую сделал ученик, если ЯУ.

При выполнение УРУ, РУ исправление может нарушить пр. общение, так как ученик сосредоточен на содержании высказывания.

Методы: 1.Ознакомление со звуками

2.треноровка уч-ся в их произнесении.

3.Применение приобретенных навыков в уст. речи и при чтении вслух.

 

1.Начальный этап формирования слухопроизносительных навыков в школе соотносится с 1 ст. обучения – самый трудный и ответственный; база для овладения ин. яз.

В учебнике англ. яз для 2 класса авторов Верещагиной, Притыкиной осуществляется дифференцированный подход в обучении слухопроизносительных навыков. Постановка звуков, обучение лексике грамматике здесь идут одновременно. Учитель: фраза my nameis; выделяет ключевое слово name; потом звук или звуки. Учитель действует по след. модели: контекст-слово-звук; ученики: звук-слово-контекст. Речь учителя слегка утрирована и демонстративна. При объяснении и тренировке учитель пользуется аналитико-имитативным подходом, при котором звуки, подлежащие спец. отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила – аналитич. часть работы. Затем звуки включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова словосочетания, фразы и проговариваются уч-ся вслед за образцом, т.е. имитируются.

Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер – правила – инструкции, которые показывают какие органы речи принимают участие в произнесении звука, здесь может содержаться указание от какого звука можно отталкиваться, чуть корректируя его.

(w)-(y), но губы округлить и несколько выдвинуть вперед.

Фиксация звука осуществляется с помощью транскрипции, которая вводится с первых уроков формирования слухопроизносительных навыков.

При ознакомлении с фон. явлением объяснение обязательно должно сочетаться с демонстрацией эталонов, которые уч-ся слышат от учителя. Затем следует интенсивная тренировка уч-ся в произношении, которая включает 2 типа упражнений:

1. Упражнения в слушании – д.б. активными, концентрирующими произвольное внимание уч-ся на определенной характеристике фонемы или интонемы.

- д. выполняться на слух или с использованием графической опоры (печат. текст)

- яв-ся обязательными при формировании слухопроизносительных навыков, развивают фонемат. слух и готовит примеры: без опоры

- прослушайте ряд звуков, слов, поднимите руку, хлопните в ладоши, когда услышите звук (…);

- прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы;

- прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук (…);

- прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопрос, повест., восклиц., неконченые предложения;

- прослушайте предложения и определите, сколько в нем синтагм, тактов, ударений.

Упражнения в слушании с графической опорой:

- в ряду слов, словосочетаний, предложений подчеркните то, которое произносит учитель, диктор, из каждого ряда произносится только 1 слово.

- подчеркните в предложении или тексте слова, на которые падает ударение в речи учителя, диктора;

- обозначьте черточками паузы в предложениях, тексте.

- подчеркните слова, на которых голос учителя повышается или понижается.

В упражнении слова м.б. как знакомыми, так и незнакомыми.

Большинство упражнений выполняется с помощью магнитофона, который может регулировать темп работы, дает возможность повторить упражнения столько раз, сколько необходимо для безошибочного выполнения.

2. Упражнения в воспроизведении – осознанная имитация эталона, они мобилизуют все усилия уч-ся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Эффективность этих упражнений, если воспроизв-то предшествует прослушивание образца, независимо от того, тренируется ли новый или повторяется ранее изученный.

Материалом этих упражнений служат отд. звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Он м.б. организован по принципу аналогии (все примеры содержат один и тот же признак); по пр. оппозиции (противопоставление признаков); произвольная последовательность. В перв. вт. случае упражнения выполняют тренировочную функцию, в 3-м – в основном контрольную.

Повышению качества сознательной имитации способствует дирежирование учителя.

Существует определенная символика жестов, которая составляет наглядную опору для уч-ся на стадии формирования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков:

- долгота гласных – горизонтальное движение руки.

- краткость – быстрое дугообразное движение руки.

- ударение – энергичный взмах руки.

- подъем тона – плавное движение руки вверх.

- падение тона – плавное движение руки вниз.

Используются следующие организационные формы работы.

Хоровая: увеличивает время тренировки, т.к. каждый многократно произносит нужный звук. Работа в унисон уменьшает или снимает комплексы.

Индивидуальность: повышает ответственность каждого ученика необходимо опросить каждого в отдельности, несколько раз в течение урока.

Парная: осуществление контроля за напарником.

Примеры заданий, выполняемых на слух, без опоры на печатный текст.

- произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу/краткость и т.д.

- вспомните и произнесите слова, содержащие звук (…)

- прослушайте текст, записанный с паузами, в паузы повторите предложения, обращая внимание на …

Многие эти упражнения могут выполняться и со зрительной опорой.

- произнесите слова по образцу, обращая внимание на звук (а:); на ударение.

- произнесите предложения, обращая внимание на мелодику, на паузы и др.

- расставьте в предложениях ударения, паузы.

- прочтите по подстанов. Таблице несколько предложений, сохраняя в них единый ритмич. и интонационный рисунок.

Помимо специальных упражнений целесообразно давать уч-ся материал. Ценный в содержательном отношении: пение, рифмовки, стихи, пословицы, поговорки, считалки; диалоги, отрывки из прозы (старш.кл.)

Огромная роль – работа с магнитофоном.

От этого умения во многом зависит успех самостоятельной работы в дальнейшем, особенно, если учитель не доверяет себе в этой области по известным для него причинам.

Постановка произношению обычно сочетается с обучением уч-ся технике чтения вслух – (не цель, а средство обучения) – воспроизведению звучащей речи текста, что требует знания принятого в изучаемом языке способов фиксации звукового языка. Реш-ся две задачи стр. 9 след.

1) в некоторых пособиях обучения буквам – строго по алфавиту («Нам не страшен серый волк- не самый лучший, так как гласные согласные идут вперемешку; а главное для уч-ся – распознание гласных, которые составляют неизменяемый «каркас слов».

2) Изучать алфавит с тех букв, которые чаще появляются в изучаемых словах, считается более оправданным для маленьких детей: M, N, S, D, B, P, T и т.д., что соответствует a mother, a father, my name is a sister, a brother, good-morning.

3) Буквы алфавита делят на 3 группы:

а) совпадающие по начертанию с буквами род. языка – А, В, С, Е, Н, К, О, Р, Т. и др.

б) частично совпадающие Y, N…;

в) совершенно отличные – F, G, I, J, L, Q…$

а) – самые трудные буквы для уч-ся, т.к. они передают иные звуки. B= (b); P= (p) и…

заглавные буквы могут совпадать, а их строчные – нет: T t.

Необходимо преодолевать интер-цию – отр. влияние род. языка в области графики, звучания.

1 задача: обучения чтения вслух – создание прочных зрительно-слухо-речедвигат. связей – правильное воссоздание звуковой формы письм. текста: мин. воспр. Eg: - слово.

2 задача: накопление зрит. образов изучаемой лексики и развитие умения.

След. трудность при обучении чтении в слух – это наличие иных способов передачи звуков буквами; а именно: исполнение буквосочетаний для изображения одного звука sh, th, ch, ee, wh, ng; наличие непроизн. букв – немая «е» в конце слова, k перед n know; gh после: - high; зависимость чтения гласных букв от типа слога; несовпадение кол-ва фонет. и орфогр. слогов в слове – take, atmosphere; одна и таже буква может служить для обозначения разн. звуков; с- (k) & (s); a – (ei) (e) и.др.; один и тот же звук может передаваться различными буквами и буквосочетаниями.

Все эти закономерности получили название правил чтения, которые изучаются вместе с формированием слухо-произносительных навыков. Формирование технич. навыков чтения вслух и запечатлению зрит. образов в долговр. памяти уч-ся служат все фонет. упражнения со зрительной опорой.

- чтение вслух однотипно с т.зр. правил чтения слов, организованных по принципу оппозиции;

- чтение вслух незнакомых слов, но читающихся по известному правилу;

- чтение вслух слов, в которых одна и таже буква читается по-разному и т.д.

Работа над фонетикой на средн. и старшем этапе. Основная задача – сохранение и совершенствование произносит. навыков, предупреждение ошибок.

Почему? – происходит «сползание» произношения, деавтоматизация произносительных навыков. Поэтому необходимо органично включать работу над произношением вобщий план каждого урока. Это выполнение фонет. зарядки с целью предвосхищения и снятия появления возможных фонет. сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных; а также с целью отработки фонет. навыков, которые оказались недостаточно сформированы или деавтоматизованы.

Работа над чтением вслух на продвин. этапе хорошая возможность увеличить фон. базу уч-ся, т.к. здесь все больше занимают времени чтение про себя. Роль чтения вслух – укрепление ассоциаций между графемами, фонемами, антонимами, присущими тексту и заложенными в память уч-ся.

Гл. условие на старшем этапе – регулярное привлечение внимания уч-ся к фонетическим явлениям в связи с расширяющимся языковым материалом в новых комбинациях.

Ф. зарядка – это чтение вслух и наизусть, декламация стихотворений, драматизация диалога, употребление пов. лексико-грамматического материала и отработка его фонетической стороны; работа на произношение путем чтения вслух. Т.е. это не только отработка звуков вначале урока (sing, sang, sung, young) но и звукосочетаний слов, предложений, текстов, содержащих фонетические явления, нуждающиеся в постоянной отработке. От простого к сложному (w) – what, water, wind, why, it’s windy. Но здесь учитель не должен объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, а стимулировать уч-ся к припоминанию правила и подведению под него языковой единицы.

КОНТРОЛЬ слухо-произносительных навыков осуществляется при выполнение РУ в аудировании, при неподготовленном заранее говорении, чтении вслух. При этом следует учитывать и различать фонолог. и нефонолог. ошибки. В соответствии с принятой аппроксимацией наличие нефонолог. ошибок допускается, при оценке – не принимается во внимание, фонолог. ошибки – нарушение правильности речи, т.к. они искажают содержание высказывания.

Стимулы: конкурсы лучшего чтеца и т.д.

??? к семинару.

1) Все о слухопроизносительных навыках.

Лекция + учебник Соловова стр. 64-79

2) Задания в учебнике стр. 71, 73, 77 (1,2)

3) Результаты и содержание фонетические навыков в ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО

4) Контроль СПН в ОГЭ и ЕГЭ

5) разработать фрагмент урока по формированию СПН в начальной школе - 3 - 5 мин.

6) Расставьте в правильной методической последовательности действия учителя по формированию и совершенствованию произносительных навыков учащихся.

- Повторение за учителем постепенно усложняющихся речевых образцов.

- Выполнение упражнений на артикуляционную гимнастику.

- Самостоятельное произнесение нового звука учащимися.

- Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук путем поднятия сигнальной карточки или руки).

- Повторение вслед за учителем данного звука в оппозициях (глухой-звонкий, долгий-краткий).

- Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно.

- Совершенствование произносительных и интонационных навыков в процессе фонетических игр, разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов.

- Объяснение артикуляции вводимого звука (сравнение с родным языком, другими звуками ИЯ).

- Произнесение вслед за учителем звука, слов, фраз с новым звуком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: