III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социологии, экономики и права

Кафедра культурологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебного курса

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

(для ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО факультета)

Специальность: 032900 «Русский язык и литература»

 

Составитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры культурологии

А. В. Святославский

Москва – 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

II. Рабочая программа

1. Цели и задачи дисциплины

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Тематическое планирование

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

8.2. Итоговый контроль

III. Методические рекомендации для преподавателей

IV. Методические рекомендации для студентов

I. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Код по ГОС ВПО – 032900

 

Название дисциплиныКультурология

 

Дидактическое содержание – Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

Трудоемкость по ГОС ВПО – 50 часов.

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Культурология» основан на требованиях Государственного стандарта к обязательному минимуму и уровню подготовки специалиста по циклу Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.Ф.04.

Цель дисциплины «Культурология» — формирование у студентов-филологов мировоззренческих основ гуманистической направленности, формирование системы ценностей, общепризнанных в современном российском обществе и основанных на отечественной культурной традиции, а также приобретение необходимых знаний, умений и навыков в теоретическом, прикладном и историческом аспектах науки о культуре, которые призваны способствовать развитию профессионального мастерства педагога и словесника в одном лице.

Задачи курса – сформировать у студентов знанияо:

· культуре как присущей социуму и индивиду системе убеждений и соответствующим ей моделям и нормам поведения;

· путях осмысления феномена культуры в истории мировой науки как сложного целого;

· многоаспектности феномена культуры;

· предметном поле наук о культуре;

· основных функциях культуры;

· понятии и видах социокультурной деятельности;

· образовательных и воспитательных аспектах понятия культуры, проблемах социализации и инкультурации;

· роли культурного наследия и культурной традиции;

· образовательном и воспитательном потенциале культурной памяти;

· типологии и морфологии культуры;

· социокультурной динамике;

· коммуникативно-семиотических аспектах культуры;

· роли ученых-филологов в формировании и развитии культурологической проблематики гуманитарного знания.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

· знать

а) основные научные подходы к формированию представления о культуре как таковой, о социокультурной деятельности и культурном наследии как составных частях культуры — и сформировавшиеся на их основе научные школы и их представителей; б) основные понятия, используемые в рамках исследований феномена культуры; в) структуру культурологического знания;

г) теоретические и прикладные составляющие науки о культуре; д) роль филологических наук в формировании и развитии культурологии как науки;

· уметь

а) свободно оперировать понятиями культурологии в профессиональной педагогической и филологической деятельности;

б) пользоваться культурологическими методами в исследовании различных проявлений культуры (в первую очередь, имеющих отношение к лингвистике и литературоведению);

в) применять полученные знания в конкретных прикладных областях работы специалиста-словесника и междисциплинарных областях, охватывающих и культурологию, и филологию (социолингвистика, семиотика, теория социальной коммуникации, теория словесности и др.).

· владеть навыками

а) анализа культурного контекста при исследовании явлений истории языка и литературы;

б) применения культурологических методов исследования культурных явлений;

в) семиотического исследования явлений культуры.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем дисциплины (час.)
Аудиторные занятия В том числе: лекции практические занятия лабораторные работы не предусмотрены не предусмотрены
Самостоятельная работа  
Общая трудоемкость  

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Вид отчетности (контрольные работы, зачет, экзамен)
3 (4) зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Разделы Лекции. Трудоемкость (час.) Самостоятельная работа. Трудоемкость (час.)
1. Культурология как наука и учебная дисциплина.    
2. Фундаментальные понятия культурологии. Культура.    
3. Морфология культуры. Компоненты культуры.    
4. Культура и цивилизация.    
5. Человек как субъект культуры в культурологии и культурной антропологии.    
6. Семиотика культуры.    
7. Культурные ценности и нормы.    
8. Типология культуры.    
9. Основы этносоциологии.    
10. Региональная типологизация культуры.    
11. Историческая типологизация культуры.    
12. Русская культура среди других культур.    
13. Межкультурная коммуникация    
14. Культурное наследие    
15. Историческая типология культур и теории локальных цивилизаций.    
16. Культура и глобальные проблемы современности.    

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Структура и состав современного культурологического знания. История становления и история термина (Л. Уайт). Культурология среди смежных наук: философия культуры, социология, социальная и культурная антропология, теория культуры. Предмет культурологии. Теоретическая культурология. Прикладная культурология. Историческая культурология.

 

2. Фундаментальные понятия культурологии. Понятие культуры. Различные подходы к определению культуры. Культура как многоаспектное явление. Культура и природа. Культура и личность. Происхождение культуры. Проблема генезиса культуры. Культура и религия. Этимологический анализ слова «культура» в сравнительно-историческом разрезе. Семантический анализ слова «культура». Культура как возделывание личности. Культура и метафизика. Культура и культ. Аксиологические аспекты понятия культуры. Различные типы определения культуры (К. Клакхон и А. Крёбер). Описательные (перечислительные), нормативные, исторические, структурные, коммуникативные, семиотические определения культуры). План содержания и план выражения. Мировоззрение как основа культуры (Х. Ортега-и-Гассет). Соотношение веры и знания. Путь веры и путь знания в освоении культуры. Культура как сумма культурного наследия и социокультурной деятельности.

 

3. Морфология культуры. Компоненты культуры. Культура материальная и духовная. Модели поведения как проявления культуры. Культурная деятельность как производство и освоение культурных ценностей и социальная коммуникация. Социальная коммуникация как производство, передача и восприятие культурных смыслов. Ценностные аспекты культуры. Витальные, социальные, политические, моральные, религиозные ценности. Общечеловеческие, локально-групповые и индивидуальные ценности. Нормы как компонент культуры. Гипотезы происхождения этических норм. Обычаи и традиции.

 

4. Культура и цивилизация. Понятие культуры в отечественной и зарубежной науке в разные эпохи. Три модуса бытия: вещи — свойства — отношения. Культура как динамичная, исторически изменяющаяся система. Происхождение понятия цивилизации. Этимология слова цивилизация. Понимание цивилизации от античности до современности. Цивилизация как высшая форма культуры (П. А. Сорокин, О. Шпенглер). Цивилизация «со знаком плюс» и цивилизация «со знаком минус» (Н. Ф. Федоров). Культурогенез. Цивилизационный подход в истории культуры. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. Проблема урбанизации и модернизации в культурологии.

 

5. Человек как субъект культуры в культурологии и культурной антропологии. Мир человека и мир природы. Природное, культурное и трансцендентное как единство мироздания. Самосознание субъекта. Социокультурная деятельность субъекта. Индивид и группа как субъекты деятельности. Культуротворческий процесс как продолжение творения мира. Различие мира человека и мира природы. Понятие личности как ключевое понятие культурологии и социологии. Триада «дух—душа—тело». Понятие сознательности и кретивности. «Вторая природа человека» Символичность, смыслополагание и коммуникативность как основы культурной деятельности. Культурная самоидентификация человека. Психосоциальная идентичность. Инкультурация и социализация. Происхождение и понимание терминов «инкультурация» и «социализация».Социализация как включенность в социум. Инкультурация как включенность в конкретную субкультуру.

 

6. Семиотика культуры. А) Коммуникационно-семиотический подход к культуре. Семиотический подход к культуре (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Р. О. Якобсон, М. М. Бахтин, У. Эко). Коммуникационная модель культуры (Э. Т. Холл, Ю. М. Лотман, М. Маклюэн), Информационно-семиотический подход к феномену культуры. Культура как надбиологическая форма информационного процесса (процесса передачи культурных текстов). Московско-тартусская научная школа и ее вклад в разработку семиотического подхода к культуре (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, Вяч. Вс. Иванов). Культура как мир артефактов. Культура как мир смыслов. Культура как мир знаков. Б) Основы семиотики. Лингвистико-коммуникационное определение знака по Ф. де Соссюру (диада «означающее — означаемое»). Логико-философское определение знака по Ч. С. Пирсу (триада «репрезентамент—интерпретант—референт»). Логический треугольник Г. Фреге. Модели отношений знак—референт. Иконические, индексные, символические знаки (по Ч. Пирсу). Модель семиозиса Ч. Морриса. Вербальные и невербальные знаковые системы в культурной коммуникации. Основные структурные уровни языка (фонетика, лексика, грамматика, стилистика). В) Понятие культурных кодов как «вторичных моделирующих систем» (Б. А. Успенский). Семиотика и история культуры. Примеры культурных кодов как средства формирования конкретной культурной среды (на примере локальных, национальных и др. культур в ту или иную эпоху). г) Искусство и изящная словесность в фокусе семотического исследования. Семиотические проблемы поэтики (теории литературы и фольклора). Проблема формирования и восприятия художественного образа как основа художественного творчества. Символичность как основа формирования образа. Искусство как коммуникация. Диалогичность как свойство языка искусства.

 

7. Культурные ценности и нормы. А) Происхождение системы ценностей. Виды ценностей. Польза, красота, истина, добро (И. Гобри, В. С. Соловьев). Наука аксиология. Г. Риккерт и созданная им система классификации ценностей. Понятие свободы. Социокультурные нормы и их функции. Общекультурные, групповые и ролевые нормы. Б) Ментальность как культурологическая категория. Уровни и особенности менталитета. Ментальность и отражение картины мира.

 

8. Типология культуры. А) Проблема типологии культуры. Иерархия культур. Единство и многообразие в культуре. Культуроцентризм и культурный релятивизм и их отражение в научных и политических концепциях. Гипотеза лингвистического детерминизма и релятивизма Э. Сепира и Б. Ли Уорфа. Типология культур и проблема культурной динамики и генезиса. Пространственные и временные аспекты типологии культур. Культура в проекции на социальное структурирование общества. Понятие индивида, группы и массовой совокупности. Культура индивида, групповая и массовая культура. Б) Научные подходы к типологии культуры. Культура традиционная, инновационная, срединная (А. С. Ахиезер). Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура (М. Мид). Семиотическая концепция типологии культуры Ю. М. Лотмана (коммуникативные типы «Я — Он и Я — Я»). Семантический и синтаксический принципы построения культурных кодов как основа построения семиотической схемы типология культуры (по Ю. М. Лотману). В) Понятия субкультуры и контркультуры. Виды субкультур. Конфессиональные субкультуры. Национальные субкультуры. Этнические субкультуры. Гендерные субкультуры. Возрастные субкульутры. Сословные субкультуры. Корпоративные субкультуры. Маргинальная культура. Понятие контркультуры, ее суть и причины, ее порождающие. Г) Массовая культура. Масса и толпа. Понятие массовой и элитарной культуры. Массовый человек как носитель «усредненной культуры» (Х. Ортега-и-Гассет).

 

9. Основы этносоциологии. Основные понятия этносоциологии. Этничность и национальность. Этнос, народ, нация. Примордиалистское, конструктивистское и дуалистическое понимание нации. Концепции этноса и нации у Ю. В. Бромлея, В. А. Тишкова. Этноцентризм и этнорелятивизм. Этногенез и его понимание и трактовка. Основы национальной политики.

 

10. Региональная типологизация культуры. а) Запад и Восток. Проблема т.н. западной и восточной цивилизации с позиций евроцентризма и культурного релятивизма. Особенности западного и восточного менталитета как основа выделения культурной оси запад-восток. Наука, искусство, философия на Западе и Востоке. б) Север — Юг. Попытки выстраивания новой типологии региональных культур «север — юг».

 

11. Историческая типологизация культуры. Линейный и дискретный подходы к истории культуры. Евроцентристская традиция различения культур по принадлежности к эпохам. Первобытная культура. Античная культура. Средневековая культура. Культура эпохи Возрождения. Культура Нового времени. Современная культура. Особенности каждого из исторических типов культур. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы культуры.

 

12. Русская культура среди других культур. Евразийское положение России как один из истоков национальных особенностей культуры. Россия и Запад. Россия и Восток. Языческое и православное в русской культуре. Византия и Русь. Этническое и национальное в русской культуре. Характерные черты менталитета, присущие русской культуре. Традиции и новации в русской культуре. Попытки выделения культурных парадигм в русской культуре от древности до наших дней (Н. А. Бердяев, И. В. Кондаков). Роль литературы в русской культуре. Литература как сознание народа (Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский).

 

13. Межкультурная коммуникация. А) Социальная коммуникация как форма социокультурной деятельности. Основы коммуникационной теории в работах Г. Лассуэлла. Коммуникационная модель «Пять W». Социальная коммуникация среди других видов коммуникации. Функциональная модель социальной коммуникации Г. Лассуэлла (контроль, корреляция, передача наследия). Понятия социального пространства и социального времени. Формы социальной коммуникации: подражание, диалог, управление, и их реализация на различных уровнях социальной структуры (А. В. Соколов). Виды социальной коммуникационной деятельности (микро-, миди- макрокоммуникация). Формы реализации различных видов коммуникации на различных уровнях в коммуникационной деятельности (по А. В. Соколову). Б) Понятие межкультурной коммуникации в приложении к индивидуальной, групповой, массовой культуре. Межцивилизационная, межнациональная, межэтническая, межконфессиональная коммуникация. Межкультурная коммуникация на уровне субкультур, выделяемых по признаку сословных, гендерных, возрастных и иных характеристик. Инструментально-прагматический подход в теории и практике межкультурной коммуникации и его сущность. Понимающий подход в теории и практике межкультурной коммуникации и его сущность. Понятие U-curve (U-кривой) в динамике МКК. Типы реакции на «чужую» культуру. Понятия интеграции и ассимиляции. Понятие аккультурации в социологии МКК (Р. Линтон, М. Дж. Херсковиц). Культуроцентризм и культурный релятивизм в аспекте межкультурного взаимодействия. Культурный контекст и его роль в коммуникации. Эдвард Т. Холл как создатель научных основ изучения межкультурной коммуникации. Феномен «культурных очков» (Э. Т. Холл). Теория высококонтекстных и низкоконтекстных культур Э. Т. Холла и ее практическое применение для анализа коммуникационного потенциала национальных культур. Теория культурных измерений Г. Хофштеде. Толерантность как условие успешной коммуникации.

 

14. Культурное наследие. А) Время, история, прошлое как культурологические категории. Концепции времени и истории. Прошлое как инокультурное пространство («чужая страна» — Д. Лоуэнталь). Прошлое как средство формирования культурных идентичностей. Представление о прошлом и его социальном потенциале в различных культурах. Социальные аспекты понятий прошлого, настоящего, будущего. Проблема историзма и реконструкции прошлого (Дж. Вико, П. Хаттон). Б) Память. Социальная память и наследие: сущность культурного наследия как социально значимых явлений. Понятие памяти, социальной памяти и исторической памяти. Социокультурные проявления памяти. Социальный спрос на наследие. Социальный опыт как основа функционирования и воспроизводства общества (А. Я. Флиер). Наследие как форма бытия и обращения духовного опыта человечества (Д. С. Лихачев). Социальные функции наследия применительно к области намеренной и естественной мемориализации. Информационная, эстетическая, утилитарная, мемориальная функции. Значение наследия для формирования и поддержания культурной идентичности. В) Памятник как объект наследия. Семиотическое и юридическое понимание памятника. и его представление в охранно-законодательных документах и научных исследованиях. Наследие и преемственность, наследие и формирование культурной традиции. Мемориальная функция как типологически определяющая функция памятника. Воспитательно-образовательный потенциал наследия и пути его реализации. Отношение маркированных по различным основаниям социальных групп к проблеме наследия в целом, к проблеме формирования содержания и формам культуры увековечения.

 

15. Историческая типология культур и теории локальных цивилизаций. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Теория «высоких культур» О. Шпенглера. Теория культурных суперсистем П. А. Сорокина. Идеациональная, идеальная, сенсуалистическая культура у П. А. Сорокина. Теория цивилизаций А. Тойнби. Теория цивилизаций С. Хаттингтона.

 

16. Культура и глобальные проблемы современности. Глобализм как проблема современности. Глобализация и сопротивление ей. Понятие процесса глокализации. Формирование единого информационного поля. Глобализация как угроза национальной, этнической, региональной идентификации. Глобализация и американская культурная агрессия. Россия в условиях глобализации.

5.3. Тематическое планирование

Разделы Лекции (2 ак. часа) Самостоятельные занятия (1 ак. час)
1. Культурология как наука и учебная дисциплина. 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. 1. Культурология как наука и учебная дисциплина.
2. Фундаментальные понятия культурологии. Культура. 1. Фундаментальные понятия культурологии. Культура. 1. Фундаментальные понятия культурологии. Культура.
3. Морфология культуры. Компоненты культуры. 1. Морфология культуры. Компоненты культуры. 1. Морфология культуры. Компоненты культуры.
4. Культура и цивилизация. 1. Культура и цивилизация. 1. Культура и цивилизация.
5. Человек как субъект культуры в культурологии и культурной антропологии. 1. Человек как субъект культуры в культурологии и культурной антропологии. 1. Человек как субъект культуры в культурологии и культурной антропологии.
6. Семиотика культуры. 1. Семиотика культуры. 1-2. Семиотика культуры.
7. Культурные ценности и нормы. 1. Культурные ценности и нормы. 1. Культурные ценности и нормы.
8. Типология культуры. Типология культуры. Типология культуры.
9. Основы этносоциологии. 1. Основы этносоциологии. 1. Основы этносоциологии.
10. Региональная типологизация культуры. 1. Региональная типологизация культуры. 1. Региональная типологизация культуры.
11. Историческая типологизация культуры. 1. Историческая типологизация культуры. 1. Историческая типологизация культуры.
12. Русская культура среди других культур. 1. Русская культура среди других культур. 1. Русская культура среди других культур.
13. Межкультурная коммуникация. 1. Межкультурная коммуникация. 1. Межкультурная коммуникация.
14. Культурное наследие 1. Культурное наследие 1. Культурное наследие
15. Историческая типология культур и теории локальных цивилизаций. 1. Историческая типология культур и теории локальных цивилизаций. 1-2. Историческая типология культур и теории локальных цивилизаций
16. Культура и глобальные проблемы современности. 1. Культура и глобальные проблемы современности. 1. Культура и глобальные проблемы современности.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Афанасьев В. В. Социология истории. Учебное пособие. М.: Канон+, 2008.

2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект-пресс, 2000.

3. Культурология:История мировой культуры / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование; Юрайт, 2010.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.

Дополнительная:

1. Акопян К. З. В поисках утраченного смысла. Н.-Новгород, 1997.

2. Акопян К. З. XX век в контексте искусства. М.: Академ. проект, 2005.

3. Антология исследований культуры. В 2 Т. СПб., 1997.

4. Арутюнова Н. Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. М., 2000.

5. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1999.

6. Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

7. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.

8. Барт Р. Война языков. // Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г. Косикова, В. Мурат. М., 1994.

9. Барт Р. S/Z. Пер. с фр. / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

10. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

11. Барт Р. Нулевая степень письма / Пер. с фр. М.: Академический проект, 2007.

12. Бахтин М. М. Автор и герой художественного произведения // Эстетика словесного творчества. М., 1985.

13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. Изд.2-е. М.: Искусство, 1986.

14. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

15. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: Учебник для вузов. М.: РГГУ, 2001.

16. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.

17. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.

18. Бодрийар Жан. К критике политической экономии знака / Пер. с фр. Д. Кралечкин М.: Академический проект, 2007.

19. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

20. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. // Начала. М., 1994.

21. Век XX — анфас и в профиль: размышления о столетии, ставшем историей. М.: ИД «Новый век», 2001.

22. Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. СПб: ИЦ «Гуманитарная академия», 2004.

23. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

24. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2006.

25. Воробьев А. М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества. Екатеринбург, 1998.

26. Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука: Учебное пособие. М.: Диалог-МГУ, 1997.

27. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

28. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: «Новое литературное обозрение», 1996.

29. Гаспаров Б. М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

30. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.

31. Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказ о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.

32. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: РУДН, 2001.

33. Гришаева Л. И, Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. 4-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2007.

34. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

35. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гносис, 2003.

36. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

37. Дюргейм Эмиль Социология образования. Пер с фр. / Науч. ред. В. С. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996.

38. Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой // Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. С. 195—231.

39. Звегинцев В. А. Человек и знак // Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

40. Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск, 1990.

41. Иванов Вяч Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. III: Работы по мировой культуре и сравнительному литературоведению. М.: Языки слав. культуры, 2004.

42. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. М, 1998.

43. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. I: Знаковые системы; Кино; Поэтика. М.: Языки рус. культуры, 1998.

44. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. II: Статьи о русской литературе. М.: Языки рус. культуры, 2000.

45. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.

46. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11 С. 26—34.

47. Иконникова С. Н. История культурологии. СПб., 1996.

48. Ионин Л. Г. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 41—48.

49. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2004.

50. Ирхин Ю. В. Социология культуры: Учебник. М.: Экзамен, 2006.

51. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. проф. Г. В. Драча. Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

52. История русской культуры IX—XX вв.: Пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина; под ред. Л. В. Кошман. 4-е изд., испр. М.: Дрофа, 2003.

53. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

54. Кармин А. С. Культурология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2010.

55. Клакхон К. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб., 1998.

56. Кнабе Г. С. Семиотика культуры // Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. М.: Рос. гос. гуманит. университет, 2006. С. 106—142.

57. Кондаков И. В. Культура России: Учеб. пособие. М.: Изд. Дом «Университет», 2000.

58. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

59. Кравченко А. И. Культурология. 9-е изд. М.: Академический проект; Гаудеамос, 2009.

60. Крёбер Альфред Л. Стиль и цивилизация // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 225—270.

61. Кузнецова Т. Ф. Историзм и тезаурусный анализ культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» 2008. № 9.https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Kuznetsova/.

62. Культура памяти. Сб. науч. статей / Под ред. Э. А. Шулеповой (Рос. институт культурологии). М., 2003.

63. Культурология / Под ред. проф. Г. В. Драча. 15-е изд. Ростов н/Д., 2008.

64. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: ТТ. 1—2. СПб: Университетская книга; Алетейя, 1998.

65. Культурология: Люди и идеи. М.: Академический проект; РИК, 2006 (Серия «Энциклопедия культурологии»).

66. Кучмаева И. К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.

67. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

68. Леви - Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

69. Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гносис, 2007.

70. Лихачев Д. С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 1985.

71. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

72. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

73. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: «Искусство-СПБ», 1994.

74. Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: «Искусство-СПБ», 1997.

75. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.

76. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.

77. Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2004.

78. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / Пер. с англ. М.: Академический прект; Фонд «Мир», 2005.

79. Маклюэн М. Понимание медиа / Пер. с англ. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

80. Малерб М. Религии человечества. М.— СПб., 1997.

81. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПБ.: Университетская книга, 2000. С. 7—233.

82. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против» М.: Гуманитарий, 2003.

83. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. I (А-Л) и II (М-Я). СПб.: Университет культуры, 2000

84. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Сб. науч. трудов / Под ред. Л. И. Гришаевой, Т. Г. Струковой. Воронеж, 2002.

85. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

86. Моррис Ч. У. Знаки и действия // В кн.: Семиотика. Антология / Сост. и ред.: Ю. С. Степанов. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 129—143.

87. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // В кн.: Семиотика. Антология / Сост. и ред.: Ю.С. Степанов. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 45—97.

88. Мосалев Б. Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. М., 1998.

89. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

90. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. М.: Акад. проект, 2004.

91. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс М.: АСТ: СТ Москва, 2008.

92. Основы культурологии/ Отв. ред. И. М. Быховская. М., 2005.

93. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарика, 2003.

94. Пирс Ч. С. Из работы «Элементы логики» // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 165—226.

95. Прикладная культурология в контексте научного знания. Библиогр. указатель: 1999—2001. Сост. М. А. Кинсбурская, М.: РИК, 2003.

96. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. Издание 2-е, исправленное. М.: ЧеРо, Добросвет, 1999

97. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Книга для чтения. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

98. Савельев В. В. О преемственности в культурологии // Политическое консультирование. 2007, № 2. С. 206—218.

99. Савельев В. В. Очерки прикладной культурологии: Генезис, концепция, современная практика. М.: РАУ, 1993.

100. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: В поисках утраченного. М.: «Языки русской культуры», 1997.

101. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом: Учебное пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

102. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: Теория и история. В 2 т. Т. 1. Конструирование истории. М.: Наука, 2003. Т. 2. Образы прошлого. М.: Наука, 2006.

103. Святославский А. В. Традиция памяти в Православии. М.: Древлехранилище, 2004.

104. Святославский А. В. E pluribus unum: О семантическом единстве понятия культура в связи с понятием образования // Образование в пространстве культуры. Вып. 2 / И.М. Быховская отв. ред. М.: РИК, 2005. С. 38—44.

105. Селезнева Е. Н. Культурное наследие и культурная политика России 1990-х. М.: РИК, 2003.

106. Сепир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологии. М., 1993.

107. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

108. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.

109. Сорокин П. А. Система социологии. М.: Астрель, 2008.

110. Сусов И. П. Семиотика и лингвистическая прагматика // Язык, дискурс и личность. Тверь, 1990.

111. Теоретическая культурология / Отв. ред. О. К. Румянцев, ред. Ю. А. Шеманов. М.: РИК, Деловая книга, Академ. проект, 2005.

112. Теория метафоры / Сост. Н.Д. Арутюнова. М., 1990.

113. Тодоров Ц. Семиотика литературы // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 371—376.

114. Тойнби А. Христианское понимание истории // В кн.: Философия ис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: