Вопрос 21. Проблема личности в философии




Вопрос 20. Проблема индивидуальности в философии

Проблемой индивидуальности занимались Резвицкий, Гуревич, Коган, Бабкин. Индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на нетривиальность человеческого существа. Если употребляя слово "индивид", мы пытаемся отметить связь человек с другими представителями человеческого рода, то понятие "индивидуальность", напротив, выделяет человека из массы, из группы. Здесь преодолевается "атомарность", "элементарность", "экземплярность" человека. Вместе с тем проступает непохожесть данного субъекта на других. Историко-философские учения:

1. Натуралистическая модель индивидуальности: сущность человека является природной.
Фейербах говорит: «Мое тело есть Я».

2.Теоиентрическая модель: Августин. Абеляр: Человек есть образ и подобие Бога.
Индивидуальность человека создается через его индивидуальный путь к Богу.

3. Социологическая модель: философия Просвещения: Гельвеции, Дидро, Локк: Человек -
субъект своих прав и свобод. Индивидуальность приобретает гражданско-правовой статус.

4.Аксиологическая модель: эпоха Возрождения: Петрарка, Сервантес: Индивидуальность
- это персонифицированная форма человеческой духовности.

Кант: учение об умопостигаемом характере человека.

М.Штирнер: «Я и есть моя ценность». Свойства Я: единственность, неповторимость,

владение, собственность, творчество, абсолютная свобода. В духе эгоизма - я -

единственный, весь мир в моем владении.

В философии выделяют 2 подхода понимания индивидуальности:

1) индивидуальность - это уникальность, специфичность (Гуревич);

2) индивидуальность - это комплекс единичных особенностей человека (природных,
социальных и духовных).

Реализация человеческой индивидуальности в обществе затруднена, т.к. общество заинтересовано в формировании среднего человека. Поэтому индивидуальность реализуется во внутренней, духовной сфере. Существуют культуры благоприятные и неблагоприятные (коллективистские) для формирования индивидуальности. Массовая культура неблагоприятна для индивидуальности, но она имеет и позитивную сторону'. Это объективные причины. Существуют и субъективные причины, которые мешают формировать индивидуальность: 1) культурная развитость человека, 2) насколько человек владеет средствами культуры.

 

Вопрос 21. Проблема личности в философии

Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид. Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его обшесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

Индивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присуши и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Историко-философский аспект: Модели личности:

1. Марксистская модель: личность - это социальное качество человека. Человек
формируется всегда как классовый индивид.

2. Экзистенциалистская модель (Бердяев «Проблема человека»): личность - это категория
духа, а не природы. Внутренние качества человека в его личностном самоопределении:

1)свобода(внутренняя);

2)творчество (трансцендирование через общение, а объективация через труд);

3)боль - метафизическая боль;

4)несамодостаточность - личность формируется в отношениях Я-Ты;

5)недостаточность - жизнь человека ограничена временными рамками.

3. Модель личности Соловьева: человек как личностно-общественное существо. И
структуре личности выделяет измерения:

-природное;

-социальное;

-духовное (главное).

Соловьев выделяет проблематику нравственности личности: человек имеет первичные

.нравственные начала - стыд, благоговение, жалость, через них он приходит к

нравственности.

Взаимодействие общества и личности:

1) Социализация - обретение социального опыта через социальные роли, ценности,
социальные роли.

2) Индивидуализация - общество стремится подчинить себе личность, усреднить,
отипизировать ее. Общество отштамповывает личность. А человек-индивид стремится
сохранить свою индивидуальность, свое лицо через свободу выбора и ценностную
идентификацию.

Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Это обнаруживается и тогда, когда мы бросаем ретроспективный взгляд на исторический процесс, и на современном уровне развития общества. В условиях первобытного общества человек еще полностью слит с социальной общностью, членом которой он является (род, племя), не осознает себя как самостоятельная личность и на самом деле еще не является ею. Человек, по выражению К. Маркса, еще не оторвался от пуповины естественных связей. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада родоплеменного коллектива и отделения личных интересов от общественных. То, что верно для филогенеза человеческого рода, верно и для онтогенеза

- процесса развития отдельного индивида. С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное — социального созревания, социализации.

А является ли личностью каждый современный, взрослый, психически нормальный человек? Разумеется, нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях. Личность — это не просто носитель исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности. Прав был выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, когда писал: "Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается". Автономность личности отнюдь не означает, что ее позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет на "красный свет", в каждом конкретном случае это позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: