IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ




Курс культурологии как таковой, а тем более в адаптации для филологических специальностей, представляет, на наш взгляд, для студента немалый интерес в нескольких аспектах.

Во-первых, с точки зрения общеобразовательной. Здесь мы имеем в виду разделы представленной в данном УМК программы, посвященные сущности, происхождению, генезису, социальной динамике и типологии культуры, этносоциологии, пониманию феномена цивилизации, проблемам цивилизации — и некоторые другие.

Во-вторых, ряд тем и проблем представляет узкопрофессиональный интерес для лингвиста и литературоведа: это разделы, связанные с семиотикой, коммуникативистикой, историей культуры (она немыслима без истории литературы и языка), эстетикой.

В-третьих, очевидно просматривается большой блок вопросов, имеющих отношение к формированию педагогической эрудиции и педагогического мастерства — ведь студенты филологического факультета педагогического вуза напрямую ориентированы на преподавательскую деятельность, причем в значительной степени, — в средней школе, где мало быть хорошим специалистом-словесником, но необходимо быть хорошим педагогом. В этом отношении представляют интерес разделы, связанные с формированием системы ценностей, нормами и моделями поведения, проблемами социализации, инкультурации, проблемами массовой культуры, субкультур и молодежной контркультуры и др.

И наконец, курс культурологии так или иначе охватывает круг вопросов, осмысление которых может повлиять на решение проблем личного поведения, по большому счету — помочь формированию полноценной личности самого студента, которому предстоит выжить в современном непростом мире, не растеряв определенных идеалов, завещанных прошлым, без чего невозможно воспитывать и научать других. Мы имеем в виду проблематику разделов, связанную с межкультурным взаимодействием в различных формах и на различном уровне: межцивилизационном, межнациональном, межконфессиональном, на уровне субкультур, выделяемых по социальным, гендерным, возрастным и др. основаниям. Не секрет, что «проблемой проблем» среди молодежи является общение и построение разного рода межличностных отношений, постоянно вызывающее конфликтные ситуации. Причиной является то, что при этом «сталкиваются» мужская и женская культура; культура молодости и культура зрелости (или старости); этнонациональные особенности культуры и т.д. Казалось бы, разрешением трудностей на этом пути занимается практическая психология, но для того, чтобы что-то решать на практическом уровне, необходимо ясно представлять себе (и иметь мужество признать!), что мир являет собою сложное переплетение культур, и не все в этом мире видят действительность такой, какой ее вижу я как носитель определенной культуры.

Особо следует обратить внимание на раздел, посвященный культурному наследию: проблемам его формирования, передачи, освоения и, главное, — необходимо прийти к пониманию смысла всей этой деятельности человечества по трансляции культурного опыта из поколения в поколение. Данный раздел программы, в принципе, имеет отношение ко всем вышеперечисленным аспектам: общеобразовательному, воспитательному, узкопрофессиональному и личностному. Ведь проблема осмысления роли прошлого и использования культурного опыта должна быть предметом не одной только исторической науки, но предметом общественного и общенаучного интереса. А с этим в современной России немало трудностей. Недооценка прошлого, стремление поскорее оторваться от него, упование на один технологический прогресс как на панацею, нежелание честно осмыслить собственное прошлое — все это «слабые места» современного человека и общества, в том числе здесь в России. В то же время Россия по-прежнему сильна именно своей культурной традицией, основанной на определенной системе духовных ценностей, и какая-то часть общества должна профессионально решать задачи, связанные с передачей и освоением культурного опыта. Филолог-русист относится именно к данной категории, и должен быть готов ответить на вопрос, почему он призывает своих учеников обратить взор на произведения литературы, создававшиеся в те времена, когда не было ни компьютеров, ни спутников, ни нанотехнологий, ответить на вопрос, насколько и почему роман в стихах «Евгений Онегин» может оставаться полезным и приятным для души современного россиянина.

Для того, чтобы в процессе обучения и подготовки к зачету студенту было легче осваивать материал, предлагаем список вопросов и заданий для самостоятельных занятий и самоконтроля.

 

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое культура?

2. Откуда происходит слово «культура», и какие значения оно имеет в современном русском языке?

3. Каким образом обходился без слова «культура» русский язык до его заимствования?

4. Какие подходы к определению культуры вы знаете?

5. Что изучает культурология?

6. Чем занимается теоретическая, а чем прикладная культурология?

7. Почему существует так много научных определений культуры?

8. Где кончается культура и начинается природа?

9. Что такое личность человека и какова ее роль в формировании понятия культуры?

10. Существует ли генезис культуры? Объясните свою позицию.

11. Как соотносятся культура и религия?

12. Как понятие культуры связано с понятием образования?

13. Дайте свое определение культуры.

14. Что такое менталитет?

15. Из чего складывается культура?

16. Что лежит в основе выделения различных культур?

17. Что такое материальная и духовная культура?

18. Дайте определение социальной коммуникации?

19. Можно ли определить культуру как своего рода коммуникацию?

20. Что такое культурные ценности, и какую роль они играют в жизни общества?

21. Какие культурные ценности вы можете назвать?

22. Что понимают в культурологии под социокультурной деятельностью? Что она включает в себя?

23. Какие виды коммуникации выделил Г. Лассуэлл?

24. Что такое социальное пространство и социальное время?

25. Зачем нужны нормы социального поведения?

26. Откуда происходят нормы?

27. Как формируются обычаи и традиции?

28. Как вы понимаете слово «цивилизация»?

29. Какие понимания цивилизации вам известны из истории, социологии и культурологии?

30. Откуда происходит слово «цивилизация»?

31. Как соотносятся понятия культуры и цивилизации у разных ученых? Приведите примеры.

32. Цивилизация — это хорошо или плохо?

33. Что такое модернизация в истории мировой культуры?

34. Как вы понимаете термин «трансцендентный» применительно к картине мироздания?

35. Что стоит за понятиями сознательности и креативности, присущим человеческой личности?

36. Что означает культурная идентификация?

37. Социализация и инкультурация. Это синонимы или нет? Дайте свое определение тому и другому понятию.

38. Что называют «второй природой» человека?

39. Что скрывается за словосочетанием «семиотика культуры»?

40. Опишите суть коммуникационно-семиотического подхода к культуре.

41. Что такое социальная коммуникация?

42. Назовите представителей коммуникативно-семиотического направления в культурологии и культурной антропологии в России и за рубежом.

43. Что такое знак?

44. Что такое семиозис?

45. Что такое культурные коды?

46. Как соотносятся естественный язык и культура? Какова роль языка в куль туре?

47. Что говорили о знаках Ч. С. Пирс и Ф.де Соссюр?

48. Как различить иконические, индексные и символические знаки? Приведите примеры тех, других и третьих.

49. Что такое вербальная и невербальная коммуникация?

50. Можно ли представить культуру как мир передаваемых знаков и культурных кодов?

51. Попробуйте описать искусство как коммуникацию.

52. Что такое символичность? Дайте свое определение символа.

53. Почему свойство символичности лежит в основе создания художественного образа?

54. Что Б. А. Успенский назвал «вторичной моделирующей системой»?

55. Как проявляется диалогичность в искусстве?

56. Чем занимается раздел культурологии, называемый «Типология культуры»?

57. На основании чего мы можем выделять разные типы культуры?

58. Какие признаки кладут в основание тех или иных классификаций культурных типов? Приведите примеры.

59. Как вы понимаете культуру индивида и групповую культуру?

60. Что такое массовая культура?

61. Объясните значение понятий «культуроцентризм» и «культурный релятивизм». Почему они так важны для геополитики? Приведите конкретные примеры проявления культуроцентризма и культурного релятивизма в основе тех или иных политических действий в разные эпохи.

62. Как вам видится иерархия культур?

63. Что такое субкультуры? Приведите примеры субкультур, выделяемых по различным основаниям.

64. Как проявляются единство и многообразие в культуре?

65. Что такое традиционная, инновационная, срединная культуры?

66. Что такое постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры?

67. Опишите семиотическую модель классификации культур Ю. М. Лотмана.

68. Что такое контркультура и отчего она возникает?

69. Как вы понимаете термины «нация» и «этнос»? Какие понимания вы встречали в науке?

70. Что такое примордиализм и конструктивизм в определении нации?

71. Оправдана ли, по-вашему типологизация культур по принципу «Восток—Запад» как основа региональной типологизации в современном мире?

72. Приведите примеры исторической типологизации культуры. Почему Л. П. Хартли и Д. Лоуэнталь назвали прошлое «чужой страной»?

73. В чем выражаются линейный и дискретный подходы в типологии культуры?

74. Каковы особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов культуры?

75. Каковы главные особенности русской культуры среди иных культур?

76. Какие факторы действовали в процессе формирования современной русской культуры?

77. Дайте свое определение коммуникации, социальной коммуникации, межкультурной коммуникации.

78. Как вы понимаете межкультурную коммуникацию?

79. Какие формы и уровни межкультурной коммуникации вы знаете?

80. Опишите динамику межкультурной коммуникации. Что такое U-кривая в теории МКК?

81. Что такое «культурные очки» и кто автор этого понятия?

82. Какую коммуникацию можно считать успешной, и какие условия лежат в основе успешной коммуникации?

83. В чем суть инструментально-прагматического подхода в теории и практике межкультурной коммуникации?

84. Что такое понимающий подход в теории и практике межкультурной коммуникации?

85. Что стоит за понятием аккультурации в культурной антропологии?

86. Какие виды аккультурации можно выделить?

87. Что такое культурный контекст в коммуникации? Какова его роль?

88. Опишите теорию культурного контекста Э. Т. Холла.

89. Что такое культурное наследие и какова его роль в обществе?

90. Зачем сегодня нужно обращаться в прошлое?

91. Что и зачем общество пытается передать из прошлого в будущее?

92. Что такое социальная память?

93. Как вы понимаете историческую память?

94. Какие существуют социальные функции наследия?

95. Что стоит за понятием «реконструкции прошлого»? Зачем оно нужно?

96. Что такое теории локальных цивилизаций?

97. Что вы знаете о теории «высоких культур» О. Шпенглера и теории культурных суперсистем П. А. Сорокина. Чем они похожи?

98. Назовите основные положения теории цивилизаций А. Тойнби.

99. Кто такой С. Хаттингтон, и какой он видел геополитическую картину современного мира?

100. Что такое глобализация? Глобализация — это хорошо, или плохо?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: