Основные этапы жизненного и творческого пути




Личность А. С. Пушкина.

1. Детство (1799 – 1811). Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской семье. Отец его, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду, хотя и обедневшему, мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей: у детей были французские гувернантки и гувернеры, в доме разговаривали по-французски и читали французские книги. Первыми учителями родного языка для Пушкина стали бабушка, Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

2. Лицейский период (1811 – 1817). 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, одним из воспитанников которого стал А.С. Пушкин. Лицей должен был готовить людей для государственной службы, приравнивался к российским университетам. Любимыми преподавателями Пушкина в Лицее были профессора А.П. Куницын, А.И. Галич, Н.Ф. Кошанский. Вскоре после того, как открылся Лицей, началась война 1812 года. Через Царское Село шли войска, лицеисты их провожали. Всех охватило глубокое патриотическое чувство, оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Причастность к исторической судьбе народа предопределило дальнейшее развитие творчества Пушкина как русского национального поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в лицейское время, стало стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, которое он читал 8 января 1815 года на первом экзамене в присутствии знатных гостей, среди которых был и Г.Р. Державин. В лицейские годы Пушкин написал ряд других стихотворений – “Певец”, “Городок”, “Пирующие студенты”, “К другу стихотворцу”, послания друзьям – Пущину, Дельвигу, Илличевскому. В стихотворении “Лицинию” звучат политические мотивы: изображая Древний Рим. Пушкин рассказывает о падении этой могучей державы. Гражданин Рима Лициний уходит из Рима, потому что “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”. Современники усматривали в этом стихотворении аналогию с Россией.

Главное, чем запомнился Лицей Пушкину, - патриотическим подъемом 1812 года и тесной лицейской дружбой. К дате открытия Лицея Пушкин написал многие стихотворения – “19 октября” (1825), “19 октября 1827” (“Бог помочь вам, друзья мои”), “19 октября 1828”, “Чем чаще празднует Лицей” (1831), “Была пора, наш праздник молодой” (1836).

3. Петербургский период (1817 – 1820). После окончания Лицея Пушкин вместе с лицейскими товарищами получил назначение на службу в Коллегию иностранных дел, до начала службы побывал в Михайловском, во время небольшого отпуска, который давался “для устройства личных дел”.

Жизнь, которую вел Пушкин в Петербурге в это время, напоминала петербургскую жизнь Евгения Онегина: балы, маскарады, обеды, дружеские встречи сменяли друг друга. Пушкин увлекся театром и в 1820 году написал статью “Мои замечания о русском театре”. Однако шумная столичная жизнь – это лишь одна, внешняя сторона того, что он делал. Он много писал: в марте 1820 года закончил поэту “Руслан и Людмила”, которую высоко оценил Жуковский, прислав Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю – ученику от побежденного учителя”. В эти годы Пушкиным созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, многочисленные эпиграммы на Александра I и его вельмож. В стихотворениях Пушкина обличалось рабство, самодержавный деспотизм, они призывали к активному действию, к свободе и быстро распространились в обществе. Будущие декабристы читали их на заседаниях общества “Зеленая лампа”. Молодой вольнодумец не мог остаться безнаказанным: император хотел сослать поэта в Сибирь, но заступничество Жуковского, Карамзина, Глинки смягчило наказание. Пушкина “перевели” по службе на юг России.

4. Южная ссылка (1820 – 1824). С середине мая 1820-го года Пушкин прибыл в Екатеринослав под начало наместника края генерала Инзова, который отнесся к нему мягко и доброжелательно. Вскоре поэт познакомился с семьей генерала Раевского, которая путешествовала к Кавказским Минеральным водам, и отправился с ними. Восторженно относился Пушкин к Марии Раевской, впоследствии Волконской, посвятив ей стихотворения: “Редеет облаков летучая гряда”, “Не пой, красавица, при мне…”, “Таврида”; в 1828 году он посвятил ей “Полтаву”. В сентябре 1820 года, расставшись с Раевскими, Пушкин приехал в Кишинев, куда была переведена канцелярия Инзова. В течение трех с небольшим лет южной ссылки Пушкиным были созданы лирические стихотворения (“Кинжал”, “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Черная шаль”), романтические поэмы “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, возник замысел “Цыган”, над которыми Пушкин работал уже в Михайловском, в мае 1823 года поэт начинает работать над романом в стихах “Евгений Онегин”. В августе 1823 года Пушкин получил новое назначение - в Одессу, но отношения его с новым начальником, генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым не сложились. Воронцов видел в Пушкине мелкого чиновника, а Пушкин уже был известным поэтом. Воронцов добился того, что опального поэта уволили с государственной службы и выслали в Псковскую губернию, в имение матери Михайловское, под надзор местных властей.

5. Михайловский период (1824 – 1826). В августе 1824 года Пушкин прибыл в Михайловское. Оторванность от друзей, одиночество, поднадзорное положение, неопределенность срока наказания – все это создавало у Пушкина тяжелое, подавленное настроение. Однако вскоре он сблизился со своими соседями Осиповыми в Тригорском, заинтересовался жизнью крестьян: разговаривал с ними, бывал на шумных ярмарках и народных гуляньях. Именно здесь, в Михайловской ссылке, завершается перелом в его художническим мировоззрении и он окончательно формируется как художник-реалист. В ноябре 1825 года Пушкин заканчивает трагедию “Борис Годунов”, посвященную событиям Смутного времени, главной в которой является проблема отношений царя, боярства и народа. Тема трагедии – приход к власти путем преступления – злободневно прозвучала в современной Пушкину России. Писатель стремился постичь прошлое, объяснить его и в то же время говорил о современности. В Михайловском написаны знаменитые стихотворения Пушкина: “К морю”, “Я помню чудное мгновенье”, “19 октября”, “Пророк”, поэму “Граф Нулин”, “Песни о Сеньке Разине”, центральные главы “Евгения Онегина”, В Михайловском Пушкина навестили друзья – Пущин и Дельвиг, здесь же Пушкин узнал о восстании в Петербурге 14 декабря 1825 года.

6. Московский период (1826 – 1829). Вызванный из псковской ссылки Пушкин сразу же прибыл на аудиенцию к Императору Николаю I. Об их беседе известно немного, но Пушкин не скрыл от царя своего сочувствия декабристам и того, что, если бы он присутствовал в Петербурге в момент восстания, он разделил бы участь своих товарищей. Император проявил “милосердие” – он “простил” Пушкина и даровал ему высочайшую милость: обещал быть цензором его произведений. Это поставило Пушкина в зависимое и тягостное положение: без личного согласия царя и Бенкендорфа он не мог начать печатать ни одного произведения. Несмотря на это, 1826 – 1829 годы пушкинисты называют годами расцвета пушкинской лирики. В это время созданы многие из его лирических произведений – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о миссии поэта, возвышенные стихотворения о любви: “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Воспоминание”, “Дар напрасный, дар случайный”, “Анчар”, “Я вас любил”, “Цветок”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, “Арион”, “Во глубине сибирских руд” и многие другие.

7. Болдинская осень, 1830 год. Этот период отмечен небывалым взлетом творческого вдохновения Пушкина. Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько драматических произведений, названных “Маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и его работнике Балде”, и не сколько знаменитых лирических стихотворений, среди которых “Бесы”, “Элегия”, “Прощание”, “Для берегов отчизны дальной”. В ноябре 1830 года Пушкин покинул Болдино, а в феврале 1831 года состоялось венчание его с Наталией Николаевной Гончаровой.

8. 2-й Петербургский период (1831 – 1833). В это время в творчестве Пушкина особое место заняла историческая тема: он начинает собирать материал для “Истории Пугачева”, вновь уезжая осенью 1833 года в Болдино, пишет поэму “Медный всадник”. Эта поэм – одна из вершин пушкинского гения. В ней Пушкин поднимает сложнейшую философскую проблему взаимоотношений личности и государства. Государственное начало олицетворено в символическом образе Петра – Медного всадника. Признавая исторические заслуги преобразователя России, Пушкин открывает поэму восторженным гимном устроителю Петербурга. Однако в центральной части “Медного всадника” изображается страшное наводнение и трагедия петербуржцев, один из которых – бедный чиновник Евгений. Его трагедия оканчивается безумием, попыткой вступить в спор с всесильным “державцем полумира” и гибелью Евгения. Поэма была запрещена “высочайшим цензором” и опубликована лишь после смерти Пушкина со многими цензурными искажениями. В эти же годы Пушкин работает над прозой, посвященной народным волнениям, крестьянским бунтам - он пишет роман “Дубровский” и начинает работу над повестью “Капитанская дочка”.

9. Заключительный период (1834 – 1837). Последние годы жизни Пушкина были отмечены материальными трудностями, литературным одиночеством, обострившимися отношениями с царским двором, вызванными тем, что накануне 1834 года Пушкину было пожаловано придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин подал прошение об отставке – в ответ на это ему запретили работать в архивах, он вынужден был забрать прошение. Летом 1835 года ему удалось получить отпуск на 4 месяца и уехать в Михайловское. В Михайловском было написано одно из лучших философских стихотворений Пушкина “Вновь я посетил”, продолжена работа над “Капитанской дочкой”. В начале 1836 года Пушкин получил разрешение на издание литературного журнала, первый номер которого вышел в апреле 1836 года. В “Современнике” печатали произведения Жуковский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Кольцов, Тютчев. Художественный уровень “Современника” был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов русская периодика еще не знала. Осенью 1836 года Пушкин закончил повесть “Капитанская дочка”, которая также была опубликована в “Современнике” и стала духовным началом и политическим завещанием Пушкина соотечественникам. Защищая честь своей семьи и свою собственную, Пушкин был ранен на дуэли 27 января 1837 года и умер 29 января. Его похоронили в Святогорском монастыре рядом с могилами его предков. Незадолго до гибели Пушкин написал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, выразив в этом поэтическом завещании то, чему служил всю жизнь:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: