Введение.
Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что российскую систему образования считают неэффективной: ученики не испытывают радости, проводя время в школе, бесполезно зазубривают материал, многое не запоминают, школа убивает желание учиться. Поскольку в будущем я решила заняться педагогической деятельностью, мне стала интересна эта тема.
Актуальность – в последнее время увеличилось количество негативных высказываний о школе и важно понять, насколько объективны эти обвинения.
Гипотеза – используемые ныне методы в обучении школьников являются не самыми эффективными и требуют доработки.
Цель – изучить, как проходит образовательный процесс в нашей школе и разработать возможные предложения учеников учителям.
Задачи:
1.Познакомиться с имеющимися по данной теме актуальными статьями.
2.Составить вопросы для анкеты.
3.Провести анкетирование.
4.Проанализировать полученные результаты.
5.На основе полученных выводов разработать рекомендации учителям.
Методы:
сбор и анализ информации об эффективных методах обучения,
проведение и анализ опроса, выводы.
Проект рассчитан на 2016-2017 учебный год.
Практическим выходом моей работы стали рекомендации учеников учителям.
Проблемы мотивации в обучении.
Мотивация – это то, что заставляет нас настойчиво и упорно двигаться к своей цели. Зачастую родителям приходиться заставлять ребенка сесть за уроки. При этом школьник, находящийся под давлением взрослых, не получает удовольствия от учебы и в итоге полностью теряет интерес к получению знаний. Поэтому повышение мотивации к обучению у школьников является очень важным аспектом.
Учебно-исследовательская деятельность является ведущей для учащихся средних общеобразовательных учреждений любого типа. В основном устойчивая учебная мотивация школьников формируется к концу обучения в IV классе.
Отношение подростков к учёбе зависит от их интереса, уровня интеллекта, развития кругозора, личностного развития, объёма и прочности знаний. Наряду с этим, отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к преподающему его учителю. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но беспристрастных, которые по-доброму относятся к детям, ставят справедливые оценки.
Отношение подростка к учёбе, а также его учебно-исследовательская деятельность, в значительной степени предопределяется его отношениями с папой и мамой. Такие семейные факторы, как низкий культурно-образовательный уровень, девиантное поведение родителей, неправильное воспитание в семье, негативно сказываются на физическом и психическом развитии несовершеннолетних и их отношении к учёбе.
Подчеркнём, что помимо социально-психологических факторов, отношение подростков к учебной деятельности предопределяется и медицинскими факторами, к которым относятся состояние нервно-психического здоровья, особенности питания и др.
В подростковом возрасте проявлениями нервно-психической патологии чаще всего являются депрессия, нарушения поведения, зависимости, расстройство адаптации. Депрессия характеризуется ухудшением настроения, ленью, раздражительностью, апатией, вялостью, грубостью. В состоянии депрессии подросток не может себя заставить сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии своевременного лечения несовершеннолетний начинает пропускать некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу. Такого подростка наказывают в школе и дома, что лишь усугубляет ситуацию, так как несовершеннолетний становится драчливым, конфликтным, нетерпеливым, нередко приобщается к приёму психоактивных веществ, к антисоциальным группам.
Расстройства поведения — самостоятельные клинические формы, при которых у подростков существенно снижается мотивация к учёбе. Наиболее тяжёлыми проявлениями расстройств поведения являются: частые и тяжёлые вспышки гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых; мстительность и озлобленность; использование оружия, которое способно причинить серьёзный физический вред другим людям; проявление физической жестокости по отношению к другим людям; проникновение в чужие дома и автомобили и другие социально - психологические факторы.
Практика показывает, что репрессивные меры воздействия со стороны педагогов и родителей малоэффективны, а иногда и вовсе приводят к противоположному эффекту. Важно переключить внимание подростков на другие виды деятельности, к которым они тяготеют: спорт, рисование и т. д. Несомненно, такие подростки обязательно должны получать психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
Фактор питания во многом определяет умственную и физическую работоспособность. Соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе пищи подростков должно составлять 1:1:4. Особенно велика роль белка. Хронический недостаток последнего в пище приводит к задержке психического, физического развития. Задержка психического развития в свою очередь негативно сказывается на учебной деятельности подростков и их мотивации к учёбе.
С целью изучений отношения подростков к учебной деятельности были обследованы 166 подростков IX классов общеобразовательных школ, из них мальчиков — 87 (52,40 %), девочек — 79 (47,60 %).
Таблица 1.Отношение к учебной деятельности учащихся IX классов общеобразовательных школ
Нравится ли учиться? | да | нет | затрудняюсь ответить | не указано |
(48,80 %) | (15,66%) | (35,54 %) | 0 (0 %) |
Таблица 2. Причины негативного и неопределённого отношения к учебной деятельности учащихся IX классов общеобразовательных школ (допускается несколько вариантов ответа)
Причины негативного или неопределённого отношения к учёбе | Количество |
Плохие отношения с учителями | 10 (11,00%) |
Плохие отношения со сверстниками | 8 (9,00 %) |
Трудности в понимании изучаемого предмета(ов) | 25 (29,41 %) |
Не интересно учиться вообще | 18 (21,00%) |
Другое | 27 (31,00%) |
Не указано | 12 (14,12%) |
Из 166 подростков общеобразовательных школ на вопрос «Нравиться ли учиться?» положительный ответ дали 81 (48,80 %), отрицательный — 26 (15,66 %), 59 (35,54 %) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Наиболее частой причиной отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (29,41 %) были названы трудности в понимании изучаемого предмета (предметов). Отсутствие интереса к учёбе имело место у 18 (21 %) несовершеннолетних. Наиболее частыми причинами, указанными в разделе «Другое», были «лень», «надоело», «плохое настроение», «сильная усталость», составившие 31% всех ответов. Указанные жалобы свидетельствуют о психическом неблагополучии, в частности депрессии и астении у подростков. Такие причины, как плохие отношения с учителями и со сверстниками, были менее значимыми и составили соответственно 11 и 9 %.
Выводы:
1. Негативное и неопределённое отношение подростков к учебной деятельности в ряде случаев предопределяется социально-психологическими факторами: неинтересно учиться, плохие отношения с учителями и со сверстниками.
2. Наиболее частые причины отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (трудности в понимании изучаемого предмета(ов) и пр.) предопределены медицинскими факторами — депрессией, астенией.
3. Педагоги, прежде всего педагоги социальные, должны учитывать специфику указанных причин, помимо социально-психологической работы с такими подростками, они обязательно должны содействовать оказанию психиатрической помощи.
Пирамида методов обучения. Какие методы обучения самые эффективные? | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Лекция и чтение учебника — самые простые, но, как выяснилось позже усваивается только 10% изученного.
2. Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более
полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного.
3. Прием «наблюдение» позволяет запомнить 30% от всего материала и научиться
применять полученные знания и умения на практике.
4. Поучаствовать в дискуссии или выступить с докладом — значит, усвоить 50%,
научиться анализировать, применять материал, создавать что-то свое.
5. Такие нестандартные методы, как драматизация, имитация реальной
действительности или выполнение реальных действий позволяют не только
запомнить, усвоить и применить знания на 75-100%, но еще и не забыть его в
дальнейшем.
Я провела анкетирование, на основе которого составила рекомендации для учителей.
При составлении рекомендации я использовала данные из анкетирования.
6.Важно ли для вас оставаться в хороших отношениях с учителем?
Для учеников отношения с учителями играют важную роль, многие предпочитают их не портить, но не всегда так получается.
Большинство считает: хорошее настроение после урока – важная часть образовательного процесса. |