Проблемы мотивации в обучении.




Введение.

Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что российскую систему образования считают неэффективной: ученики не испытывают радости, проводя время в школе, бесполезно зазубривают материал, многое не запоминают, школа убивает желание учиться. Поскольку в будущем я решила заняться педагогической деятельностью, мне стала интересна эта тема.

Актуальность
– в последнее время увеличилось количество негативных высказываний о школе и важно понять, насколько объективны эти обвинения.

Гипотеза
– используемые ныне методы в обучении школьников являются не самыми эффективными и требуют доработки.

Цель – изучить, как проходит образовательный процесс в нашей школе и разработать возможные предложения учеников учителям.

Задачи:
1.Познакомиться с имеющимися по данной теме актуальными статьями.
2.Составить вопросы для анкеты.
3.Провести анкетирование.
4.Проанализировать полученные результаты.
5.На основе полученных выводов разработать рекомендации учителям.

Методы:
сбор и анализ информации об эффективных методах обучения,
проведение и анализ опроса, выводы.

Проект рассчитан на 2016-2017 учебный год.

Практическим выходом моей работы стали рекомендации учеников учителям.

 

Проблемы мотивации в обучении.

Мотивация – это то, что заставляет нас настойчиво и упорно двигаться к своей цели. Зачастую родителям приходиться заставлять ребенка сесть за уроки. При этом школьник, находящийся под давлением взрослых, не получает удовольствия от учебы и в итоге полностью теряет интерес к получению знаний. Поэтому повышение мотивации к обучению у школьников является очень важным аспектом.

Учебно-исследовательская деятельность является ведущей для учащихся средних общеобразовательных учреждений любого типа. В основном устойчивая учебная мотивация школьников формируется к концу обучения в IV классе.

Отношение подростков к учёбе зависит от их интереса, уровня интеллекта, развития кругозора, личностного развития, объёма и прочности знаний. Наряду с этим, отноше­ние подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к преподающему его учителю. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но беспристрастных, которые по-доброму относятся к детям, ставят справедливые оценки.

Отношение подростка к учёбе, а также его учебно-исследовательская деятельность, в значительной степени предопределяется его отношениями с папой и мамой. Такие семейные факторы, как низкий культурно-образовательный уровень, девиантное поведение родителей, неправильное воспитание в семье, негативно сказываются на физическом и психическом развитии несовершеннолетних и их отношении к учёбе.

Подчеркнём, что помимо социально-психологи­ческих факторов, отношение подростков к учеб­ной деятельности предопределяется и медицинскими факторами, к которым относятся состояние нервно-психического здоровья, особенности пита­ния и др.

В подростковом возрасте проявлениями нервно-психической патологии чаще всего являются депрессия, нарушения поведения, зависимости, расстройство адаптации. Депрессия характеризуется ухудшением настроения, ленью, раздражительно­стью, апатией, вялостью, грубостью. В состоянии депрессии подросток не может себя заставить сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии своевременного лечения несовершеннолетний начинает пропускать некото­рые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекра­щает посещать школу. Такого подростка наказывают в школе и дома, что лишь усугубляет ситуацию, так как несовершеннолетний становится драчливым, конфликтным, нетерпели­вым, нередко приобщается к приёму психоактив­ных веществ, к антисоциальным группам.

Расстройства поведения — самостоятельные клинические формы, при которых у подростков существенно снижается мотивация к учёбе. Наи­более тяжёлыми проявлениями расстройств поведения являются: частые и тяжёлые вспышки гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых; мстительность и озлобленность; использование оружия, которое способно причинить серьёзный физический вред другим лю­дям; проявление физи­ческой жестокости по отношению к другим людям; проникновение в чужие дома и автомобили и другие социально - психологические факторы.

Практика показывает, что репрессивные ме­ры воздействия со стороны педагогов и родите­лей малоэффективны, а иногда и вовсе приводят к противоположному эффекту. Важно пе­реключить внимание подростков на другие виды деятельности, к которым они тяготеют: спорт, рисование и т. д. Несомненно, такие подростки обязательно должны получать психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Фактор питания во многом определяет умствен­ную и физическую работоспособность. Соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рацио­не пищи подростков должно составлять 1:1:4. Особенно велика роль белка. Хронический недо­статок последнего в пище приводит к задержке психического, физического развития. Задержка психического развития в свою очередь негативно сказывается на учебной деятельности подростков и их мотивации к учёбе.

С целью изучений отношения подростков к учебной деятельности были обследованы 166 подростков IX классов общеобразовательных школ, из них мальчиков — 87 (52,40 %), девочек — 79 (47,60 %).

Таблица 1.Отношение к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразовательных школ

Нравится ли учиться? да нет затруд­няюсь ответить не указа­но
  (48,80 %) (15,66%) (35,54 %) 0 (0 %)

 

Таблица 2. Причины негативного и нео­пределённого отношения к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразователь­ных школ (допускается несколько вариантов ответа)

Причины негативного или неопределённого отношения к учёбе Количество
Плохие отношения с учителями 10 (11,00%)
Плохие отношения со сверстниками 8 (9,00 %)
Трудности в понимании изучаемого предмета(ов) 25 (29,41 %)
Не интересно учиться вообще 18 (21,00%)
Другое 27 (31,00%)
Не указано 12 (14,12%)

 

Из 166 подростков общеобразовательных школ на вопрос «Нравиться ли учиться?» положительный ответ дали 81 (48,80 %), отрицательный — 26 (15,66 %), 59 (35,54 %) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Наибо­лее частой причиной отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (29,41 %) были назва­ны трудности в понимании изучаемого предмета (предметов). Отсутствие интереса к учёбе имело место у 18 (21 %) несовершеннолетних. Наиболее частыми причинами, указанными в разделе «Дру­гое», были «лень», «надоело», «плохое настроение», «сильная усталость», составившие 31% всех отве­тов. Указанные жалобы свидетельствуют о психи­ческом неблагополучии, в частности депрессии и астении у подростков. Такие причины, как плохие отношения с учителями и со сверстниками, бы­ли менее значимыми и составили соответственно 11 и 9 %.

Выводы:

1. Негативное и неопределённое отношение под­ростков к учебной деятельности в ряде случаев предопределяется социально-психологическими факторами: неинтересно учиться, плохие отношения с учителями и со сверстниками.

2. Наиболее частые причины отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (труд­ности в понимании изучаемого предмета(ов) и пр.) предопределены медицинскими фак­торами — депрессией, астенией.

3. Педагоги, прежде всего педагоги социальные, должны учитывать специфику указанных при­чин, помимо социально-психологической ра­боты с такими подростками, они обязательно должны содействовать оказанию психиатри­ческой помощи.

Пирамида методов обучения. Какие методы обучения самые эффективные?
   
 
  1.Лекция и чтение учебника — самые простые, но, как выяснилось позже усваивается только 10% изученного. 2. Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного. 3. Прием «наблюдение» позволяет запомнить 30% от всего материала и научиться применять полученные знания и умения на практике. 4. Поучаствовать в дискуссии или выступить с докладом — значит, усвоить 50%, научиться анализировать, применять материал, создавать что-то свое. 5. Такие нестандартные методы, как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 75-100%, но еще и не забыть его в дальнейшем. Я провела анкетирование, на основе которого составила рекомендации для учителей. При составлении рекомендации я использовала данные из анкетирования. 6.Важно ли для вас оставаться в хороших отношениях с учителем?
  7 класс: 8 класс: 10 класс: 11 класс:
да 70% 88% 91% 83%
нет 30% 12% 9% 17%

Для учеников отношения с учителями играют важную роль, многие предпочитают их не портить, но не всегда так получается.
13.2.Важно ли оставаться в хорошем настроении после урока?

  7 класс: 8 класс: 10 класс: 11 класс:
да 88% 100% 100% 80%
нет 12%     20%

Большинство считает: хорошее настроение после урока – важная часть образовательного процесса.
30.Чтобы вы посоветовали учителям?
Ребята советуют учителям быть добрыми, справедливыми, терпимыми, спокойными, интересно подавать материал, иметь чувство юмора, чаще улыбаться и заботиться о своём здоровье.

1.Ученикам скорее важен психологический настрой на уроке, ровная атмосфера, чем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: