1)Кафедральная школа при Нотр-дам. Святая Женевьева – покровительницы Парижа. На холме Святой Женевьевы были регулярные каноники. Гильом де Шампо основал богословскую школу при монастыре святого Виктора. Она стала важным философским и учебным центром, центром мистической теологии, отличался строгой дисциплиной, напоминавшей монастырскую.
2)Вся королевская администрация была заполнена клириками. Школы разрастались. Возникла должность – канцлер школ. Тот, кто утверждает лицензии и допускает молодых людей до дальнейшей самостоятельной работы. В Париже было много людей, которые искали карьеры. Франция в XII-XIII вв. – страна замков, феодальных войн. Возникает проблема наследования. – проблема, куда девать младших сыновей. Либо их пристраивают родители в местности в качестве каноников, монахов, но значительная часть отправляется в поисках удачной церковной карьеры. Приехав в Париж, они могли попросить помощи у епископа.
1200 год – королевская хартия, которая творит из магистров этих школ «университас магистри parisieusis ».
Значение:
1)Главным организующим звеном являются магистры.
2)Появились первые статуты – правила по которым университет живет в 1208 году. 3)Контроль за соблюдением этих первых статутов был поручен канцлеру всех школ, который становился канцлером университета. А полномочия канцлера зависели от распоряжений епископа.
4)Введение особой одежды для магистров.
5)inceptio – принятие. Защита. На ней присутствовали другие магистры и вы либо признавались годным, либо не годным.
6)Статуты приписывали клятву магистрам. Приносимая клятва обязывала магистра соблюдать статуты.
7)В 1215 году дела в Париже заинтересовали влиятельного человека – папу римского Иннокентия III. Это было в его интересах возглавить образовательный процесс в Париже. Иннокентий имеет влияние на епископа Парижа. Он издает папскую буллу утверждающую парижский университет. 1200 и 1215 год делят между собой дату основания парижского университета.
8)После вмешательства Иннокентия III начинает определяться порядок того, чему учить.
9)Регулировался порядок лекций. Регулировались правила приема студентов.
10) Формируются 4 нации:
Французская, нормандская (с точки зрения французов – дикий, необразованный народ), пиккардийцы (те, кто приезжал из Анжу, Пуату), англичане (те, кто из Англии, из немецких земель приезжал).
11) Плата за обучение – либо за вас платили родители, либо орден за вас платил.
Факультеты:
1)Артистический факультет – свободные искусства (artes liberalis).
2)Теологический факультет
Артистический факультет предполагал солидную риторическую подготовку на латинском языке. Преподавались начала натурфилософии + квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). + теоретическая-богословская медицина изучалась также.
В университете появляется кафедра. Кафедра – это предмет – пришел из церкви. (трон епископа). Епископ учит. Системы аудитории в Париже долго не было. Кафедра – постоянное место присутствия магистра, где его учат определенной дисциплине.
В 1217 году в университете Парижа происходит событие – появление монахов в черно-белой одежде – доминиканцы.
Причина появления: собственная инициатива. Позже возникают движения – последователи Святого Франциска и Святого Доминика (зарождается в Испании, а развивается во Франции ). Франциск и Доминик предлагают иной вариант монашества. Нищенствующие ордены живут в миру. Последователи Доминика и Франциска те, кто проповедает в миру.
1216 год – год официального утверждения ордена. Школяры быстро пополняли эту компанию. В 1217 году благодаря протекции святейшего престола ордену доминиканцев была отдана кафедра теологии в Париже. Кармелиты – нищенствующий орден и августинцы также в Париже. Это значило что университетская корпорация была разбита клином внедрением нескольких корпораций (орденовских).
Доминиканцы восхищаются Аристотелем, на учении которого они основывают свою философию, независимую от их теологии божественного Откровения. У Аристотеля обнаружили богатый богословский материал, ведь метафизика – это о творении и о роли бога. Они задавали тексту вопрос – схоластический метод. Богословие тогда было очень актуальным. И благодаря доминиканцам университет меняет свой облик: это место, где рождается знание, а не только передается. В парижском университете родилось множество богословских концепций. Значение: Богословский факультет становится еще более привлекательным.
Требования для студентов: нужно оперировать мнениями современников, уметь цитировать.
Про библиотеки:
В XIII веке библиотеки были нацелены на то, чтобы приумножать знание. Как пополнялись библиотеки? Книга расшивалась на тетрадочки – пеции, если вы читали какой-то текст, то к следующему занятию вы должны были копировать и к концу лекционного курса у вас набиралась почти целая книжка. Современная система постраничной нумерации – детище университетских переписчиков. Средневековые школяры делили текст на главы и параграфы. Появляется оглавление. Книги меняются в размере. Помимо пергамена использовался средневековый «планшет» - дощечка.
Вы должна были понять, что хотел сказать Аристотель. Чтение – это не просто прочитывание строчек, но еще интерпретация. Есть буквальное толкование, аллегорическое или анагогическое толкование. Аллегория, когда за простым предметом кроются глубокие смыслы.
Disputare. Это публичные диспуты. Были disputatia ordinaria – открытые лекции, связанные с тематикой обучения. Quodlibeta. В переводе с латинского «о чем угодно». Они проводились в период постов. Вместо того, чтобы студенты во время поста не развлекались их занимали quodlibeta. В диспутах организовывался корпоративный дух. Диспутации записывались, расходились по университету и разлетались по университету, обретая форму трактата.
Prodicare-3 обязанность магистра. Студентов было трудно наказать. Когда студентов пытались урезонить собственные университетские власти.