Тема. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Определение. Административное право (АП) – отрасль республиканского права, регулирующая общественные отношения, возникшие в связи с реализацией исполнительной власти, которую возглавляет Президент: в области управления народным хозяйством; образованием, здравоохранением, наукой, культурой; в области обороны республики; иностранных дел, охраны общественного порядка; государственной безопасности; в сфере государственного управления.
ПРИМЕРЫадминистративно-правовых отношений:
- по вертикали - выше- и нижестоящие структуры: медколледж (директор) – Управление охраны здоровья облисполкома (начальник) – облисполком (губернатор) – Министерство здравоохранения (Министр) – Совет министров (Премьер-министр);
- по горизонтали - между министерствами, не связанными подчиненностью;
- между органом государственного управления и негосударственными организациями (исполком и частная фирма);
- между органами государственного управления и гражданами.
2. Главная задача АП – это защита прав человека в сфере осуществления полномочий органами исполнительной власти и их должностными лицами. Характер норм административного права: санкция.
3. Источники административного права:
- Конституция РБ (основы управленческой деятельности органов исполнительной власти во главе с Президентом)
- Кодекс РБ об административных правонарушениях
- таможенный, воздушный Кодексы РБ
- Уставы: Вооруженных сил РБ, Железных дорог РБ, Внутреннего водного транспорта РБ
- Указы Президента
- приказы и инструкции Госкомитета, ведомств, министерств
- акты органов местного самоуправления
- нормативные акты руководителей государственных предприятий.
4. Субъект. Характерна особенность – неравенство участников административно-правовых отношений: субъект АП делится на объект управления (организации и учреждения – заводы, фабрики, магазины, фирмы, универмаги, школы, больницы, клубы, а также граждане без властных полномочий), который подчинен субъекту управления, осуществляющему государственно-властные полномочия (органы государственного управления, организации, учреждения и их должностные лица – руководящие чиновники Госкомитетов, ведомств, министерств, директор колледжа, директор школы, директор завода или фабрики и т.д.).
Граждане наделены административной правоспособностью и административной дееспособностью, которые зависят от здоровья, пола, возраста. В полном объеме наступают с 18 лет, но с 16 лет наступает ответственность за административные правонарушения. С 16 до 18 лет дела об административных правонарушениях рассматриваются в комиссии по делам несовершеннолетних. Административная ответственность предусмотрена при совершении административных проступков. Выражается в административном принуждении, которое делится на 3 вида:
1) административно-принудительные меры,
2) меры административного пресечения,
3) меры взыскания*.
*Виды административных взысканий (ст.23, Кодекс): предупреждение; штраф; возмездное изъятие орудия правонарушения или конфискация его; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.
Административные правонарушения от уголовных преступлений отличаются степенью общественной опасности. Грань между ними бывает трудно определить. Часто срабатывает принцип: «повторный проступок образует преступление». Основанием для наступления ответственности является протокол (подпись 2-х сторон, в случае отказа – отметка об этом). Если нарушитель несовершеннолетний, то административную ответственность за него несут родители.
6. Объект административного права – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти, которую возглавляет Президент.
7. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях(ст. 194, Кодекс):
исполкомы и административные комиссии при них;
Комиссии по делам несовершеннолетних;
суды;
органы внутренних дел (милиция);
органы государственной инспекции (налоговой, таможенной, ИДН – инспекция по делам несовершеннолетних) и их должностные лица.
Тема. ОСНОВЫУГОЛОВНОГО ПРАВА
1. Определение. Уголовное право (УП)– это отрасль права, юридические нормы которой определяют преступность и наказуемость деяний, опасных для системы общественных отношений Республики Беларусь.
2.* Задачи УП:
- охрана общественного строя государства и его граждан,
- определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными,
- устанавливает наказания,
- обеспечивает соблюдения законности правопорядка,
- искоренение преступлений,
- устранение причин и условий, порождающих преступность.
3. Источники УП: Конституция РБ, Уголовный кодекс РБ - 2001 (УК РБ), др. нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения.
4. Содержание Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
Уголовный Кодекс – это систематизированный законодательный акт, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливающий наказания за их совершение.
Ныне действующий УК РБ отличается от УК БССР:
1. Основывается на принципе превосходства интересов личности над всеми другими интересами в государстве, это гуманистический принцип, характерный и для других государств
2. Наказания остались в основном те же, исключены только «ссылка» и «высылка». Сохранилась и смертная казнь. Но сужен круг преступлений и категория лиц, к которым она может быть применена (например, в отношение ко всем женщинам, раньше нельзя было применять только к беременным женщинам). В современном мире остро решается вопрос об отмене смертной казни. В России впервые была отменена в 1743 г., в СССР – трижды (1918, 1920, 1947), но восстанавливалась, теперь отменена в 54 странах из 200. В Беларуси референдум 1996 г. показал, что общество не готово к отмене смертной казни.
3. Есть изменения в размерах штрафа. Раньше указывались конкретные суммы, теперь штраф назначается судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения виновного. Сумма привязана к базовой величине.
4. Дополнен Кодекс новой статьей (ст. 357), предусматривающей, ответственность за участие в заговоре с целью захвата власти неконституционным путем. Если участник заговора своевременно и добровольно заявит о готовящемся преступлении и будет активно способствовать его раскрытию, то он освобождается от ответственности по этой статье.
Понятие и виды преступлений.
Преступление - это совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК. Характерны четыре обязательных признака преступления: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.
Бездействие – виновный обязан был бы по долгу службы или по прямому велению закона выполнить определенные действия. Например: медработник, имея к тому возможность, не оказал помощь больному; сторож уснул во время дежурства и в это время на охраняемую территорию проникли злоумышленники.
Отличие преступления от проступка влекущего административную ответственность (например, безбилетный проезд) заключается в повышенной степени общественной опасности в зависимости от конкретных показателей: существование вреда, способа совершения деяния, характера действия, формы вины (умышленное, неосторожное), повторности и неоднократности совершения правонарушения.
Состав преступления – это совокупность установленных законом признаков, определяющих преступление. Состав преступления характеризуется следующими элементами:
а) объект преступления – охраняемые уголовным правом общественные отношения, социальные ценности и интересы на которые посягает преступление;
б) объективная сторона преступления – это внешнее его проявление (место, время, способ и средства совершения преступления, преступное действие, преступный результат и др.);
в) субъект преступления – это лицо, его совершение, преступник (физические лица, являющиеся вменяемыми, достигшие возраста с которого наступает уголовная ответственность. Подростки от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, кражу, грабежи, хулиганство и т.д.);
г) субъективная сторона преступления – это внутренняя его сторона, характеризующая психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию. Это вина лица, его совершившего, мотив и цель, которыми он руководился. Формы вины – умысел и неосторожность. Умысел может быть прямым и косвенным.
Поводы к возбуждению уголовного дела:
- заявление граждан содержащие сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (помимо анонимных, такие проверяют путем оперативно-розыскной деятельности),
- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, - явка с повинной,
- непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судьями, судом признаков преступления.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:
а) добровольный отказ от совершения преступления – прекращение преступных действий по своей воле при наличии возможности довести преступление до конца,
б) необходимая оборона, в) крайняя необходимость, когда нет иной возможности предотвратить наступление более значительного вреда, г) соучастие в преступлении имеет разные формы наказания.
Уголовное наказание:
1. Отличия от административного наказания: - применяется к лицу, виновному в совершении преступления, - назначается судом от имени государства, - влечет ограничение в правах и порождает судимость.
2. Виды уголовного наказания. Основные: - лишение свободы, - исправительные работы без лишения свободы, - лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - штраф, - увольнение от должности, - к военнослужащим срочной службы – дисциплинарный батальон.
Дополнительные: - конфискация имущества, - лишение воинского или специального звания.
Предполагается ответственность за укрывательство и недонесение (укрывательство преступника, орудий преступления, предоставление преступнику жилья), а также за оставление в опасности. Возможно условное осуждение, которое влечет судимость.
Виды правоохранительных органов:
I. Органы судебной власти: - Конституционный суд, - Верховный суд, - местные суды.
II. Прокуратура. III. Адвокатура.
IV. Органы внутренних дел Республики Беларусь: - криминальная милиция, - милиция общественной безопасности, - внутренние войска (ОМОН), - органы пожарной охраны.