Санитарная культура древних цивилизаций.




Источники по истории медицины и их классификация

Источники- памятники прошлого, комплекс документов и предметов материальной культуры, а так же явления духовной культуры, непосредственно отразивший исторический процесс и запечатлевший отдельные факты, н..а основе которой строятся теории о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Классификация:

-археологические,

-лингвистические,

-письменные,

-этнографические,

-палеопатологические,

-кино-, фото-, фонодокументы..(примеры писали на лекции если надо..)

Врачевание в первобытном обществе.

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1 врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения); (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

2 врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике; (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);

3 врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов. (с XV тыс. до н.э.).___(взял из интернета)

Народная медицина.

- часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение.

Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось таким образом не только знахарство, основанное на магии илечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения.

Еще в начале появления человечества люди стали интересоваться лечебными качествами растений. Наблюдая за поведением животных, выбирающих определенные травы, люди стали повторять их выбор. Методом "научного тыка" постепенно отбирались травы, положительно воздействующие на здоровье, и действительно лечебные. В зависимости от места жительства, меняются и способы лечения, вернее, рецепты, относящиеся к определенному заболеванию. В качестве примера можно взять сибирскую медицину. Здесь широко встречается такое растение, как левзея. Она имеет свойства, похожие на свойства женьшеня, и входит в рацион питания оленей. Наблюдая за ними, жители тоже начали применять это растение в пищу. Теперь из него изготавливаются и медицинские препараты. Наблюдая за животными и экспериментируя, наши предки постепенно учились лечению. Составлялись списки лечебных растений – травники, где помечалось, какое растение использовать для лечения определенной болезни, и как именно его готовить. Уже во 2-м тыс. до н.э. были созданы целые собрания подобных списков.

Храмовая медицина.

Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

Мифология и врачевание.

Египет: Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, считались бог Тот и богиня Иси-да. Бога мудрости Тота изображали в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба— символы мудрости в Древнем Египте). Согласно преданию, Тот изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов. Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей; она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу.

И т.д. их слишком много…

санитарная культура древних цивилизаций.

Культура санитарная- совокупность специфических форм человеческой деятельности, направленных на сохранение здоровья, предупреждение распространения болезней, поддержание жизнеспособности популяции, сформировавшаяся на основе постепенного накопления функционально полезных норм и ценностей и закрепившаяся в общественной практике и сознании общества. Санитарная культура в обществе представлена материальными предметами (водопровод, канализация, медицинская литература и пр.); социальными установлениями (институтами, традициями); духовными ценностями (высшая ценность в большинстве цивилизаций — человеческая жизнь). Санитарная культура влияет на стиль жизни людей, включающий образ мышления, верования, характер поведения, обычаи, ритуалы, рациональные правила и нормы поведения, что обеспечивает благоприятный для здоровья режим жизни (условия проживания и безопасные виды деятельности). Формируется санитарная культура путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество. Она является составной частью общей культуры человечества.

Корни санитарной культуры уходят в глубокую старину. Уже древние цивилизации столкнулись с проблемами перенаселенности отдельных местностей, например, городов и связанной со скученностью населения, опасностью распространения инфекционных заболеваний. Это привело к пониманию необходимости удаления отходов жизнедеятельности в древних городах, недопущения загрязнения отходами источников питьевой воды, важности контроля за качеством продуктов питания. Эмпирический опыт различных народов находил свое отражение в религиозных запретах и табу. Так, у северных племен охотников на морского зверя — строгое табу на употребление в пищу печени белого медведя, как способ защиты от гипервитаминоза А; запрет на употребление свинины у евреев и арабов — как профилактическая мера против трихинеллеза. В условия жаркого климата и интенсивной запыленности воздуха степей и полупустынь Ближнего Востока серьезной гигиенической мерой было обрезание, получившее статус важнейшего религиозного обряда в иудаизме и мусульманстве. Здоровье человека и его зависимость от условий жизни во все времена были сферой повышенного интереса. Внучке Владимира Мономаха Евпраксии (XII в.) принадлежит медицинский трактат, состоящий из 29 глав, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое» и пр. Загрязнение окружающей среды, которое с момента появления первых городов было их несчастьем, нашло отражение в средневековом законодательстве. Так, в 1382 году во Франции согласно эдикту Карла VI было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Англии в XVII веке был издан указ, запрещающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога. Культурной нормой сначала у представителей высших классов, а потом и всего населения стало обязательное соблюдение личной гигиены, ставшее важным шагом в профилактике инфекционных заболеваний.

8)Медицина древней Месопотамии При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п. Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например: Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать. Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Уругальэдинне, жившего в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств (рис. 8). Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи. В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза). Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания. Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: