Угроза войн и распространения ядерного оружия




Билет 1.

Теории происхождения человека.

Гражданское общество.

Прочти фрагмент статьи великого российского ученого и общественного деятеля Д.С.Лихачева, обращенной к школьникам, и ответь на задания. «Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионным развитием – недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.

Найди в тексте и назовите черты сходства мира природы и мира человека.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) – естественно‑научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, т.е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

 

Признак Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп. и гражданского общества

  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры.

 

Билет 2.

Деятельность человека.

Взаимосвязь природы и общества.

Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учёбе». Какие качества личности вы учли бы при формировании группы учащихся?

 

 

Деятельность - способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер). 1

Структура деятельности:

· Объект - это то на что направлена деятельность.

· Субъект - это тот, кто ее осуществляет. 2

· Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы).

· Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. 3

· Средства - используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели.

· Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Особые формы действий: поступки (действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое положительное социальное значение).

· Результат - конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор. 4

Типы деятельности:

· труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

· игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

· учение (познание нового)

· общение (обмен идеями, эмоциями). 5

Творчество:

 

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования.

Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.

 

Билет 3.

1. Моральные нормы.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Прочитай текст и ответь на вопросы к тексту.

«В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.

Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки и осы. Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе на человеке, у которого есть своем место в этой системе.

К чему приведет исчезновение любого вида в природе? Опираясь на содержание текста, составь логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.

 

Моральные нормы – это один из способов регулирования поведения человека. Некоторые определения добавляют к нему поправку: поведение человека в обществе, однако, такое понимание моральных норм очень сужает их и не позволяет включать в них понятие нравственности, которое имеет более индивидуализированный смысл и содержание. Они являются очень важным элементом жизни человека, поскольку определяют его поведение и отражают самоощущение, понимание самого себя. На первый взгляд это явление кажется искусственно выведенным, однако оно возникло по объективным причинам естественным путем. –

 

Основные сферы общества.

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику экономических отношений –

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику экономических отношений

Сфера духовная - это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

 

 

Билет 4.

1. Патриотизм.

2. Права ребёнка.

3. В рассказе Ю. Ермолаева «Две булочки» описана такая жизненная ситуация: мама предложила дочкам помочь убраться на кузне. В это время Наташа читала книгу о путешествии по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина. Оля решила сначала помочь маме, а потом продолжить свои занятия. Наташа пообещала прийти чуть позже, после того, как прочитает несколько страниц. Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей и сказала, что они с мамой уже почти всю посуду перемыли. Не отрываясь от книги, Наташа ответила сестре: «А меня здесь нет, я путешествую сейчас по Африке».

О ком из девочек можно сказать, что она поступила как взрослый человек. Свой ответ поясни.

Патриотизм- греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Г. Белинский).

 

Права ребенка – неотъемлемая и важная составляющая прав человека и гражданина. В соответствии со ст.52 Закона «О браке и семье» ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия). Данный возраст определен наступлением дееспособности гражданина в восемнадцать лет, достижения совершеннолетия. Говоря о правах ребенка, Закон «О браке и семье» использует терминологию Конвенции ООН «О правах ребенка».

Понятие «личные права ребенка» имеет собирательное значение, однако данные права хотя не совпадают по содержанию и имеют различные цели, тем не менее имеют приоритетное и самостоятельное значение. Можно выделить следующие личные права несовершеннолетнего:

право жить и воспитываться в семье;

право на общение с родителями и другими родственниками;

право на свою защиту;

право выражать свое мнение;

право на имя, отчество и фамилию.

Таким образом, законодательное закрепление данных прав указывает на огромное значение, которое им придает государство, при этом обеспечивая им гарантии реализации и защиты.

Билет 5

1. Взаимосвязь свободы и ответственности.

2. Экономические, социальные и культурные права.

3. Академик Д.С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные. А что думаешь ты по этому поводу? Что тебе подсказывает твой личный опыт? Объясни на конкретных примерах.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор.'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению судаГраждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.

· Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.

· Право на социальное обеспечение.

Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный тру

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

 

Билет 6.

1. Культура. Виды культуры.

2. Гражданские и политические права.

3. Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своей территории, но и в других районах мира?

Культура –это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным),

Материальная культура – это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи) – то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии – методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура – набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример – рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура – это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство, наука, религия);
  • духовные потребности;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это: право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Такими правами обладают граждане данного государства, иностранцы, и лица без гражданства (апатриды).

Политические права - это, как правило, права и свободы граждан только данного государства. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами.

Таким образом, абсолютного раздела между гражданскими и политическими правами и свободами человека не существует. Однако различия между данными правами видны из формулировки соответствующих статей “Пакта о гражданских и политических правах”. Например, ст. 9 говорит, что “каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность”, ст. 10, что “все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”, ст. 14, что “все лица равны перед судами и трибуналами”, ст.19, что “каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений”. Но, в отличие от вышеперечисленных статей, ст. 25 определяет, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации. право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.”

 

Билет 7

1. Образование и наука.

2. Государственные символы России.

3. «Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжелые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе». Что значит «по-новому относиться к природе»?

Наука — сфера человеческой деятельности, основная роль которой заключается в создании и приведении в систему знаний об окружающем мире. Она описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления природы и общества.

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI—XVII веков и в ходе исторического развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества и культуру в целом. С XVII века примерно каждые 10— 15 лет удваивается рост числа открытий, научной информации, научных работников.

Науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические.

Образование — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь пополняем и обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность. Чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира, необходимо пожизненное образование людей, «обучающееся общество».

Государственная символика представляет собой совокупность символов, которые отражают традиции страны: исторические, государственные, патриотические, культурные и другие. Государственная символика — это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе. Кроме этого, государственная символика может отражать экономику, географическое положение, духовный и интеллектуальный потенциал и т.д. Государственная символика ориентирована на перспективы. Символика Российской Федерации включает в себя флаг, герб, знак президента РФ и гимн страны. Официальная российская символика является выражением суверенитета страны и ее самобытности. Символика России отражает многонациональность культур и традиций. Символика Российской Федерации — это патриотическая и историческая ценность страны.Герб, гимн и флаг есть у каждого государства. Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа. Послушайте, как они описаны в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета".

Герб - это главный символ каждого государства. Он изображается на государственных флагах, печатях, бланках официальных бумаг, на деньгах и почтовых марках. Слово "герб" в переводе с немецкого обозначает "наследство". Раньше у каждого воина должен был быть щит, на котором изображались личные родовые знаки. Эти знаки передавались по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Затем эти знаки отличия появились у государств.
Гербы бывают разной формы: овальные, треугольные, квадратные, с разнообразными закруглениями и вырезами. Цвет у гербов также различный. На гербах изображались разнообразные растения, животные, мифические создания или элементы неживой природы. Каждый знак имел своё значение.
Откуда на герб России "прилетел" орёл? Русское государство было образовано при Иване III. Он женился на Софье Палеолог. Византия была очень сильным и богатым государством. На её гербе был изображён орёл, как символ непобедимости и силы. Иван III решил, что на гербе его страны тоже должен быть орёл.
Рисунок современного герба выполнил художник Ухналев. Что символизирует каждая составляющая часть Государственного герба нашей страны?
Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и восток, так как народы России живут в двух частях света - в Европе и Азии. Корона на голове орла - символ законности. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) - древнерусские символы власти и его защиты. На груди орла - красный щит, на котором изображён всадник - святой Георгий Победоносец на коне. Копьём всадник поражает дракона, что символизирует победу добра над злом.

Государственные флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются надправительственными и дипломатическими зданиями, во время Олимпийских игр, в праздничные дни флаги украшают улицы и дома.
Флаг в переводе с греческого языка означает "сжигать, озарять, гореть". Самые первые флаги были военные. Придумали их для того, чтобы издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский. Для этой цели воины привязывали к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры ленточек увеличивались, рисунки изменялись, и появились настоящие флаги.
У каждого государства свойй флаг. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. Можно увидеть флаги одноцветные и многоцветные, с полосками и звёздами. Каждый знак. цвет или полоса что-то обозначают и не бывают случайными.
Синий, белый и красный - самые распространённые цвета государственных флагов. На флаге России горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов. А на флаге Франции - вертикальные белая, синяя и красная полосы.
Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором - Петром I. По указу на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг. На флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращённо называли "бесик", а французский "сибек".

Гимн - главная песня страны, посвящённая родине. Это такой же символ государства, как флаг и герб. Слово "гимн" в переводе с греческого означает "хвалебная, торжественная песня". Гимн исполняется в особо торжественных случаях; при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей, при награждении спортсменов во время Олимпийских игр, на военных парадах. Когда звучит гимн, все люди встают, а военные отдают честь.
Современный Государственный гимн был утверждён Указом Президента России 30 декабря 2000 года. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыку - Александр Васильевич Александров.

 

Билет 8

1. Исторические типы общества.

2. Органы государственной власти России.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.

1. Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура зиждется на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и, соответственно, ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: (1) примитивные первобытные общества и (2) появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества.

2Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

3. Во второй половине ХХ в. наступает время научно-технической революции, в которой на основе новейших достижений науки развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда во всех отраслях хозяйства. Постиндустриальное общество [7] – продукт этой революции ХХ века. В этом обществе возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии растениеводства и животноводства ведет к «зеленой революции», резко (в несколько раз) увеличивающей продуктивность сельского хозяйства. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд. Трудовые ресурсы в значительной части перемещаются из сферы материального производства в сферу управления и обслуживания, в индустрию досуга, в здравоохранение, науку, образование. Главным объектом деятельности людей в постиндустриальном обшестве делается информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая электронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.

В этих условиях усиливается техническая, энергетическая и информационная мощность, которая может оказаться во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественной жизни.

Черты постиндустриальной «электронной эры», «общества изобилия», несущего в себе зародыши новой социокультурной реальности, проступают в экономически развитых странах уже сейчас. И вероятно, в течение XXI в. они обретут полную силу во многих частях мира.

Президент - глава государства, гарант Конституции и верховный главнокомандующий. Он избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства всеобщим, равным, прямым, тайным, альтернативным голосованием на 6 лет.

Российский парламент - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума).

В Совет Федерации входят по два представителя от властей субъектов федерации (областей, краёв, республик, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

 

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания РФ. Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет по смешанной системе (половина депутатов по мажоритарной системе, другая часть - по пропорциональной).

Правительство РФ - орган исполнительной власти. Правительство состоит из Председателя Правительства, назначаемого Президентом с согласия Государственной Думы, заместителей Председателя и федеральных министров, назначаемых Президентом по представлению Председателя Правительства РФ.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. 2

 

Билет 9.

1. Большие и малые группы.

2. Основы конституционного строя России.

3. В структуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распределите номера следующих примеров по соответствующим графам таблицы: 1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы.

Социальные группы:

Половозрастной (демографический) признак Территориальный (поселенческий) признак Профессиональный признак Экономический признак Политический признак Культурный признак
Примеры: Примеры: Примеры: Примеры: Примеры: Примеры:

По критерию численности различают большие и малые социальные группы.

Для малой социальной группы характерны следующие черты:
– небольшое число людей, входящих в состав группы (от 2-3 до 20-30 человек);
– непосредственные контакты между членами группы, межличностное взаимодействие;
– распределение функций и социальных ролей среди членов группы;
– общность целей деятельности;
– общность интересов, ценностных установок, обычаев и традиций, стереотипов поведения;
– устойчивость во времени.

Примеры малых групп: семья, производственная бригада, компания друзей, школьный класс.
Большая социальная группа характеризуется следующими признаками:
– многочисленность;
– одинаковое положение членов группы в структуре общества;
– общность интересов;
– отсутствие прямых контактов между членами группы.

Примеры больших социальных групп: сословия, классы, социальные слои, этнические общности, возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное сообщество).

Демократический политический режим подразумевает, что все члены общества подчиняются конституции и государственному праву. Правительство должно реализовывать свою власть, придерживаясь определенных принципов. Самые важные из них представляют основы конституционного строя. Демократия соедин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: