Д.В. Круглов
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Методические указания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения
Рекомендовано учебно-методической комиссией
в качестве электронного издания для самостоятельной работы
Санкт-Петербург 2017
Рецензенты:
Кошелева Т.Н. – профессор кафедры ЭТиЭП
Бургонов О.В. – профессор кафедры ЭТиЭП
Круглов Дмитрий Валерьевич. Бизнес-планирование: методические указания к контрольной работе [Электронный ресурс] для студентов, заочной формы обучения / сост.: Д.В. Круглов
Включают цели и задачи курса, содержание дисциплины, порядок оформления и содержания контрольных работ, примерный перечень вопросов к зачету, список литературы. Задания охватывают все темы, читаемые в курсе «Бизнес-планирование».
ÓСПбУТУЭ, 2017
ÓКруглов Д.В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМПРОЦЕССЕ
Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование» является формирование у студентов понимания роли бизнес- планирования в деятельности предпринимательских структур и формирование системы методических знаний по разработке бизнес-плана.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
· овладение методикой разработки бизнес-планов на основе методических и методологических подходов бизнес- планирования;
· обобщение передового опытабизнес-планирования;
· развитие навыков составлениябизнес-плана;
· развитие навыков оценки результатов бизнес-плана и инвестиционногопроекта.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, по- лученные при изучении следующих учебных курсов: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Менеджмент», «Маркетинг»,
«Корпоративные финансы», «Экономика труда», а также необходимы компетенции, сформированные в результате прохождения учебной и производственной практики.
«Бизнес-планирование» представляет собой дисциплину, формирующую базовые знания для усвоения дисциплин «Внутрифирменное бюджетирование», «Антикризисное управление»,
«Оценка стоимости бизнеса».
В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с ролью бизнес-планирования в деятельности любой организации; с характеристиками в нешней среды организации; видами бизнес- планирования; подробно рассматривается бизнес-план и его структура; рассматривается имитационная финансовая модельпредприятия, построенная при помощи программно-технических средств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПОВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХРАБОТ
Порядоквыполненияконтрольнойработы
Студент выполняет один вариант контрольной работы, определяя его в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки. Контрольные работы, выполненные без соблюдения данного условия, к проверке не принимаются.
Контрольная работа является важной составной частью учебного процесса, позволяющей проконтролировать глубину изучения студентами рассматриваемых вопросов.
Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» состоит из двух теоретических вопросов и одной задачи.
Прежде чем приступить к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен изучить основную и дополнительную литературу, составить план ответа. Ответ на вопрос должен содержать четкие определения, развернутую постановку проблемы, соответствующие формулы с расшифровкой условных обозначений, ссылки на использованную литературу.
Порядокоформленияконтрольнойработы
Контрольная работа выполняется в тетради или на листах формата А4 рукописным или печатным способом. Если работа выполняется на листах формата А4, ее необходимо скрепить. Контрольная работа должна составлять 12-18 страниц рукописного текста или 10-15 страниц печатного. Страницы контрольной работы необходимо пронумеровать.
Контрольная работа включает титульный лист, план (с указанием страниц), теоретическую часть, расчетную часть, список использованных источников.
На титульном листе контрольной работы необходимо указать: название учебного заведения, кафедры, наименование дисциплины, тему контрольной работы, номер варианта, фамилию и инициалы студента, номер зачетной книжки, фамилию и инициалы преподавателя, город и год выполнения контрольной работы.
Контрольная работа должна быть сдана на кафедру ЭТ и ЭП на проверку и рецензирование, как минимум, за две недели до начала сессии. Если работа не зачтена, она под- лежит доработке с учетом указанных преподавателем замечаний. В случае направления контрольной работы на доработку, к доработанному варианту работы прилагается ее первоначальный вариант.
Вариантыконтрольныхработ
Вариант 1
1. Основные этапы разработкибизнес-плана.
2. Методикаоценкибизнес-плана.
Задача. Рассчитать план продаж предприятия на квартал приусловии:
1. Предприятие продает три видапродукции:
· электроинструмент в объеме 10, 9 и 12 тыс. единиц соответственно по месяцамквартала;
· пневмоинструмент в объеме 5, 2 и 1 тыс.единиц:
· рукава пожарные в объеме 18, 17 и 13 тыс.единиц.
2. Цена за единицу в первом месяце кварталасоставляет:
· электроинструмент – 170руб.;
· пневмоинструмент – 250руб.;
· рукава – 50руб.
В последующие месяцы квартала цены планируются с учетом ожидаемой инфляции в размере 2 % в месяц. Расчеты свести в таблицу 1.
Таблица 1 – План продаж (тыс. руб.)
Наименование | январь | февраль | март | Квартал (план) |
Запланированные продажи, ед.: | ||||
Наименование | январь | февраль | март | Квартал (план) |
- электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | ||||
Цена, руб./ед.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | ||||
Запланированныепродажи: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | ||||
Всегопродажи |
Вариант 2
1. Бизнес-идея как инновационная основа бизнес- планирования и инвестиционногопроектирования.
2. Особенности отраслевого бизнес-планировании (производство продукции, работ,услуг).
Задача Рассчитать план коммерческих расходов при условии:
1. Ставки переменных коммерческих расходов на рубль продаж составляют по:
- доставкесобственнымтранспортом – 1 %ежемесячно;
- премиальнымвыплатам – 0,5 %ежемесячно;
- прочимпеременнымрасходам – 0,1 %ежемесячно;
2. Постоянныекоммерческиерасходыравны:
- оклады торговых агентов – 10, 10,2 и 10,4 тыс. руб. ежемесячно;
- командировочные расходы – 15, 15.3 и 15,6 тыс. руб. ежемесячно;
- прочие постоянные расходы – 5, 5.1 и 5.2 тыс. руб. ежемесячно.
Расчет свести в таблицу 2.
Таблица 2 – План коммерческих расходов
Наименование | январь | февраль | март | Квартал (план) |
Запланированныепродажи, тыс. руб. | ||||
Ставки переменных коммерче-ских расходов на рубль про- даж, %: - доставкасобственнымтранс- портом - премиальные - прочие переменные расходы Планируемые переменные коммерческие расходы, всего, тыс.руб. | ||||
Планируемые постоянные коммерческие расходы, всего, в т.ч.: - заработнаяплататорговыхагентов - командировочныерасходы - прочиепостоянныерасходы | ||||
Общие планируемые коммер-ческие расходы, тыс. руб. |
Вариант 3
1. Особенности развития бизнес-планирования вРоссии.
2. Компьютерные программные продукты, используемые при подготовке и анализе бизнес-планов инвестиционных проек- тов.
Задача. Используя план продаж (табл. 4) составить план производства продукции, учитывая следующие условия:
1. Запас готовой продукции на конец периода составляет 10
% отпродажследующегомесяца;
2. Запас готовой продукции на начало периода равен конеч- ному запасу предыдущегопериода.
Расчет свести в таблицу 3.
Таблица 3 – План производства
Наименование | декабрь (факт) | январь | февраль | март | Квартал (план) |
Запланированныепро- дажи, ед.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | |||||
Запас готовой продукции на конец периода, ед.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | |||||
Запас готовой продукции на начало периода, ед.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | |||||
Количество единиц про-дукции, подлежащих из- готовлению: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава |
Вариант 4
1. Оценка эффективности финансовой деятельности органи-зации на соответствие стратегическим целямбизнеса.
2. Общие требования к структуре и содержанию бизнес- плана.
Задача. Предприятие в базовом периоде имеет размер продаж продукции 480000 тыс. руб., а в плановом периоде продажи должны составить 560000 тыс. руб. Активы и краткосрочные обязательства составляют соответственно 240000 и 50000 тыс. руб. Размер чистой прибыли равен 4,5 % от величины продаж, доли дивидендных – 30 %. Перед менеджером предприятия стоит задача определения размера новых финансовых заимствований за счет внешних источников.
Вариант 5
1. Бизнес-план и его роль в развитиипредпринимательства.
2. Информационноеобеспечениепланирования.
Задача. Годовая программа обработки деталей по плану составляет 124000 деталей. Сменная норма выработки рабочего на станке-автомате составляет 80 деталей, число рабочих дней в году 230, норма выработки 110 %. Определить численность рабочих.
Вариант 6
1. Методы и технические приемы, используемые в бизнес- планировании.
2. Структурабизнес-плана.
Задача. Фонд зарплаты сотрудников предприятия по производству безалкогольных напитков и соков в отчетном году составил 10030 тыс. рублей. По данным будущего бюджетного года объем продаж увеличится на 17%, производительность труда – на 13%. Средняя заработная плата сотрудников увеличится на 6%. Определить годовой фонд оплаты труда на бюджетный год, раз- мер среднемесячной заработной платы одного работника, если численность работающих 30 человек.
Вариант 7
1. Сущность и значениебизнес-модели.
2. Ключевые показатели эффективности и источники финансированияпроекта.
Задача. На основе данных таблицы 4 составить прогноз объемов продаж предприятия.
Предполагается рост объемов продаж по продукции А на 10 % ежегодно, по продукции В – на 15 % ежегодно. Индекс цен на продукцию А и В составит на второй год – 1,09, на третий год – 1,08. Расчет свести в таблицу.
Таблица 4 – Прогнозобъемовпродаж
Показатели | 2012 г. Факт | 2013 г. Первыйгод | 2014 г. Второйгод | 2015 г. Третийгод |
1. Продукция А: | ||||
а) продажи, ед. | ||||
б) цена, руб./ед. | ||||
в) выручка, тыс. руб. | ||||
2. Продукция Б: | ||||
а) продажи, ед. | ||||
б) цена, руб./ед. | ||||
в) выручка, тыс. руб. | ||||
3. Выручка, всего |
Вариант 8
1. Структура бизнес-модели и критерии ееоценки.
2. Система инвестиционных бизнес-проектов и их классификация.
Задача. Используя план производства, трудоемкость и часовые тарифные ставки (таблица 5) рассчитать план прямых затрат на оплату труда.
Расчет свести в таблицу 5.
Таблица 5 – План прямых затрат на оплату труда, тыс. руб.
Наименование | январь | февраль | март | Квартал (план) |
Количество единиц продук-ции, подлежащих изготовле- нию: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | ||||
Наименование | январь | февраль | март | Квартал (план) |
Прямые затраты труда на единицу изделия, ч/ед.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |
Прямые затраты труда, тыс. ч | ||||
Почасовая тарифная ставка, руб./ч | 4,0 | 4,1 | 4,2 | |
Прямые затраты на оплату труда, тыс. руб.: - электроинструмент - пневмоинструмент - рукава Итого |
Вариант 9
1. Цели бизнес-планирования, задачи,исполнители.
2. Экономическаяэффективностьбизнес-планов.
Задача. По разработанному бизнес-плану фонд зарплаты персоналу компании установлен в размере 2125 тыс. долл. Фактически же была выплачена в размере 2260 тыс. долл. определить абсолютную и относительную экономию или перерасход зарплаты, если продажи составили 12 5% по отношению кбизнес- плану. Норматив центра затрат по зарплате установлен в размере 0,65 к прироступродаж.
Вариант 10
1. Процесс бизнес-планирования и последовательность раз- работкибизнес-плана.
2. Отличительные особенности инвестиционного бизнес- проекта.
Задача. Составить план – график поступлений от продаж.
Остаток дебиторской задолженности на начало планового периода составляет 800 тыс. руб. Из остатка дебиторской задолженности ожидается к получению в январе 350 тыс., руб. и вфеврале 450 тыс., руб.
Планируемый объем продаж предприятия за квартал составляет 3 800 200 руб., в том числе:
январь – 1 300000 руб., февраль – 1 100800 руб., март –
1 399 400 руб.
Условия оплаты: – 30% оплачивается в том же месяце;– 50 % и 20 % оплачиваются в последующих месяцах соответственно.