Рост нац-го самосознания: усиление интереса народа к своей истории. Закон КР «О государственном языке».




А.Акаев подчеркнул, демократизация общ-ва «… пробудила глубокий интерес к историч-му и культ-му наследию». В рамкахподгот-ки к 1000-летию эпоса «Манас» в Бишкеке 22-24 сен. 1994г. была проведена междунар-ая науч. конферен-ция на тему «Кыргызы: этногенетич-ие и этнокультурные процессы в древ-ти и средневековье в Центр. Азии». Была издана монография С.М. Абрамзона «Кыргызы и их этногенетич-ие и историко-культурные связи». Увидели свет научная книга «Кыргызы» в 4-х томах (Жусупов), Солтоноева «История кырг-ов», А. Байтура «Лекции по истории кырг-ов». Одним из важных источ-ов познания происхож-ия кырг-го народа явл. многочислен-е санжыра (устные родословные предания). В 1990г. в с. Шалба Джеты-Огузского р-на состоялся конкурс лучших рассказчиков санжыра. Празднование в 1990г. общественостью респуб-ки 75-летия восстания кырг-ов в 1916г. способствовало росту нац-го самосознания кырг-ов. На госуд-ом уровне шло восстановл-ие историч-ой правды, отводилось должное место в истории и культуре талантливым кырг-ам. Общественность Кырг-на во второй пол. 80-х гг. остро подняла проблему преподав-ия истории кырг-го народа в общеобраз-ых школах,ВУЗах. Рост нац-го самосознания кырг-ов находит выражение и в повышении интереса к историч-им памятникам, находящ-ся на тер. Кырг-на.

 

Билет Билет №19

1.Борьба кыргызского народа за независимость (XVI-XVIIIвв.)

В начале 16 в. кыргызы Тенир-Тооского региона были независимыми и с соседними ханствами вели равноправные взаимоотношения. Во главе гос. объединения кыргызских родов встал Мухаммед Кыргыз, имевший титул бека (эмира). Регион под его правлением назывался «кыргызским улусом». Согласно записям Мырза Мухаммеда Хайдара, у узбекских эмиров в Туркестане, Ташкенте и Сайраме «не было сил, сумеющих оказать сопротивление при случае нашествия» Мухаммеда Кыргыза. В это же время увеличилось кол-во внешних врагов, претендующих на кыргызские земли и богатства. Самыми грозными из них были моголы, к-рые ранее были вытеснены в Восточный Туркестан, но на новом месте захватили земли и города, усиливая свою мощь. Быстро была позабыта и непосредственная помощь главы кыргызов Мухаммеда монголам в их завладении в 1514 г. городами Кашгар, Жаркент и Хотан, в расширении монгольских территорий. Монгольский хан Султан-Сайд внял уговорам окружавших себя советников из родовых знатей и начал готовиться вновь захватить кыргызский улус. В 1517 г. монголы вошли на кыргызскую землю. Началась ожесточённая война. В итоге войско Мухаммеда Кыргыза на местности Барскон Ысык-Кёля потерпело поражение, а сам он был взят в плен. Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме. Затем, чтобы перетянуть Мухаммеда Кыргыза на свою сторону, в 1522 освобождает его из тюрьмы и, признав его вновь «эмиром кыргызов», отправляет на родину в сопровождении своего сына Рашида.

Мухаммед Кыргыз сразу же по возвращении на родину начинает тайно готовиться к войне против моголов и искать себе союзников в борьбе с ними. В 1524 г. он ведёт переговоры с казахским султаном Тахиром о союзе. Содержание этой тайной беседы становится известным Султану-Саиду, к-рый вновь берёт в плен Мухаммеда Кыргыза и увозит в Кашгар. До 1533 г. Мухаммед Кыргыз находится в Кашгарской тюрьме, где и умирает. Несмотря на это, было поло жено начало созданию антимонгольского кыргызско-казахского союза. В 1523—1524 гг. кыргызские и казахские воины действовали вместе. Поход Султаны-Саида в 1524—1525 гг., его попытки укрепить власть своего сына Рашида не увенчались успехом. Едва убыл монгольский хан из Кыргызстана, как прибыла помощь казахского султана Тахира, большинство кыргызов влились в его войско и Рашид был изгнан из Кочкора в Ат-Башы. В войне в 1526 г. кыргызы Рашида вытеснили до Кашгара. Все попытки Саид-хана вновь установить свою власть в Кыргызстане встречались активным сопротивлением кыргызов.

 

2.Земельная политика царского самодержавия в Кыргызстане (Вторая половина XIX- начало XXdd/)

Управление. Россия ввела в Кыргызстане собственные порядки административного управления. Кыргызстан был поделен на области, области — на уезды. Уезды, в свою очередь, делились на волости, в которые входили аилы. Волости состояли из тысячи или двух тысяч дворов (семей), а аилы из ста — двухсот дворов. Всего было образовано 73 волости.

Земельная политика. Колониальный характер царской власти по отношению к подчиненным территориям ярче всего проявился в земельной политике. В Кыргызстан потянулись переселенцы из России. Их обустройством занимались специально созданные переселенческие управления. Царское правительство предоставляло переселенцам удобные для земледелия земли. Кыргызов изгоняли из речных долин, с низменных мест, густо поросших зеленой травой, близлежащих к дорогам территорий. Их занимали переселенцы. На месте расселения кыргызов появились русские села. Царская власть была заинтересована в том, чтобы в Кыргызстане было больше русских крестьян и чтобы они были богаче, так как это укрепляло ее могущество здесь. Поэтому к переселенцам относились с большим вниманием: каждому выделялось 30 десятин земли (1 десятина — 1,2 га), их на 15 лет освобождали от налогов и военной службы. Кроме того, им оказывалась денежная помощь.

В 1905—1912 годах только в Бишкекском уезде (по-русски Пишпекском), где проживали кыргызы, было основано несколько десятков русско-украинских сел. В Прииссыккулье у кыргызов отняли 50 тысяч десятин земли.

В 1916 году на долю русских Пржевальского уезда, составляющих 21 процент от всего населения, приходилось 67,3 про цента пахотных земель. В Бишкекском уезде русским, составляющим 38,1 процента населения, принадлежало 57,3 процента пахотных земель.

Особенно пострадали простые кыргызы-земледельцы. У них отобрали земли вместе со строениями, зимовками, загонами для скота, а самих вытеснили в малопригодные для земледелия места.

Бежавших в Кыргызстан после подавления восстания в китайских владениях Восточного Туркестана дунган и уйгуров царские власти также поселяли на удобных для земледелия территориях Ферганской и Чуйской долин, Иссык-Кульской котловины.

В результате земельной политики царизма к 1916 году русским, составляющим 6 процентов населения Туркестана, было передано 57,7 процента пахотных земель.

Генерал-губернатор Туркестана А. Н. Куропаткин признавал: “По сравнению с другими народами, проживающими в Туркестане, кыргызский народ во многом был бесправен в отношении землепользования”.

Колонизаторская политика царизма, деспотизм местных баев и манапов все больше усиливали недовольство угнетенного народа.

Билет №20

1.Национальное- освободительное движение кыргызского народа 1916г.

Андижанское восстание. Основными причинами восстания были невыносимые условия жизни и произвол царских властей.

17 мая 1898 года, ближе к вечеру, в кишлаке Мин-Тюбе начали собираться люди — кыргызы, узбеки, таджики. Постепенно их количество достигло 200 человек. Аильный ишан (религиознный служитель) Мадали — человек известный и уважаемый, совершивший хадж (паломничество) в Мекку, с гневом говорил о том, что русские принесли в жизнь мусульман пьянство, они разрушают нравы, закрывают мечети, медресе, подвергают гонениям исламскую веру, отвращают правоверных, то есть мусульман, от законов шариата. Народ зашумел. “Поработители наживаются, увозя выращенный нами хлопок.

Восстание 1916 года. Начало национально-освободительной борьбы. Из года в год царские власти ужесточали и без того невыносимые порядки. Введение военного налога, продолжавшееся изъятие земли для переселенцев еще больше усугубили положение. Измученный поборами, бесчеловечным отношением властей, народ был готов взяться за оружие. Повод не дал себя долго ждать.

25 июня 1916 года высочайшим повелением царя был издан указ о привлечении на время войны к работам по устройству оборонительных сооружений в районах действующей армии мужчин призывного возраста — от 19 до 43 лет - из местного населения Туркестанского края. Терпевшая поражение в первой мировой войне Россия пыталась таким путем обеспечить бесплатной и безропотной рабочей силой нужды фронта и хоть как-то укрепить свои позиции.

Рост освободительного движения и его итоги. Волнения начались в июле 1916 года в городе Ходженте и распространились на всю территорию Туркестана. Наиболее сильные выступления против царского произвола происходили в Пишпекском и Пржевальском уездах Семиреченской области. 7 августа восстало население Пишпекского уезда, 9 августа к ним присоединились жители горных районов: Суусамыра, Кочкора, Джумгала, Нарына. 10—12 августа волнения охватили население При иссыккулья. Ожесточенные столкновения повстанцев с войсками царя продолжались с августа по октябрь.

Кыргызы объединялись, объявляли одного из авторитетных и влиятельных сородичей своим ханом и под его руководством вели борьбу с царскими войсками. Кеминские кыргызы выбрали вождем сына Шабдан батыра — Мокуша, иссыккульские — Батыркана Ногой уулу, кочкорцы — Каната Ыбыке уулу.

Потопив в крови освободительную борьбу кыргызского народа, царизм идет еще дальше. 15 октября 1916 года специально созданная комиссия приняла решение очистить территории Чуйской долины и Прииссыккулья от кыргызов.

От полного истребления кыргызов спасли лишь свержение русского царя в феврале 1917 года и Октябрьская революция, совершившаяся в ноябре 1917 года.

Восстание кыргызов в 1916 году за свободу явилось одной из самых трагических страниц истории кыргызского народа.

2.Экономика Кыргызстана в годы ВОВ. Расселение эвакуированного население и предприятий. Помощь фронту.

После вероломного нападения фашистской Германии на СССР все отрасли народного хоз-ва Киргизии были быстро перестроены на военный лад. Призыв Коммунистич. партии «Всё для фронта, всё для победы!» вы­звал могучий патриотич. подъём среди рабочих, колхоз­ников и интеллигенции республики. С первых дней войны они показывали образцы самоотверженного тру­да, проявляя творч. инициативу в производстве и об­ществ. жизни. Коллектив Кадамджайского металлургич. комбината скоростным методом построил новый з-д и специальный цех по производству высококачественной сурьмы - важнейшего сырья для оборонных предприя­тий. Фрунзенский механич. з-д находился в числе пере­довых предприятий республики. План первого полуго­дия 1941 по производству деталей тракторов, гидротур­бин, винторезных станков коллектив завода выполнил на 105,3%. С июля завод переключился на частичный выпуск оборонной продукции с повышенным на 44% производств, планом. Коллектив завода объявил себя мобилизованным на весь период войны. Шахтёры руд­ника Кок-Янгак приняли обязательства о систематич. перевыполнении плана. Рабочие механич. цеха шахты «Капитальная» стали выполнять дневное задание на 240-250%. Предприятия лёгкой пром-сти переключи­лись на изготовление обмундирования для воинов Со­ветской Армии.

Те, кто оставались в тылу, самоотверженно трудились для фронта. В целях планового использования трудо­вых ресурсов для нужд обороны в июле 1941 при СНК Кирг. ССР было создано бюро по учёту и распределе­нию рабочей силы. За период с июля 1941 по янв. 1944 было мобилизовано из числа трудоспособного населения для работы в пром-сть республики 13950 чел., на строи­тельство и транспорт -• 4 045, на торфозаготовки - 4 443 чел. В результате общая численность рабочих в респуб­лике за 5 лет возросла на 28%-с 36 тыс. в 1940 до 46 тыс. в 1945. В период войны общий объём валовой продукции всей пром-сти республики по сравнению с предвоенным пятилетием увеличился на 2*2,2%. Осо­бенно резко возрос выпуск продукции металлообраба­тывающей пром-сти, в т. ч. машиностроительной. Удель­ный вес пром-сти в народном хоз-ве республики в 1945 составил 67,5% против 50,2% в 1940. За годы войны кол­хозы и совхозы республики заготовили хлеба 4,5 млн. пудов, картофеля и овощей - 2,7 млн. пудов, мяса - 2fi млн. пудов, шерсти - на 372 тыс. пудов больше, чем за 5 предвоенных лет. Кроме того, колхозы, совхозы, кол­хозники и колхозницы сдали в фонд обороны 4,5 млн. пудов зерна и 500 тыс. пудов мяса. По сравнению с 1940 в 1945 в колхозах увеличилось поголовье крупного ро­гатого скота на 21,1 тыс. голов.

В течение июля - нояб. 1941 из западных и централь­ных районов СССР были эвакуированы в Киргизию бо­лее 30 крупных з-дов, фабрик и мастерских. Из фрон­товой зоны прибыло оборудование Никитовского (Дон­басс) ртутного комбината, Первомайского з-да с.-х. ма­шиностроения (г. Бердянск, Запорожская обл.), Харь­ковского фармацевтического з-да «Здоровье трудящихся», з-да фарфоровых изделий, Одесской пенько-джуто- вой, Курской и Харьковской трикотажных, Ростовских обувных ф-к, сахарных заводов: Весело-Подольянского, Ново-Быковского, Артемьевского, Смолянского (Украи­на), «Антреа» (Карело-Финская республика), «Коллек­тивист» (РСФСР), Московского з-да «Главзаменитель», Ямпольского (Украина) спиртового завода. Уже в нояб. 1941 были пущены основные цехи эвакуированного с Украины сельмашзавода, объединённого с Фрунзен­ским механич. з-дом и переключённого на выпуск обо­ронной продукции. Вступили в строй действующих трикотажные ф-ки № 2 и № 3, фармацевтический з-д «Здоровье трудящихся», швейная ф-ка им. Осоавиахима. Шло строительство новых предприятий цветной метал­лургии, лёгкой и местной пром-сти, сахарных з-дов и т. д. Всего за годы войны в Киргизии вступили в строй 38 новых крупных промышленных объектов союзного и республиканского значения.

есмотря на трудности военного времени, успешно продолжалась деятельность учебных заведений. В Киргизии работали 1600 общеобразоват. шкод с 230 тыс. учащихся, 34 тех­никума и 6 вузов. Ассигнование на школы в i945 по республике составило 220 млн. руб. против 172 млн. руб. в предвоенном 1940.

Ярким выражением любви к Красной Армии, к-рая олицетворяла собой братство и дружбу народов, демон­страцией нерушимой сплочённости тыла и фронта служили поездки на фронт делегаций представителей рабочих, колхозников и интеллигенция Советского Киргизстана. За время войны состоялось 22 выезда. На фронт было отправлено 196 вагонов-подарков, из них 52 вагона получили защитники Ленинграда. Помимо кол­лективных подарков на фронт было отправлено 38 тыс. индивидуальных посылок п 550 тыс. полушубков, вале­нок, шапок-ушанок, меховых перчаток, шерстяных нос­ков, телогреек.

 

 

Билет №21

1.Алайские кыргызы в конце XIX века. Курманжан Датка.

Курманжа́н-да́тка (кирг. Курманжан Датка; 1811 — 1 февраля 1907) — киргизская государственная и военная деятельница, предводительница и правительница алайских киргизов с 1832 по 1876 годы. Также известна как «Алайская царица», «Королева Юга» и «Мать нации» "Королева Гор". Имела звание датка (царица) в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате. Полковник Российской императорской армии (1876)[2].

урманжан Маматбай кызы родилась в аиле Орок (Орке) в Алайских горах, в семье киргизов-кочевников из клана Мунгуш, населявшего окрестности Оша[3]. Когда ей исполнилось 18 лет, родители Курманжан хотели выдать её замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, Маматбая, где жила в течение трёх последующих лет[3].

В 1832 году богатый алайский феодал бек Алимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил Курманджан от брачного договора и взял её в законные жёны[2]. Она родила ему шестерых сыновей, была неизменной помощницей и советчицей. Их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: Алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в Кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит[3]. Правление перешло к его пятидесятилетней супруге.

Сама Курманжан не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Когда кокандский хан Худояр провозгласил алайских кыргызов своими подданными и обложил их налогами, правительница не только воспротивилась этому, но и сумела заставить Худояра отказаться от обложения кочевников податями, признать её в качестве нового правителя Алая и присвоить ей почётный титул «датка»[4][5]. Хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать Курманджан-датку как самого знатного бека — впервые в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был устроен официальный приём[3]. Признал алайскую правительницу и эмир Бухары Музаффар: он был вторым правителем, пожаловавшим ей титул «датка». На сегодняшний день Курманджан-датка принадлежит к немногочисленной категории женщин, которые когда-либо вставали во главе мусульманского государства[6].

Ставка Курманжан-датки находилась в небольшом аиле Гульча. Русский учёный А. П. Федченко, путешествовавший по Туркестану и посещавший Алай в сопровождении кыргызских джигитов, отметил, что Курманджан «пользуется огромным авторитетом, наши джигиты не говорили о ней иначе, как с великим уважением». С осторожностью и почтением относились к алайской правительнице и кокандские ханы, ценившие её способность сохранять власть над непокорным киргизским народом[2][4

В 1876 году русские войска вторглись на территорию Кокандского ханства и захватили его. При этом южнокиргизские районы, в частности, Алай, продолжали оставаться непокорёнными. Курманджан-датка, как и шестеро её сыновей, негативно отнеслась к появлению в Алайском регионе войск «белого царя», настроившись на оказание им сопротивления[2] и формально возглавив борьбу алайских киргизов против русских войск[7].

В начале апреля 1876 года отряд Абдуллабека из 1500 джигитов занял труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 верстах от Гульчи. 25 апреля они оказали упорное сопротивление отряду Скобелева, которому, тем не менее, удалось вытеснить киргизов с занимаемых позиций. Причем русским сильно помог сарыбагышский манап (Манап — правитель. - Прим. ред.) Шабдан Джантаев (1839-1912) – давний сторонник империи с севера нынешнего Кыргызстана, принимавший участие в завоевании Кокандского ханства и в операциях против «Пулатхана», за что получил Георгиевский крест.

2.Международные связи и внешняя политика Кыргызской Республики

После роспуска СССР все республики, ранее входившие в его состав, превратились в независимые государства. 21 декабря 1991 одиннадцать из бывших советских республик, в т.ч. Кыргызстан, стали учредителями Содружества Независимых Государств (СНГ). Было объявлено о неприкосновенности и неделимости территории государств, входящих в СНГ. Между этими государствами было заключено соглашение о сотрудничестве на равноправной основе.

Руководители кыргызского парламента выступили одними из инициаторов прекращения азербайджано-армянского конфликта на Кавказе. При посредничестве Кыргызстана и непосредственном участии президента А. Акаева в переговорных процессах было достигнуто соглашение о мире между двумя конфликтующими сторонами Таджикистана, приведшее к прекращению гражданской войны в этой стране. Кыргызстанский пограничный батальон с 1994 по 1998 выполнял задачу по охране тажико-афганской границы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. В 1996—98 Кыргызстан несколько раз выступал с инициативой проведения в Бишкеке мирных переговоров по конфликту в Афганистане с участием всех заинтересованных сторон. Кыргызстан обратился к мировой общественности с предложением усилить в 21 в. влияние исторического Великого Шёлкового пути в международных отношениях. С Китаем прошли двусторонние переговоры по проблемам гос. границы и 4 июня 1996 этот вопрос был предварительно решён на соответствующем уровне. Казахстан и Кыргызстан в 1998 официально заявили об отсутствии по проблемам границы территориальных претензий друг к другу. Между Кыргызстаном и Узбекистаном начались переговоры по уточнению гос. границ. В 1999 российские пограничники полностью были выведены из Кыргызстана.

 

1Народное восстание 1873-1876гг. Исхак Асан уулу. Завоевание Южного Кыргызстана Россией..

В середине XIX века население Южного Кыргызстана все еще находилось под игом Кокандского ханства. Однако политическая обстановка и положение ханства уже не были такими прочными, как раньше. Внутренние противоречия, непрекращающиеся дворцовые перевороты, с одной стороны, усугубляли и без того тяжелую ситуацию в ханстве, а с другой — облегчали для России задачу завоевания Ферганской долины, Южного Кыргызстана в целом.

Восстание 1873—1876 годов известно в истории под названиями “Народное движение”, “Кокандское восстание”, “Восстание Пулат-хана". Его возглавил простой кыргызский джигит по имени Исхак Хасан уулу. В детстве Исхак получил образование в медресе. Некоторое время был религиозным служителем, затем перебрался в Андижан, где стал джигитом у известного в Коканде Абдымомуна аталыка. Ему он обязан своими знаниями, в том числе политическими. Исхак был крепким, решительным и энергичным парнем. Его видная внешность, ум и знания как нельзя лучше соответствовали представлениям восставших об идеальном правителе. Народ нарек его Пулат-ханом и провозгласил ханом. Узбеки, таджики также поддержали его и присоединились к восстанию.

 

2.Андижанское восстание

Андижанский мятеж местных жителей против российских властей произошёл 17 мая 1898 года вблизи города Андижана. Организатором восстания был Мухаммед-Али (или Дукчи-ишан), житель села Мин-Тюбе Маргиланского уезда, планировавший захват городов Маргилан, Ош и Андижан, восстановление Кокандского ханства с провозглашением ханом своего 14-летнего племянника с последующим изгнанием русских из Туркестана[1][2].

В XVIII—XIX века спокойная и мирная жизнь жителей Хивинского, Бухарского и Кокандского ханств была явлением редким и краткосрочным: не только сами ханы воевали друг с другом, но и против них — своих правителей — восставали забитые и доведённые до отчаяния подданные различной этнической принадлежности, для которых это стало обычным делом[3].

Русское наступление кардинально отличалось от военных действий ханских армий, азиаты были напуганы настойчивым и безостановочным победным продвижением неизменно побеждавших превосходящие их по численности ханские армии российских отрядов вглубь Средней Азии. Одновременно местные жители с удивлением обнаружили, что приход русских им вреда не причиняет, к тому же, с обоснованием в том или ином районе русской администрации, в нём неизменно воцарялся мир и порядок, давно ими забытый. Регион был «замирён»[3].

Однако, обстановка в Туркестане не оставалась неизменной с течением времени. Умер управлявший 14 лет краем обладавший колоссальной властью и пользовавшийся огромным авторитетом «полуцарь» К. П. фон Кауфман; никто из его последователей на посту генерал-губернатора Туркестана уже не имел ни такой власти, ни возможности приобрести такую же славу в крае. Постепенно у местного населения прошёл страх перед завоевателями с их пушками и скорострельными винтовками, которые не убивали азиатов, не громили мечети, не трогали местных женщин, не мешали торговать и вообще почти не вмешивались в веками устоявшиеся обычаи. Русские существовали несколько обособленно, местные тоже сами по себе, что к завоевателям уважения не прибавляло. При этом склонность к бунтам у местного населения сохранилась[4], и подогревалась она постоянной антироссийской пропагандой, которую вели в среде местного населения исламские священнослужители[5].

Организатором восстания был Мухаммед-Али (или Дукчи-ишан), житель села Мин-Тюбе Маргиланского уезда, родившийся в 1856 году в Кокандском ханстве и происходивший из бедной семьи, ни умевший читать и писать, не имевший никакого образования. В возрасте 18 лет он сделался последователем видного суфия Султанхана, после смерти последнего совершил паломничество в Мекку и, вернувшись в Туркестан, в Самарканде поступил в услужение к другому ишану, Ахмедхану, унаследовав после его смерти титул ишана и, видимо, какие-то средства. К 1889[ уточнить ] году влияние ишана распространилось очень широко по Туркестану, его сторонники из окружения бывшего хана активно распускали слухи о том, что Дукчи-ишану предначертано стать освободителем своего народа[6].

В ходе начатой тайной подрывной работы в кишлаке Мин-Тюбе Маргиланского уезда Ферганской области в результате выборов были сменены лояльные к русским старейшины на сторонников ишана, при этом русская администрация об этом даже не знала. Доходившим до начальников неясным слухам о готовящемся восстании никто не верил — подобные слухи много раз появлялись и раньше, но всегда оказывались дезинформацией. В это время ишан и его сторонники разработали план восстания, в соответствии с которым предполагалось совершить ночью нападение на казармы одновременно в Маргилане, Оше и Андижане, захватить эти города и восстановить Кокандское ханство с провозглашением ханом 14-летнего племянника ишана с последующим изгнанием русских из Туркестана[1].

Ишан убедил своих сторонников в гарантированном успехе мятежа, обещал каждому присоединившемуся к выступлению волшебные палочки, которые должны были предохранить своих обладателей от пуль русских солдат. Также ишан объяснил им, что в случае начала русскими стрельбы, их ружья вместо пуль будут выплёскивать воду, а сами солдаты будут падать по взмаху его рук. Ишан заявил, что ему помогут турецкий султан (была даже предъявлена поддельная грамота с якобы подписью и печатью султана), эмир Афганистана и извечные враги русских — англичане, приславшие якобы уже оружие, спрятанное до времени в горах[1].

Около 7 часов вечера 17 мая 1898 года в усадьбе ишана собрались готовые к выступлению «воины газавата». Их, а также присоединившихся к ним 250 конных и 600 пеших бойцов за веру, повёл за собой представший перед ними в зелёном одеянии на белом коне ишан. Одновременно в сторону Оша и Маргилана должны были двинуться и другие отряды; ещё она группа должна была идти к Андижану, предварительно перебив русских лесничих в горах и уничтожив казаков в кишлаке Каракуль[1]. По дороге к ишану с его войском, двигавшимся к Андижану, присоединялись новые сторонники. Вблизи города к нему примкнули 200 жителей Андижана и группа, которая должна была атаковать Маргилан, но не сумевшая это сделать из-за того, что гарнизон города бодрствовал, а не спал, на что был расчет восставших. Встретившиеся войску ишана 2 верховых русских торговца были зарезаны и разорваны на куски[7]. нформация о нападении на несколько городов была получена русскими должностными лицами около 2 часов дня, и, хотя она не выглядела достоверной, в Оше и Маргилане были предприняты меры к отражению нападения. Курьер же, отправленный из Маргилана в Андижан, был перехвачен сторонниками ишана и убит[7]. События в Андижане, увеличившие пропасть между русскими и местными жителями и носившие (в отличие от прочих туземных выступлений) антиколониальный характер[1], обсуждались на разных уровнях в Ташкенте и Санкт-Петербурге, высказывались различные должностные лица, зачастую довольно резко в пользу самых крутых мер против «туземцев». Мятеж анализировался многими авторами, выдвигавшими различные версии, в том числе о провокаторах и подстрекателях из Турции и Афганистана. Авторитетный автор, прослуживший в Туркестане 40 лет — генерал М. А. Терентьев — причины событий находил в ослаблении роли военных в управлении краем, слабым контролем деятельности мусульманского клира и недостаточным вниманием к выборам старшин и казиев, незнанием русской администрацией местных обычаев и языков[11].

Национальный состав привлеченных российской администрацией к суду участников мятежа свидетельствует о многонациональности выступления: из 417 привлеченных киргизов среди мятежников было 257 человек, узбеков — 112, тюрок — 20, уйгуров — 17, кипчаков — 3, таджиков — 5, каракалпаков — 1[10]. В этом отношении в восстаниях местного населения ничего не изменилось с ханских времён, когда против ханской власти также восставали жители самых разных национальностей[3].

 

23,2

Осмоналы Сыдык уулу был первым кыргызским историком. Он родился в Кочкорской долине, в семье крупного манапа. Первые знания получил от религиозного наставника — молдо. В 1911 году закончил высшее духовное медресе (религиозное учебное заведение) в городе Бухаре. Выучив русский язык, Осмоналы читал книги русских авторов, побывал во многих местах и общался с узбекскими, татарскими, казахскими просветителями. Свои знания он использовал для просвещения народа. С 1920 года по 1928 год Осмоналы Сыдык уулу учительствовал в пишпекских школах и внес большой вклад в ликвидацию неграмотности кыргызов.

В 1916 году Белек Солтоноев был избран на должность волостного в волости известного бия Атаке. В трагическом 1916 году бежал в Китай. Возвратившись в 1917 году, боролся за установление советской власти на территории Кыргызстана,, работал в научных заведениях.

Ишеналы Арабаев родился в селе Кун-Батыш Кочкорского района. Начальное образование получил у религиозного служителя — молдо. В 1900—1910 годах работал учителем. Затем три года учился в городах Оренбург, Уфа, Казань. И. Арабаев был одним из образованнейших людей своего времени. Он — автор первого кыргызского букваря — “Алиппе”, который издан в 1911 году в Уфе. Им написаны для школ учебники по письму и счету, географии, переведено несколько книг с русского на кыргызский язык.

Ибраим Абдырахманов родился в селе Чырак на Иссык- Куле. Учился у аильного молдо, затем окончил семилетнюю татарскую школу в Караколе. С детства он отличался великолепной памятью, тягой к знаниям. Во время учебы в школе знал наизусть некоторые произведения русских писателей — А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, И. Крылова. Более 11 лет И. Абдырахманов учил детей в Джеты-Огузе. В 1916 году он переехал в Ат-Баши и снова посвятил себя образованию. И. Абдырахманов отдал много сил поиску и сбору вариантов эпоса “Манас”. Ему удалось осуществить поистине титанический труд — записать полный текст эпоса.

Чокан Валиханов — казахский ученый и просветитель, географ и историк. Получив высшее образование, поступил на службу к царскому правительству. В 1856 году в составе военно-разведывательной экспедиции прибыл на Иссык-Куль, где изучал жизнь, быт кыргызов. Приехав в следующем году, он целиком отдался изучению истории Кыргызстана, записал большой отрывок из эпоса “Манас” и перевел его на русский язык.

Петр Петрович Семенов. Он был первым русским ученым, достигшим озера Иссык-Куль и осуществившим его научное обследование. Благодаря ему наука обогатилась достоверными сведениями о строении и особенностях Тянь-Шаня, многими неизвестными материалами о его флоре и фауне. Он стал знатоком кыргызских родословных преданий - санжыра. За огромные заслуги в исследовании края ему было присвоено почетное добавление к фамилии “Тян-Шанский”.

Так, благодаря русским ученым кыргызский народ становился известным европейцам, а кыргызы получили возможность приобщиться к русской и мировой культуре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: