СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ




Г.М. НАЛИВАЙКО, Г.Е. МАХЛИН

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс лекций

 

Под общей редакцией
кандидата экономических наук, доцента Г.М. Наливайко

 

 

Минск

Современные знания


УДК 658.012.2(075.8)

Н 23

 

Рецензенты:

Шелег Н.С., доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики торговли
Белорусского государственного экономического университета, профессор;

Алейников А.Н., кандидат экономических наук, доцент,
декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ИСИПМ Белорусского государственного университета

 

 

Наливайко, Г.М.

Н 23 Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: курс лекций / Г.М. Наливайко, Г.Е. Махлин; под общ. ред. Г.М. Наливайко. – Минск: Современные знания, 2008. – 155 с.

 

 

ISBN 978-985-6776-98-7

 

 

Рассмотрены экономические и методологические аспекты разработки бизнес-планов, вопросы моделирования бюджета предприятия и контроля эффективности бизнес-процессов, отраслевые особенности разработки, методы презентации и оценки бизнес-планов.

Для студентов вузов экономических специальностей и менеджеров.

 

УДК 658.012.2(075.8)

ISBN 978-985-6776-98-7 © Наливайко Г.М., Махлин Г.Е., 2008

© ЧУО «Институт современных знаний

имени А.М. Широкова», 2008

© Оформление «Современные знания», 2008


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях процесс управления предприятиями претерпел существенные изменения. Ранее господствовала ситуация, в соответствии с которой темпы изменения внешней среды деятельности не отличались существенным образом от скорости, адаптации внутренних процессов и элементов предприятий. Уровень неопределенности внешней среды в основном ограничивался состоянием, когда существовал набор событий с поддающейся определению вероятностью осуществления. В таких условиях предприятия справлялись с изменениями внешней среды, используя прошлый опыт и отработанные модели поведения. Однако сейчас проблема адаптации предприятий к изменениям внешней среды приобрела новые черты – существенное увеличение уровня изменчивости и влияния неопределенности. Например, особенностями современной динамики рынков товаров является короткий жизненный цикл продукта, продажа товара сравнительно небольшими партиями, постоянное сокращение времени на выполнение заказа, малопредсказуемые сдвиги спроса с одного продукта на другой, высокая оценка потребителями параметров качества продукции.

Успех в современном бизнесе существенно зависит от следующих элементов:

· понимания общего состояния дел на данный момент;

· представления того уровня, которого необходимо достичь;

· планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-планирование помогает решать эти задачи путем разработки бизнес-плана. Он включает ближайшие и перспективные цели, стоящие перед предприятием, оценку текущего момента, преимущества и слабые места бизнеса, анализ рынка. В этом документе дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-план позволяет предусмотреть в перспективе вероятные проблемы, варианты действий и оценить возможные результаты, что дает шанс в условиях реального рынка осуществлять эффективную хозяйственную деятельность. Продуманный план является средством, с помощью которого можно управлять бизнесом и контролировать его.

Таким образом, бизнес-план представляет собой комплексный документ, наиболее полно отражающий широкие аспекты и характеристики предпринимательского начинания в виде оформленного инвестиционного предложения.

Бизнес-план также может стать средством привлечения ресурсов, необходимых для развития бизнеса. Он позволяет убедить потенциальных инвесторов в том, что найдены привлекательные рыночные идеи и имеются возможности их реализации, что у разработчиков есть предпринимательские способности, что управленческая система позволяет эффективно осуществить намеченное.

На сегодняшний день сложились определенные отношения между субъектами хозяйствования и владельцами капитала, при которых потенциальные инвесторы не будут рассматривать вопросы финансирования и поддержки проектов, если им не будет представлен бизнес-план.

Бизнес-планирование затрагивает и предприятия, и инвестиционные проекты. Создание нового предприятия, его перспективная и текущая деятельность, реализация проектов развития в целом и отдельных бизнес-процессов, привлечение инвестиций, в том числе по кредиту и лизингу – все это требует разработки соответствующих бизнес-планов. При этом белорусские предприятия руководствуются соответствующими постановлениями и рекомендациями органов государственного управления, требованиями банков и лизинговых компаний, а также положениями и процедурами внутрифирменного управления.

В белорусской экономике в настоящее время наблюдаются активные действия, направленные на развитие предпринимательской среды. Кампания по переводу индивидуальных предпринимателей в статус частных унитарных предприятий говорит о том, что количественная масса предпринимателей и их качественная роль в развитии экономики спровоцировали необходимость их перевода на новый статусный уровень. Государственными органами управления по-прежнему принимаются меры по снижению налоговой нагрузки как стимулирующий механизм становления и развития субъектов хозяйственной деятельности. Особенно интересны льготы и преференции, предоставляемые предпринимательству на территории населенных пунктов численностью до 50 тысяч жителей. Провозглашенный приоритет качества на основе международных стандартов в этой области находит ежегодное отражение в Государственных программах «Качество», направленных на реализацию всеми предприятиями стратегии постоянного улучшения деятельности. Государственная программа инновационного развития стимулирует предприятия на осуществление диверсификационной стратегии, требуемой конкурентной средой.

Для получения иностранных инвестиций часто используются методические рекомендации международных организаций, например, UNIDO или TACIS. При этом общие принципы, методы и процедуры разработки бизнес-планов, да и собственно содержательная их часть практически не зависят от форм представления бизнес-планов, регламентируемых различными нормативными документами. Кроме того, работа по совершенствованию методики разработки бизнес-планов их оценки и экспертизы на основе опыта как отечественного, так и зарубежного, продолжается.

Настоящий курс лекций разработан авторами на основании как опыта преподавания бизнес-планирования в белорусских высших учебных заведениях, так и практического опыта планово-экономической работы. Главы 1, 2, 5, 6 написаны Г.М, Наливайко глава 3 – Г.М. Наливайко совместно с А.П. Курулевым, глава 4 – Махлиным Г.Е.

Пособие ориентировано на подготовку специалистов, причастных к бизнес-планированию, переподготовку управленческого персонала для повышения эффективности его деятельности в рыночных условиях, а также на начинающие кадры предпринимательства.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Изменения как причина бизнес-планирования

Понятие «изменения» подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях. Изменения являются объективной причиной бизнес-планирования, которое предназначено реагировать на них корректировкой деятельности соответствующего объекта.

Возможны следующие виды изменений:

· в окружающей среде;

· организационные изменения;

· изменения в людях.

Изменения в окружающей среде. На современном этапе существования человечества имеет место беспрецедентная глубина, сложность и темп технологических, социальных и иных изменений. Сегодняшние предприятия работают в непрерывно меняющейся окружающей среде. Способность приспосабливаться к этому – основное условие успеха в бизнесе и во все возрастающем числе случаев просто выживания. Масштабы изменений в окружающей среде различны в зависимости от страны и региона, но некоторые из них глобальны и затрагивают все общество.

Изменения в окружающей среде происходят под воздействием различных факторов. Внешняя среда предприятия включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. При этом следует учитывать то, что внешняя среда может быть как прямого, так и косвенного воздействия (рис. 1.1).

Особое значение для предприятия имеет такое рыночное явление, как конкуренция. Конкуренция заставляет постоянно находиться в состоянии изменчивости. Направленность этих изменений хорошо раскрывает один из главных управленческих принципов – ориентация на потребителя в режиме опережения потребностей. Этот принцип дает широкие возможности для выработки маркетинговых стратегий, реализация которых помогает предприятию в конкурентной среде.

 

СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: