Оценка и страхование риска




Оценка эффективности бизнес-плана предполагает анализ наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Риски классифицируют и оценивают по месту их возникновения, намечаются меры по снижению или предотвращению рисков. Для инвестиционных проектов в обязательном порядке проводят многофакторный анализ рисков, например, путем анализа чувствительности целевых и наиболее важных показателей эффективности к изменениям входных показателей (цены, объема производства, элементов затрат, условий финансирования, инфляционных процессов и иных факторов).

По характеру проявления риски подразделяются на две основные категории: политические, или региональные, и коммерческие. К первой группе рисков относят:

· экспроприацию или бойкот проекта правительством;

· военные действия или гражданские беспорядки, влекущие за собой остановку проекта;

· изменения текущего законодательства или системы налогообложения;

· резкий рост инфляции или обменного курса валют и др.

К коммерческим рискам можно отнести все иные риски, которые условно подразделяются на следующие группы:

· технические, связанные со строительством, вводом в действие и эксплуатацией проекта (замораживание незавершенного строительства, задержка ввода в строй, технические неполадки при пуске и эксплуатации и др.);

· риски изменения рынка, связанные с непрогнозируемыми факторами его колебаний, которые могут привести к остановке проекта (изменения в условиях продажи производимой после начала реализации проекта продукции);

· риски снижения спроса или резкого колебания цен;

· риски существенных изменений условий поставки необходимых материалов и оборудования, связанных с ростом цен или трансформацией спроса на используемые сырье и материалы.

На практике грань между политическими и коммерческими рисками – трудно различима.

С целью выработки программы их минимизации анализируют следующие риски:

1. Рыночный риск:

· Будет ли в будущем существовать рынок?

· Будет ли рынок расти способствующими бизнесу темпами?

· Является ли норма валовой прибыли достаточной, чтобы выдержать ценовую войну?

2. Риск конкурирующих технологий:

· Сможет ли конкурент разработать опережающую технологию?

· Может ли какая-либо новая технология помешать проекту?

3. Риск завершения, или технический риск:

· Достаточно ли надежны проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало, как намечается?

4. Внешний риск:

· Какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.п.) остановит или замедлит работу предприятия?

· Есть ли предложения по решению подобных проблем?

5. Внутренний риск:

· Достаточно ли персонала для нормального функционирования?

· Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях?

6. Политический риск:

· Может ли какое-либо правительственное постановление помешать успеху?

· Будут ли получены обязательные разрешения специальных органов?

7. Ресурсный риск:

· Будет ли достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов?

· Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов для полного завершения проекта?

8. Риск капитальных вложений:

· Смогут ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства повлиять на объем инвестиций?

· Какова вероятность при таких изменениях потерять свой капитал полностью или частично?

При разработке программы «управления рисками», которая позволяет защитить бизнес от потерь, обычно акцентируют внимание на трех областях:

1. Риск потери имущества – подверженность имущества, включающего реальные и «невидимые» активы, риску полной потери или повреждения (пожар, кража).

2. Риск потери времени – возникает в связи с возможностью сбоев и перерывов в функционировании бизнеса или задержками при получении платежей по произведенным инвестициям.

3. Риск неисполнения обязательств – включает ответственность перед покупателями, людьми, причастными к бизнесу, перед теми, кто получает или полагается на выпускаемую продукцию или услуги, а также перед обществом в целом.

Одним из методов снижения риска является страхование – возмездное приобретение финансовых гарантий возмещения потерь в специфических случаях.

В основе страхования лежит страховой полис. Страховой полис – это контракт, по которому страховая компания (страховщик) берет на себя обязанность выплатить компенсацию (страховую премию) в случае, если произойдет какое-либо нежелательное случайное событие, принесшее убытки. В обмен за эту услугу предприниматель обязуется платить страховщику определенные суммы (страховые взносы). В страховом полисе указывается, какой вид риска он покрывает, в какие сроки и на какую сумму.

Страхование рисков предполагает последовательность следующих действий:

1) определение объема и структуры материальных активов, которым грозит риск потери или повреждения;

2) выделение тех рисков, которых можно избежать, принимая определенные меры предосторожности, подсчитать затраты на осуществление этих мер;

3) определение вида страхования (общий или специальный), который может лучше защитить при меньших затратах по сравнению с затратами на меры предосторожности;

Если затраты на страхование рисков немногим меньше, чем затраты по их предупреждению, следует подумать, стоит ли тратить время и деньги на страхование, а не лучше ли принять меры по предупреждению рисков.

Предотвращение возможности потерь является центральным звеном в программе уменьшения рисков, и реализация этой программы не должна ограничиваться собственно страхованием.

 

Рекомендуемая литература [4, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 23, 28, 29, 31, 32, 35, 44].

Контрольные вопросы и задания

1. Методические основы разработки бизнес-плана.

2. Что является основанием для разработки бизнес-плана?

3. Какие принципы и подходы разработки бизнес-плана?

4. Содержание раздела бизнес-плана «Резюме».

5. Сводные показатели, отражаемые в таблице раздела «Резюме»

6. Требования к юридическому разделу бизнес-плана.

7. Какие вопросы раскрываются при описании предприятия?

8. Какие вопросы раскрывают стратегию предприятия?

9. Охарактеризовать объект бизнеса организации с позиции потребителя.

10. Приведите качественные, количественные показатели свойств продукции.

11. Какие вопросы решаются для повышения конкурентоспособности продукции?

12. Какие товары соответствуют требованиям «новизны»?

13. Что включает в себя аналитическая функция маркетинга?

14. Что включает в себя производственная функция маркетинга?

15. Что включает в себя сбытовая функция маркетинга?

16. Раскройте содержание маркетинговой функции управления и контроля.

17. Приведите пример сегментации рынка.

18. Раскройте понятие емкости рынка.

19. Содержание подраздела бизнес-плана «Анализ рынков сбыта».

20. Каково значение показателя доли рынка при планировании?

21. Раскройте понятие конъюнктуры рынка и содержание его изучения.

22. Охарактеризуйте покупателей по их отношению к новым товарам.

23. Содержание подраздела бизнес-плана «Стратегия маркетинга»

24. Значение ЖЦТ при бизнес-планировании.

25. Какие особенности изучения конкуренции при бизнес-планировании?

26. Представление ценовой политики в разделе «Производственный план».

27. Представьте программу производства и реализации продукции.

28. Содержание подраздела «Материально-техническое обеспечение».

29. Представление расчета потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда при бизнес-планировании.

30. Представление расчета амортизационных отчислений при бизнес-планировании.

31. Представление сводного расчета затрат на производство и реализацию.

32. Содержание организационного плана.

33. Правовое обеспечение бизнеса в рамках организационного плана

34. Возможное наличие поддержки и льгот и их роль в бизнес-планировании.

35. Характеристика специальных привилегий в форме франшиз, используемых при бизнес-планировании.

36. Как определяется стоимость инвестиционного проекта?

37. Как рассчитывается потребность в чистом оборотном капитале?

38. Условия предоставления долгосрочного кредита (займа).

39. Какие делаются расчеты при прогнозировании деятельности?

40. Какие рассчитываются основные показатели оценки эффективности?

41. В чем смысл коэффициента дисконтирования?

42. Что характеризует чистый дисконтированный доход?

43. В чем суть показателя внутренней нормы доходности?

44. Как определяется индекс рентабельности (доходности)?

45. В чем суть показателя срока окупаемости?

46. В чем смысл показателя, характеризующего уровень безубыточности?

47. В чем смысл коэффициента покрытия задолженности?

48. Как рассчитываются показатели рентабельности?

49. Коэффициенты, оценивающие эффективность бизнес-плана?

50. Как рассчитать показатели, характеризующие сроки оборачиваемости?

51. В чем заключаются политические риски для бизнес-планирования?

52. В чем заключаются коммерческие риски для бизнес-планирования?

53. В чем заключается методика анализа рисков?

54. Какие области выделяются в программе защиты бизнеса от рисков?

55. Какова технология страхования рисков?

4. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

4.1. Разработка бюджета предприятия средствами имитационного
моделирования

Бюджет предприятия – финансовое (числовое) выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий. Он состоит из трех частей: бюджета доходов и расходов, бюджета денежных потоков и целевого баланса (балансовой ведомости).

Предлагаемые в современной литературе методики бюджетирования в большинстве случаев не могут напрямую использоваться в практике отечественных предприятий. Во-первых, все они исходят из принципа деления затрат на переменные и фиксированные и соответственного расчета точек безубыточности. Во-вторых, данные методики не предполагают прямого учета целевых плановых критериев. И, в-третьих, все они предполагают достаточно большой объем аналитической и счетной работы.

В сложившейся динамически меняющейся экономической обстановке фактические изменения фиксированных затрат достигают значительных величин и их влияние на финансовые показатели предприятий заметно превышает допустимые погрешности, что делает соответствующий расчет безубыточности практически бессмысленным. Так, например, в 2006 г. увеличение фиксированных затрат под воздействием внешних факторов привело на предприятиях строительного комплекса к снижению рентабельности в среднем на 5,4%.

Традиционная иерархическая методика разработки бюджетов на основе анализа зависимостей и прогноза показателей с последующими итеративными согласованиями и перерасчетами всего комплекса взаимоувязанных показателей представляется весьма трудоемкой и сложной. Достаточно вспомнить рекомендуемую систему планирования на предприятии, включающую планы по труду, себестоимости, производству продукции в натуральном и стоимостном выражениях и т.п., и как конечный результат – финансовый план, или систему с бюджетами выпуска продукции, прямых производственных затрат, накладных расходов и т.д. В результате большинство малых и средних предприятий обходятся вообще без бюджетов или имеют чисто формальные финансовые планы. Особую сложность вызывают в этой связи многовариантные плановые расчеты, необходимые для бизнес-планирования, оценки эффективности инвестиционных проектов и процедур финансового оздоровления.

Поэтому определенное значение имеет разработка методики бюджетирования, которая может напрямую учитывать прогнозируемые изменения затрат, целевые критерии планирования и в, то же время, проводить многовариантные расчеты бюджета без значительных временных и ресурсных затрат.

Рассматриваемая методика, в отличии от вышеописанных, базируется на имитационной модели бюджета предприятия с пятикомпонентной системой параметров.

К параметрам первого вида относят те, которые задаются независимыми переменными для каждого центра прибыли. В модели может быть только один соответствующий показатель, причем:

,

где y – значение показателя для предприятия; yi – значение показателя для i -го центра прибыли.

В качестве такого показателя, как правило, выбирают объем реализации в случае мелкосерийного производства или индивидуальных проектов, либо объем производства в натуральном выражении для крупносерийного производства. Соответствующая переменная является задающим параметром модели. Следует особо подчеркнуть независимость этих параметров, которая вытекает из технологической независимости центров прибыли. Значение задающих параметров состоит в том, что именно их изменение обеспечивает вариантность результатов расчетов при заданных функциональных зависимостях модели.

К параметрам второй группы относят те, которые линейно зависят от задающего параметра, то есть

,

где k – номер показателя; ak и bk – коэффициенты линейной зависимости, определяемые по прошлому периоду, например, по расчету корреляции lk и yi.

Линейные параметры – это, как правило, показатели переменных издержек (затраты сырья, энергоресурсов на технологические цели) и издержек смешанного типа (транспортные затраты, затраты электроэнергии на производственные цели).

Третий тип параметров – прогнозируемые:

.

Значения этих показателей определяют на основе отчетных данных r и прогнозе (обоснованных предположениях) или планируемых мероприятиях (инновациях, проектах) – λ. Например, сумма основной заработной платы, стоимость основных средств, затраты на рекламу, суммы полученных и уплаченных авансов и т.п.

Четвертый тип параметров – расчетные:

.

Это показатели, значения которых определяют по нормативным или дефинитивным формулам. В их число входят производные показатели (себестоимость, рентабельность, входной денежный поток и др.), суммы налоговых и других обязательных платежей, а также те, что являются функциями других показателей и отчетных данных (остаток денежных средств на конец периода, ряд балансовых показателей).

Целевые плановые критерии, формулируемые в аналитическом виде, задают как дополнительные соотношения параметров бюджета:

.

Такими критериями могут быть, например, плановый уровень рентабельности, нормативные значения показателей платежеспособности, значение баланса денежных потоков и т.п.

В целом модель бюджета можно отобразить следующим образом:

.

Модель адаптивна к особенностям конкретного предприятия, его планам и программам и носит имитационный характер. Изменения задающих, прогнозируемых параметров или целевых критериев порождает перерасчет всех параметров модели и, в качестве результата, новый вариант бюджета.

Процесс моделирования бюджета носит итерационный характер. Во-первых, проводится подбор каждого задающего параметра в отдельности для удовлетворения требованиям безубыточности каждого центра прибыли и безубыточности предприятия в целом, после чего оценивается возможность выполнения бюджета безубыточности. Во-вторых, варьируя задающие параметры, можно оценить реализацию целевых плановых критериев при сохранении выполнимости бюджета по каждому центру прибыли. Если с точки зрения руководства предприятия основные показатели бюджета нереалистичны или целевые критерии не удовлетворяются, следует пересмотреть план и/или программу, внести корректировки в модель и повторить процедуру расчета. Модель легко реализуется в Microsoft Excel.

Пример модели бюджета для предприятия с одним центром прибыли и при горизонте планирования один месяц приведен на рис. 4.1, 4.2. В данном примере задающим параметром является выручка от реализации (в бюджете доходов и расходов).

Линейные параметры: материалы и комплектующие, затраты энергии на производственные цели, транспортные затраты. Коэффициенты линейной корреляции получены по данным предыдущего периода.

 

 

Рис. 4.1. Лист Exel – пример модели бюджета (отображение формул)

 

 

 

 

Рис. 4.2. Лист Exel – пример модели бюджета (отображение чисел)

Прогнозируемые параметры: заработная плата производственных рабочих, производственных специалистов, служащих и административно-управленческого персонала; арендная плата за производственные площади и офис; коммунальные платежи; амортизационные отчисления; затраты на связь, рекламу, информационные услуги; прочие затраты; авансы полученные и выданные; запасы готовой продукции. Уровень этих издержек определяют по величине текущих затрат с учетом прогноза на планируемый период (изменение численности, тарифов, политики предприятия и т.п.).

Затраты на приобретение внеоборотных активов определяют в соответствии с программой предприятия.

Остальные параметры являются расчетными. В качестве целевого критерия выбран коэффициент текущей ликвидности.

Используя команду «Подбор параметра» меню «Сервис» Microsoft Excel, можно подобрать такое значение задающего параметра «Выручка от реализации», чтобы критерий «Текущая ликвидность» принял заданное значение.

Ключевыми решениями, которые необходимо принять перед моделированием бюджета, являются горизонт планирования и степень подробности планируемых данных.

В динамически меняющейся рыночной среде степень погрешности прогноза на год вперед достаточно высока, особенно для стран с развивающейся экономикой. Бюджет предприятия на год определяет направление и наиболее вероятный путь его развития с возможными отклонениями в допустимых пределах, однако, как показывает практика, не может служить инструментом нормативного управления и контроля. То же относится и к излишнему агрегированию системы показателей: прогноз, состоящий из нескольких цифр по предприятию в целом, не соответствует задачам бюджетирования.

В то же время излишняя степень детализации приводит не к увеличению, а к снижению точности прогнозов. Например, прогноз продаж, составленный по группам продукции (видам проектов) на основании статистики и анализа рынка, будет более точным, чем планирование продаж по товарным позициям, потому что определить емкость рынка и спрогнозировать его изменение для каждой позиции из ассортимента в несколько десятков или сотен наименований очень сложно (для краткосрочных проектов – просто невозможно), а динамика продаж предшествующих периодов часто не является показательной.

Кроме того, разработка бюджетов требует значительных затрат трудовых и материальных ресурсов. При этом возможный эффект может не окупить затраченные средства. Использование компьютерной реализации модели бюджета, разумеется, позволяет значительно снизить эти затраты, однако проблема точности прогноза остается. Поэтому в текущем планировании целесообразно ограничиваться разработкой годовых и квартальных бюджетов, причем в качестве инструмента управления и контроля использовать именно последние. В случае же разработки инвестиционного проекта в качестве горизонта планирования целесообразно принимать длительность инвестиционного цикла плюс один плановый период.

Примеры использование модели.

1. Расчет точки безубыточности.

Используя функцию «Подбор параметра» команды «Сервис» из главного меню Excel, устанавливается в ячейке С24 (прибыль) значение 0, изменяя значение ячейки С3 (выручка от реализации). В результате в ячейке С3 установится значение 423. То есть точка безубыточности для предприятия – это выручка от реализации в сумме 423 млн руб.

Очевидно, что если прогнозируемая выручка ниже точки безубыточности, необходимо принять срочные меры по увеличению объема продаж и /или снижению издержек. Знание точки безубыточности – мощный стимул для менеджмента любого предприятия.

2. Расчет плана.

Расчет плана базируется на выборе цели.

Например, если целью является платежеспособность предприятия, то в качестве критерия можно выбрать коэффициент текущей ликвидности, нормативное значение которого для данного предприятия – 1,7.

Устанавливаем подбором параметра в ячейке С56 (текущая ликвидность) значение 1,7, изменяя ячейку С3 (выручка от реализации). Получаем выручку 588. Таким образом, 588 млн руб. – минимальная выручка, обеспечивающая приемлемую текущую ликвидность.

В большинстве случаев целью краткосрочного (квартального) планирования является обеспечение приемлемой текущей рентабельности. Предполагая, что таким уровнем является 15% рентабельности, осуществляем через подбор параметра установку значения 15% в ячейке С25 (рентабельность), изменяя значение ячейки С3 (выручка от реализации). Тогда в ячейке С3 получается 612.

Нужно, однако, принимать во внимание то, что ни ликвидность, ни рентабельность не могут являться целевыми показателями для исполнителей и показателями оперативного контроля для руководства предприятия. Для этого больше подходит, например, показатель объема продаж, валового дохода или что-то аналогичное. Для четкой фиксации целевого планового показателя он должен иметь удобное для запоминания значение.

В примере в качестве такого показателя выбрана выручка от реализации. Поскольку ближайшее «круглое» число к полученному значению 612 – это 600, причем 600 больше 588 (минимального уровня платежеспособности), устанавливаем в ячейке С3 значение 600. Полученный результат представлен на рис. 4.3.

3. Вариантные расчеты.

Сконструированная модель на самом деле является не просто моделью плана, а имитационной моделью экономической структуры предприятия, которая позволяет получать ответы на вопросы типа «Что будет, если…?»

 

 

 

 

Рис. 4.3. Результат расчета бюджета

Например, что будет, если увеличить зарплату в среднем на 10%? Введя в формулы ячеек С8, С13 и С19 дополнительный множитель 1,1, получим, что при той же реализации 600 млн руб., рентабельность с 14,52% снизится до 11,94%, а точка безубыточности 423 млн руб. повысится до 452 млн руб.

Или: что будет, если на 10% подорожают материалы и комплектующие? Введя в формулу ячейки С6 множитель 1,1, получим, что при доходе 600 млн руб. рентабельность упадет до 8,04%, а точка безубыточности возрастет до 478 млн руб. выручки от реализации. Аналогичным образом, с минимальными затратами времени и сил, можно просчитывать и другие варианты изменения ситуации на предприятии.

4. Управленческий учет и контроль.

Если пропорции модели адекватно отражают зависимости значений экономических показателей предприятия, то оперативно контролируя основные показатели, например, выручку от реализации, которая достаточно просто поддается ежедневному учету, можно с высокой степенью достоверности оценить значения других важных показателей – прибыли, рентабельности, сумм предстоящих налоговых платежей и др. – задолго до получения бухгалтерских отчетов. Например, если в последний день планового периода выручка от реализации составит (по товарным накладным и подписанным актам выполненных работ) 552 212 тыс. руб., то, изменяя значение выручки от реализации в модели, определяем, что прибыль составит примерно 45 млн руб., а рентабельность 11%. Хотя эта оценка приблизительна, но получена она гораздо раньше (предположительно для большинства предприятий – почти на 3 недели раньше), чем будут получены точные данные бухгалтерского учета.

5. Оценка эффективности и рисков инвестиционных проектов.

По общепринятой методике эффективность инвестиционного проекта определяется по критерию максимальной эффективности, когда одновременно выполняются следующие условия:

· инвестиции будут возмещены за счет доходов от реализации товаров или услуг;

· обеспечена заранее запланированная прибыль;

· окупаемость инвестиций осуществляется в пределах срока, приемлемого для предприятия и инвестора;

· обеспечивается положительный чистый денежный поток – разность между притоком и оттоком денежных средств предприятия – за любой промежуток времени (его отрицательное значение указывает на необходимость дополнительных инвестиций).

Основными показателями эффективности инвестиционных проектов являются:

а) чистая приведенная стоимость (NPV), которую определяют по формуле:

,

где CFiin – элемент входного потока, а CFiout – элемент выходного потока, N – количество периодов времени, с – средневзвешенная стоимость капитала инвестиционного проекта, т.е. ожидаемая доходность вложенных в проект средств;

б) внутренняя норма (ставка) доходности IRR

;

в) дисконтированный период окупаемости DPB

.

Основными проблемами при оценке эффективности инвестиционных проектов являются:

· определение объема инвестиций в рабочий капитал;

· определение элементов чистого денежного потока

;

· оценка рисков проекта.

Для решения этих проблем целесообразно использовать имитационную модель бюджета предприятия, развернутую по периодам времени: для краткосрочных проектов – помесячно, для среднесрочных – поквартально, для долгосрочных – по годам, причем, как минимум, для первого года – поквартально. Расчет проводят в двух вариантах: без учета реализации инвестиционного проекта и с учетом его реализации.

Тогда объем необходимых дополнительных инвестиций в рабочий капитал определяется следующим образом:

,

где – оборотные активы и текущая задолженность для бюджета с учетом реализации проекта, а – оборотные активы, текущая задолженность и реализация для бюджета без учета реализации проекта.

Чистый денежный поток за период времени i вычисляется как

,

где – амортизационные отчисления и чистая (нераспределенная) прибыль с учетом реализации проекта, а – амортизационные отчисления и чистая (нераспределенная) прибыль без учета реализации проекта.

Тогда, если I – инвестиции в основные средства (внеоборотные активы) и – остаток денежных средств на конец i -го периода для бюджета с учетом реализации проекта, то критериями приемлемости инвестиционного проекта будут:

.

Оценка рисков инвестиционного проекта с помощью имитационной модели бюджета производится путем анализа чувствительности по следующему алгоритму:

1. Выбор ключевого показателя эффективности (IRR или NPV).

2. Выбор неопределенных факторов (показателей). Типичными являются: капитальные затраты и вложения в оборотные средства, цена товара и объем продаж, компоненты себестоимости продукции, время строительства и ввода в действие основных средств.

3. Установление номинальных и предельных (нижних и верхних) значений неопределенных факторов, выбранных на втором шаге процедуры. Предельных значений факторов может быть несколько, например: ± 5 % и ± 10 % от номинального значения.

4. Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов путем пересчета модели бюджета с учетом реализации проекта.

5. Построение графика чувствительности для всех неопределенных факторов.

Пример такого графика для четырех факторов приведен на рис. 4.4.

 

 

В данном примере наибольшее влияние на IRR оказывают цена реализации продукции и интегральные материальные издержки. Однако одновременное однонаправленное негативное действие этих факторов, т.е. снижение цен при росте издержек, представляется крайне маловероятным. Предельные же вариации остальных факторов не снижают внутреннюю норму доходности ниже 15%.

Таким образом, представленная в данном разделе методика основана на разработке и компьютерной реализации имитационной модели бюджета предприятия с пятикомпонентной системой параметров, которая позволяет напрямую использовать любые математически сформулированные целевые плановые критерии, в том числе критерии платежеспособности, финансовой устойчивости, соотношения денежных потоков и т.п. Модель позволяет также учесть особенности динамики и взаимозависимости показателей конкретного предприятия и обеспечивает многовариантность расчетов.

4.2. Система плановых нормативов
и модельная методика плановой калькуляции цен

Расчет цены конкретного изделия или тарифа на услугу называется калькуляцией. Калькуляции могут быть плановыми или фактическими (т.е. по данным бухгалтерского учета за отчетный период).

Действующие нормативные документы (в частности, Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное Постановлением Министерства экономики от 22.04.1999 №43 с дополнениями и изменениями) требуют во многих случаях обоснования цены в виде плановых калькуляций или аналогичных расчетов.

Поскольку отсутствие соответствующих документов влечет крайне болезненные финансовые санкции, сложилась распространенная практика составления плановых калькуляций на основании пропорций затрат, в том числе накладных расходов, сложившихся в предыдущем периоде – в прошлом году или квартале. Это обеспечивает формальное соблюдение законодательства, лояльно воспринимается органами контроля. Но с точки зрения экономики предприятия такой подход имеет серьезные недостатки, т.к. таким образом в ценах, по которым будет в будущем продаваться продукция, консервируются тенденции, сложившиеся в экономике предприятия в прошлом. То есть, если тенденции были неблагоприятны, например, предприятие было убыточным или неплатежеспособным, то «обоснованные» таким путем цены гарантируют будущее банкротство. А если предприятие только начало работать и тенденции еще не сложились, то закладываемые в калькуляции пропорции превращаются, строго говоря, в набор псевдослучайных чисел. Такие «плановые калькуляции» реализуют только одну функцию – обеспечение безопасности бизнеса.

Если же законодательство не требует составления плановых калькуляций или расчетов-обоснований цен (например, для обоснования торговой наценки), то их, как правило, и не делают.

В этих условиях польза, которую дает составление реального плана и на его основе плановых калькуляций цен, совершенно очевидна.

Во-первых, план, сформулированный в виде числовых значений конкретных показателей, обеспечивает понимание конкретных целей предприятия и критериев их достижения.

Во-вторых, корректно сформулированный план позволяет по данным текущей фактической реализации довольно точно прогнозировать уровень рентабельности и объемы предстоящих налоговых платежей задолго до получения бухгалтерских отчетов.

В-третьих, плановые калькуляции в условиях совершенного рынка действительно не определяют цену, но только они могут показать, насколько выгодна или невыгодна сложившаяся цена, насколько можно ее уменьшить, каков «запас прочности» по цене.

Таким образом, единственным реальным препятствием к составлению «полезных» плановых калькуляций цен являются возможные временные и интеллектуальные затраты. Как показывает практика, время на составление таких калькуляций не превышает времени на изготовление формальных калькуляций «для проверяющих», а минимизация интеллектуальных издержек достигается использованием готовых детально разработанных методик и алгоритмов. Одна из таких методик базируется на нескольких простых компьютерных моделях – таблицах MS Excel, поэтому условно названа «модельной методикой ». Ее целью является получение плановой калькуляции вида, пример которого представлен на рис. 4.5.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «Экзампл»  
Н.А.Примеров  
28 июня 2006 г.  
Плановая калькуляция на изделие  
Дверь ДВ-001 1300х1720  
  руб.
Производственные материальные затраты: 256 686
материалы и комплектующие 255 894
энергия на производственные цели  
Затраты на оплату труда производственных рабочих 16 775
основная з/плата производственных рабочих 12 016
страховой взнос в ФСЗН – 35% 4 206
единый платеж (чрезвычайный налог и ФСЗ) – 4%  
обязательное страхование – 0,6%  
Накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы 74 259
Себестоимость 347 720
Единый платеж в республиканские фонды – 3% 11 820
Прибыль 34 460
Рентабельность 9,91%
Цена конструкции 394 000
   
Гл. экономист П.О.Рядок

Рис. 4.5. Пример вида плановой калькуляции

 

Методика предполагает следующий алгоритм.

1. На производственном предприятии в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены нормативы:

а) расхода сырья, материалов и комплектующих для работ (изделий) каждого вида;

б) трудозатрат по технологическим операциям;

в) затрат энергоресурсов на технологические цели.

2. На этапе оперативного планирования разрабатываются финансовые планы – бюджеты предприятий. С точки зрения учета динамики рынка для большинства малых и средних предприятий наиболее оптимальным представляется в настоящее время разработка в качестве основного инструмента текущего планирования квартальных бюджетов, т.к. погрешность годовых планов может оказаться критически высокой, а разработка ежемесячных – слишком трудоемкой. При этом можно использовать имитационную компьютерную модель, описанную выше в подразделе 4.1. В данном случае модель будет базироваться на следующих предпосылках:

а) задающий параметр модели (независимая переменная) – выручка от реализации;

б) переменные затраты – на материалы и комплектующие, энергию на производственные цели – и затраты смешанного типа (например, транспортные) определяются на основе сложившихся за предыдущий период фактических пропорциональных зависимостей от объема производства товарной продукции;

в) основная повременная заработная плата производственных рабочих и другого персонала определяется по штатному расписанию на момент составления плана;

г) налоги и другие обязательные платежи рассчитываются в соответствии с действующим на момент составления плана законодательством;

д) остальные затраты и объем реализации по каждому виду работ (изделий) определяются в соответствии с прогнозом на планируемый период и целями предприятия, а также действующими нормативными ограничениями (например, при планировании показателей строит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: