Основные задачи и функции социальной службы организации. Современная методика оценки уровня социального развития организации




Структура социальных показателей – Методика оценки уровня социального развития организации – Раздел 1. Социальная структура коллектива – Раздел 2. Условия труда и культурно-бытовые условия – Раздел 3. Оплата и дисциплина труда – Раздел 4. Состояние объектов социальной инфраструктуры – Расчетная оценка уровня социального развития организации (уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни)

Задачи

1. Изучение основных социальных потребностей и проблем работников предприятия.

2. Прогнозирование развития социальных процессов в подразделениях предприятия.

3. Организация работы по реализации гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников предприятия.

4. Организация работы по выполнению социальных программ.

Функции

1. Организация и ведение на предприятии социологической работы, направленной на:

- формирование стабильных трудовых коллективов;

- развитие организационной культуры;

- использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников;

- повышение социальной и творческой активности работников, их удовлетворенности трудом;

- развитие и использование трудового потенциала каждого работника;

2. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия.

3. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры профессионально-квалификационного состава.

4. Подготовкапредложенийпо:

- оптимизации численности работников;

- повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня работников;

- укреплению дисциплины и организованности;

- созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- адаптаци и вновь принятых работников;

5. Организация изучения условий и содержания труда и их влияния на удовлетворенность трудом.

6. Разработка мероприятий по:

- улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы;

- обеспечению охраны труда и безопасности работников;

- социально-психологическому обеспечению внедрения новых видов сложного оборудования;

- сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда;

- повышению привлекательности, престижности и культуры труда;

7. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

8. Участие в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.

9. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, коллективной и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.

10. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.

11. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

12. Разработка и реализация мер по:

- сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих;

- росту жизненного уровня работников и членов их семей;

- удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах;

- социальной защищенности отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин);

13. Организация консультирования работников по правовым и финансовым вопросам, проблемам женского труда, разработки предложений по предоставлению различных социальных льгот работникам предприятия:

- компенсаций расходов на жилье;

- образования детей;

- предоставления транспорта для поездок на работу;

- медицинского обслуживания;

14. Внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социологических служб, укрепление их информационной базы.

15. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.

16. Оказание методической помощи подразделениям в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов, координация их деятельности.

Основным инструментом построения методики социального развития организации является социальный паспорт. А. Л. Кузнецов, учитывая специфику расчета некоторых социальных показателей, а также отечественный опыт составления социальных паспортов, предложил новую структуру социального паспорта организации (рисунок 14.1). В отличие от предлагаемых ранее данный социальный паспорт состоит из двух частей. Кроме того, в него добавлены важные социальные параметры, которые характерны для акционерных обществ: среднемесячный размер дивидендов, получаемых различными категориями работников, среднемесячный доход и т. п. Данный социальный паспорт носит универсальный характер и, как показывает практика, может быть адаптирован к любой организации. Единообразная структура социальных показателей позволяет заинтересованным органам государственного и местного управления сопоставлять состояние социального развития с соответствующим состоянием других организаций территории и вырабатывать по отношению к ним обоснованную налоговую и кредитную политику.

 

 
 

 

 


Рисунок - Структура социального паспорта предприятия

 

Первая часть паспорта – «Гуманизация труда» – содержит показатели, характеризующие состояние социальных процессов непосредственно в самой организации, которые объединены в три блока: «Социальная структура коллектива», «Условия труда и культурно-бытовые условия», «Оплата и дисциплина труда». Такое разделение позволяет оценить состояние по каждому направлению в отдельности и определить потенциальные резервы повышения эффективности производства за счет отдельных групп социальных факторов.

Вторая часть – «Социальная инфраструктура (условия качества трудовой жизни)» – позволяет судить не только об обеспеченности работников различными объектами социальной инфраструктуры, но и о социальной миссии предприятия по отношению к жителям той территории, на которой оно находится.

Суть методики определения уровня социального развития, разработанной А. Л. Кузнецовым, состоит в сопоставлении показателей социального паспорта с нормативными значениями социальных параметров аналогичных направлений; она также может быть применена и при определении угроз экономической безопасности организации. Отличительными чертами методики являются:

- отдельный расчет по социальным процессам, характеризующим гуманизацию труда и состояние объектов социальной инфраструктуры (как условие качества трудовой жизни);

- сопоставление показателей с социальными нормативами (ориентирами);

- использование в качестве социальных нормативов величин, характеризующих социальные процессы в организациях, расположенных на одной территории, а не средних величин по стране или региону, что позволяет повысить уровень их сопоставимости. Процесс выработки социальной стратегии предусматривает выполнение нескольких этапов:

1) необходимо определить существующий уровень социального развития организации, получить интегральный показатель по всем направлениям социального развития, сопоставить значения с нормативными показателями, определить степень отклонения от нормативного (рекомендуемого) значения;

2) степень отклонения по каждому направлению социального развития позволит составить список приоритетных социальных проблем по принципу: чем меньше значение соответствия нормативному показателю, тем более острой является данная проблема для организации. Безусловно, при этом учитывается экономическая целесообразность проведения того или иного мероприятия с точки зрения экономической эффективности, а также соответствия корпоративной стратегии;

3) полученные значения по направлениям сопоставляются с аналогичными значениями других организаций территории для того, чтобы спрогнозировать миграцию работников, прежде всего ключевых профессий;

4) по направлению «Социальная инфраструктура» каждый работник вправе самостоятельно определить свои социальные потребности (улучшение жилищных условий, получение ссуд на строительство, путевок на лечение и отдых, оплата обучения детей, содержание детей в детских садах, внесение сумм в пенсионный фонд на личный счет работника и т. п.). Эта информация может быть получена в результате анкетирования при устройстве на работу.

Каждое социальное направление оценивается с позиции капиталовложений. Сумма всех необходимых средств для решения социальных вопросов рассматривается как социальный заказ работников организации для выполнения производственной программы. На основе производственных показателей (масса прибыли, капитальные вложения в социальное развитие, норма рентабельности и т. д.) составляется бюджет социальной стратегии организации, в выполнении которого заинтересован каждый работник.

Методика

«Уровень социального развития организации»

Эта методика имеет четыре раздела (аналогичные социальному паспорту) и состоит из двух основных частей (включающих в себя аналогичные разделы и подразделы):

1) гуманизация труда;

2) качество трудовой жизни (социальная инфраструктура).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: