ТЕМА 9. Культурно-историческая школа в европейском искусствознании ХIХ века




9. 1. «Практическая эстетика» Г. Земпера на границе между классическим и постклассическим искусствознанием

Г.Земпер (1803 - 1879) - архитектор, общественный деятель, теоретик изобразитель­ного искусства. Влияние на Земпера идеи «синтеза искусств» Р.Вагнера.

Незаконченное произведение Земпера «Стиль в тектонических и пластических искусствах».

Учение Земпера о символах в архитектуре: язык символов был позаимствован у художественных ремесел.

Техника и искусство. Роль производственной деятельности в развитии изобразительного искусства и формировании художественных стилей. Ткачество и геометрический орнамент. Формы древних сосудов как провозвестники архитектурных форм. Симметрия и эвритмия в природе и искусстве.

Древние строения никогда не были образцом для монументальной архитектуры. Керамика, тектоника, стереометрия.

Пропорциональность и направленность (движения) — борьба жизненной силы (воли) с материей и воссоздание этой борьбы в скульптуре и тектонических искусствах. Влияние идей Земпера на Шмарзова и Кашница. Земпер, «земперианцы» и теория орнамента Ригля.

Концепция Земпера и дизайн.

 

9. 2. ИПОЛЛИТ ТЭН (1828-1893) И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Эволюция социально-политических взглядов И.Тэна. И.Тэн — между Гегелем и позитивизмом.

Книга Тэна «Философия искусства». Принципы истории и теории искусства Тэна; 1. Мировоззрение и нравы. Историзм и отсутствие догматизма, 2.Точное подражание и живые образы — вместо копирования копий, 3.Подражание не должно идти дальше воссоздания соотношения частей — логики предметного мира, 4.Роль восприимчивости художника, 5. Подлинное искусство возвышенно и общенародно

Факторы развития искусства: а) раса (врожденные, естественные качества людей), б) среда (климат, географические условия), общество, в) "момент» — бытие расы и среды в определенную историческую эпоху.

«Господствующее свойство». Взаимодействие членов триады создает стиль, жанр, школу,

Влияние, общественных факторов на развитие искусства: 1. Общее состояние умов и нравов окружающей среды, «моральная температура общества, влияющая на отбор талантов в данное время. 2. Роль государ­ственных, общественных учреждений, которые возникают и разрушаются естественным путем.

Живопись Италии и Нидерландов в интерпретации Тэна: социологическое обоснование двух полярных стилей.

Сильные и слабые стороны культурно-исторической школы. Формальный подход к содержанию изобразительного искусства. Роль идей культурно-исторической школы в формировании «социологического метода» в искусствознании XX века.

 

9. 3.Знаточество, иконография и биографический методы

 

Влияние сравнительного языкознания и позитивизма на возникнове­ние «культурно-исторической школы». Биографический метод. Сравни- тельно-историческое литературоведение. Идея прогресса стилей в области искусства.

Отрицание доминирующего фактора в развитии искусств, история ис­кусств — результат взаимодействия политики, экономики, климата, расовых особенностей.

Возникновение важного раздела искусствознания — источниковеде­ния. Открытие памятников античного искусства, искусства Азии, Америки, Африки и расширение фактической базы искусствознания.

Становление собственно искусствознания как университетской науки. Возникновение кафедр истории искусств. Появление специальных искусствоведческих журналов (например, «Zeitschrift fuer bildende Kunst» -1866 г.). Университетские руководства по истории искусства Шнаазе, Куг-лера, Шпрингера.

Работы Карла Румора об искусстве Ренессанса — введение новых документов, критика источников. Публикация архивных материалов Юлиу­сом Шлоссером.

Расцвет иконографического метода в работах Корнелиуса, Кульбаха, Ретеля.

Развитие методики атрибуции Отто Мюндлером и Морелли (внимание к деталям, элементам художественной формы, которые выполняются ху­дожником бессознательно). Правильная атрибуция Морелли «Венеры» Джорджоне в Дрезденской галерее.

Культ героя и широкое распространение биографического метода: Герман Гримм и его биографии Микеланджело и Рафаэля, книга Карла Юсти «Винкельман и его время».

Якоб Буркхардт{1816— 1897) —либерально-позитивистское направ­ление в искусствознании. Ненависть к плебейству и критика капитализма справа. История духовной и материальной культуры. «Чичероне», «Искус­ство Древней Греции», ^Культура Италии в эпоху Возрождение». Два по­люса теории Буркхардта — превознесение личности и ранний, «довельф-линовский» вариант «искусствознания без имен». Влияние Я.Буркхардта на Ницше, Шпенглера и Вельфлина.

Книга Стендаля «История живописи в Италии».

Джон Рескин (1819-1900) — сборник эссе «Современные живописцы» (5 тт.). Апология романтизма, визионерства и прерафаэлитов. «Джотто и его работы». Близость к А.Шефтсберии, Т.Карлейлю. Метод Рескина — образно-поэтическое переложение памятников пространственных искусств. Субъективизм его метода.

Шарль Бодлер — художественный критик. Защита демократического направления в искусстве

Шанфлери (1821-1889)- французский писатель и теоретик искусства. Возникновение термина «реализм» по отношению к искусству. Сборник статей о литературе и искусстве «Реализм» (1857 г.). искусство должно быть на-ивным, искренним и независимым. Необходимость изображения жизни низ­ших классов в искусстве.

Тема 10. РУССКОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. Вклад русского искусствознания в мировое учение об искусстве

10. 1. П.П. ЧЕКАЛЕВСКИЙ (1751-1817) — автор первого учебного пособия по теории и истории искусства в русском искусствознании.

П.П.Чекалевский — дипломат, переводчик, вице-президент Импера­торской Академии художеств, один из видных представителей российской дворянской культуры конца XVIII века.

«Рассуждение о свободных художествах» — первое российское учеб­ное пособие по теории и истории изобразительного искусства. Структура книги: Введение: общие сведения об изобразительном искусстве, краткая история художественных стилей - от древности до России XVIII века; Основное содержание: скульптура, живопись, архитектура (общие сведения о каждом из этих видов искусства, их история, история российского искус­ства). Чекалевский как последователь Винкельмана и просветителей. Идея возрождения справедливости и истинной действительности на русской почве

Оригинальные суждения Чекалевского об изобразительных искусст­вах (пример: «скульптор должен молвить одно только слово, но слово пре­восходное»).

Чекалевский о русских художниках второй половины XVIII века.

10. 2. ФЕДОР ИВАНОВИЧ БУСЛАЕВ (1818-1897), его теория русской иконы

 

Буслаев — выдающийся представитель русского литературоведения и искусствознания. Буслаев, славянофилы и западники. Сравнительно-исто­рический метод, культурно-историческая школа и Буслаев. Народ как создатель языка и поэзии. Мифологическая школа и «миграционная теория».

Концепция древнерусского и западного (начиная с Возрождения) искус­ства Буслаева. Работа Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» (1866). Два великих открытия древнерусского искусства: иконостас и живо­писный подлинник. Развитие этой идеи Буслаева Е.Трубецким, П.Флоренским, М.Алпатовым. Работа «Русский лицевой Апокалипсис», тт.1-2, 1884 г.

Иконописный подлинник как целостная система: единство науки и религии, теории и практики, искусства и ремесла. Сопоставление словесного искусства с иконописью. Полемика Буслаева с Е. Виолле ле Дюком о происхождении и природе древнерусского орнамента. Влияние на него романского стиля (по мнению Буслаева).

Высокая морально-религиозная ценность древнерусского искусства при известной консервативности (по мнению Буслаева) изобразительных средств. Исторические, материальные, политические и духовные основы древнерусского искусства и особенностей его стиля..

Прогресс живописного мастерства в западном искусстве Нового времени — и падение религиозно-эстетических идеалов в нем, преобладание изображения быта и повседневности. Кризис западного искусства.

Поиски Буслаевым «истинного среднего» в изобразительном искусстве. Искусство ранних нидерландских мастеров в интерпретации Буслаева как прообраз возможного синтеза крайностей.

Противоречия позиции Буслаева в оценке древнерусской иконописи: что составляет основу его художественной ценности — трансцендентность или реализм? Развитие это противоречия в работах Кондакова, Флоренского, Лифшица.

Работа Д. Айналова «Значение Ф.И.Буслаева в науке истории искусства», Казань, 1898 г.

10. 3. ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД НИКОДИМА ПАВЛОВИЧА КОНДАКОВА (1844-1925)

Кондаков — ученик Буслаева. Жизнь и деятельность Кондакова, основные произведения. Исследования византийского, древнерусского, древ не грузи не ко го, болгарского, скифско-сарматского искусства.

Кондаков как управляющий делами Комитета попечителаства о рус­ской иконописи. Работа Кондакова «Современное положение русской на­родной иконописи» (1901 г.).

Иконографический метод Кондакова. Полемика Кондакова с концеп­цией позднеримского искусства Ригля. Иконография Кондакова — ис­следование не только содержания, но и художественной форы,. критика Кондаковым разрыва содержания и формы, релятивизма в современном искусстве и искусствознании.

Кондаков и проблема периодизации византийского искусства.

Кондаков и дискуссия о барельефах Дмитровского собора во Владимире.

«Иконография Богоматери» как пример достоинств иконографическо­го метода Кондакова. Преимущества концепции раннехристианского ис­кусства у Кондакова по сравнению с Дворжаком.

Всемирная известность и авторитет Кондакова. Книга Кондакова «Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры», Прага, 1929 г.

Кондаков и традиции классического искусствознания на почве рос­сийской действительности конца XIX, начала XX веков.

Книга В.Лаэарева «Н.П.Кондаков», М., 1925, ее достоинства и недостатки (ошибочная критика метода Кондакова с точки зрения западного формального искусствознания).

 

10. 4. ДМИТРИй ВЛАСЬЕВИЧ АЙНАЛОВ(1869-1939) — УЧЕНИК Н. КОНДАКОВА

Книга Айналова «Эллинистические основы византийского искусства», Спб, 1900. Критика Айналовымконцепции византийского искусства (как разновидности греко-римского художественного стиля) А. Ригля. Доказательство Айналовым восточно-эллинистических влияний на византийское искусство посредством «принципа заимствований» Кондакова.

Работа Айналова «Византийская живопись Х1У столетия», П., 1917г.

Где истоки искусства Возрождения — в Италии или в Византии? Общее и различное в итальянском и византийском художественном стиле на примере анализа монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе и собора Св. Марка в Венеции. Принципы изображения ландшафтов в их мозаиках. Сходство в развитии орнамента.

Черты новой византийской манеры (стиля) в русских церковных росписях Х1У столетия. Детали изображения в итальянских мозаиках треченто и церкви в Болотове (близ Новгорода), свидетельствующие о заимствованиях из итальянской живописи.

Искусствоведческий метод Айналова — строгая систематизация материала, выявление причинно-следственных связей в развитии художественных стилей, тщательный анализ фактов и художественной формы. Комплексное исследование стиля, манеры, истории, иконографии. Ориентация на метод естественных наук, исключение идеологических мотивов (в отличие, например, от В. Воррингера). Перерастание идеала строгой научности у Айналова в близость к формальному методу. См. статью Антефьева А. Н. — «Д.В.Айналов. Жизнь, творчество, архив» // «Архивы русских византинистов» Спб, 1995. Книга Айналова о Леонардо да Винчи (1939 г.) и трактовка теории реализма в ней (отличие от понятия «высокого реализма» у М.Лифшица и Г. Лукача).

10. 5. ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (1882-1943-?) И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗМА РУССКОЙ ИКОНЫ

П.Флоренский — «русский Леонардо да Винчи». Трагическая судьба П. Флоренского.

Книга Флоренского «Столп и утверждение истины» как учение о все­единстве, направленное против идеи плюрализма. Деятельность Флоренского в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сер-гиевой Лавры. Флоренский — профессор Вхутемаса, Флоренский и журнал «Маковец». Работа Флоренского «Обратная перспектива», впервые опубликованная в «Ученых записках Тартусского университета» (1967 г.). Флоренский и современная семиотика.

«Иконостас» Флоренского (1921г.). Идея духовной связи между не­тленным телом (мощами) и святым, проблема иконописи.

Идея ритмической смены средневекового и возрожденческого типа культур. Ренессанс как кризис человека и искусства. Русская иконопись Х1У-ХУ веков — высшее, по утверждению Флоренского, достижение мирового изобразительного искусства. Теория реализма Флоренского как основы всякого подлинного искусства, выражающего абсолютную правду. Близость понятия «реализма» в ис­кусстве у Флоренского к средневековому философскому учению реализма.

Кондаков и Флоренский — раздвоение концепции Буслаева о достоинствах древнерусского искусства. Своеобразная изобразительная «неизобразительность» древнерусской иконы как основа ее духовного совершенства.

Лицо, лик и личина (платоновский «эйдос»} Художественный стиль — Идея (эйдос) или субъективное видение?

Иконостас как граница трансцендентного и реального миров. Икона как выражение этой границы.

Идея «пальцевого разума» Флоренского и теория осязательной ценности у Гильдебранда и Ригля. «Метафизика изобразительной плоскости». Идея холста: поверхности — динамически равноправной с рукой художника; линейная перспектива, диалектика субъекта-объекта. Доска, напоминающая об иных, идеальных твердынях. Гравюра и схема образа, преобладание рассудочности, свойственной протестантству. Протестантская свобода как «ложь» и «борьба с плоскостью».

Роль одежды как явления просветленной человечности в древнерус­ской иконе. История стиля в иконописи — история складок одежды.

Ассистка и конкретно-метафизическое значение иконописи. Бес­предметная изобразительность ассистки.

Теория П.Флоренского о свете в живописи.

10. 6. Вульгарно-социологический метод первых десятилетий ХХ века

Теоретические источники «вульгарной социологии» в истории искус­ства: смесь формальной школы с культурно-историческим и духовно-историческими методами. Нигилистическая сущность «вульгарной социологии», ее распространенность в современном западном искусствознании (вплоть до постмодернизма включительно).

Борьба с «вульгарной социологией» на основе возвращения к традициям классической мысли Запада и России. Журнал «Литературный критик» (закрыт Постановлением ЦК ВКП(б) в 1940-м году) и так называемое «течение» в эстетике, литературоведении и искусствоведении (М.Лифшиц, Г.Лукач, писатель А.Платонов, И.Ильин, В.Александров, Е.Усиевич и др.). Концепция «великих консерваторов человечества» Мих.Лифшица.

10. 7. Концепция «высокого реализма» в русском искусствознании ХХ века

Лекция Мих.Лифшица для сотрудников Третьяковской галереи (1938 год) — «Реализм древнерусского искусства» (впервые опубликовано в журнале «Художник», 1988, № 6). Попытка возрождения достижений классического искусствознания в полемике с концепциями художественных стилей А. Ригля, Г. Вельфлина, М. Дворжака.

Лифшиц и Флоренский о реализме как основе искусства: общее и различное.

Вульгаризация концепции «высокого реализма» в советском искусствознании 30 – 50 гг. и искусстве «социалистического реализма»

 

Заключение

«Круг идей» теорий художественного стиля от Плиния до постмодернизма: обретения и утраты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: