Я буду отвечать по 29 вопросу. 2 глава




Таким образом, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности формируется неодновременно, поэтому должны нормироваться дифференцированно и виды деятельности, и воздействие факторов окружающей среды на различные анализаторы или функциональные системы.

Гигиеническая норма на протяжении всего этапа созревания организма меняется в соответствии с изменением возрастной чувствительности к действию фактора. Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).

Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.

Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц — разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.

И так, наряду с общими для обоих полов закономерностями роста детей и подростков существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек.

Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса. Половые различия в росте и развитии организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школьников, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов. Отечественная гигиеническая наука развивает концепцию о соответствии, прежде всего, учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья. В соответствии с этим в нашей стране разрабатываются нормативы деятельности на основе возрастно-полового принципа и даются рекомендации по разумной тренировке растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его резервных способностей и более полному использованию физических возможностей организма, заложенных природой.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гете-рос — другой, хронос — время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфо-функциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, — писал П. К- Анохин, — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды. Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-фи-зиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода», или «возрастных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до З лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим развитием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований — к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным медицинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и воспитателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6—8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди — школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей.

Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения является важным фактором предупреждения транспортных трагедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 —15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний.

Вопрос №5

«Гетерохронное развитие организма»

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это уско­ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи­зиологическим созреванием организма, психологи — с развити­ем психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным.

В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.

К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое развитие организ­ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес­ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио­логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра­нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не­мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла­дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются:

общие темпы ускорения жизни,

улучшение материальных условий,

по­вышение качества питания и медицинского обслуживания,

улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,

искоренение многих тяжелых детских недугов.

радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве­дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;

уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все­го организма.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком­плексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков. Это приводит в ряде случаев к проявлению несоответствия паспортного и биологического возраста и требует реализации основного принципа педагогики индивидуализации и дифференциации подхода к процессу обучения и воспитания. Учитель должен знать уровень каждого ученика, и соответственно знать закономерности роста и развития организма.

Организм как целое

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и системно объединенных общностью строения и выполняемой функцией.

Элементом является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой микросистему, отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань.

Основные типы тканей:

эпителиальная,

соединительная,

костная,

мышечная

нервная.

Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Например, характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткани -возбудимость и проводимость.

Ткани образуют органы. Органы занимает в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т.д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную ведущую функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнная железа, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения.

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм – не сумма отдельных структур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства. Осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой.

Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. Основоположник физиологии И.Л. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство организма с окружающей средой “Организм”,- писал И.М. Сеченов, без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно…” Однако организм зависим не только от внешней среды, но и от функциональной деятельности его, органов, и систем. Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.

Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называется гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма условия.

Саморегуляция- свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.

Гуморальная регуляция - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в осуществляемой через жидкие среды организма /кровь, лимфу, тканевую жидкость/ с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.

Первостепенную роль играет нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой.

Нервная система объединяет и связывает все клетки и орга­ны в единое целое, меняет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и её ведущий отдел – кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющийся условиям существования.

Понятие о росте и развитии

Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница- между отельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем,

Развитие включает в себя три основных фактора:

рост,

дифференцировку органов и тканей,

формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м,см)

Развитие- это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Основные закономерности роста и развития

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роса и развития, гетерохрония и явления индивидуального опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Основные закономерности роста и развития:

-непрерывность

-неравномерность (изменчивость)

-гетерохроность.

-индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.

Возрастная периодизация. Периоды развития организма

В процессе онтегенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта герерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными изменениями и перестройками функционирования организма

Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Периодизация включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

Психологическая периодизация: Педагогическая периодизация: Биологическая периодизация:

0-10 дней – новорожденный

1 месяц-1 год – грудной возраст.

1-3 года – ползунковый возраст

3-6 лет – дошкольник

6-11 лет – школьник

11-15 лет – пубертатный период

15-20 лет – юношеский период

До 1 года – младенчество

1-3 года — ясельный (преддошкольный возраст)

3-6 лет – дошкольный

6-10 лет – младший школьный возраст

10-15 лет – средний школьный возраст

15-18 лет – старший школьный возраст

1-3 года – ранее детство

3-7 лет- первое детство

7-11(12) лет-второе детство

11(12)-15 (16) подростковый

15(16)– 20(21) юношеский период

20(21)-35 (45)- первая зрелость

35(45)-50(60) лет- вторая зрелость

50(60)-74 лет – пожилой

74-90 лет – старческий

90 лет и более – долгожитие.

Вопрос №6

«Акселерация в развитии детей и подростков. Три теории»

Физическое развитие детей – акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями за определённый исторический период времени.

Максимальных темпов акселерация достигает в период полового созревания. Дети всех возрастов становятся крупнее, чем были их ровесники в прошлом, раньше созревают в половом отношении, у них раньше стабилизируется рост, прорезываются зубы и в среднем на год раньше молочные зубы сменяются постоянными.

В основе феномена акселерации лежит, прежде всего, улучшение социальных условий жизни человека, возросшая забота о женщине – матери и её ребёнке, рост потребления с пищей полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов.

Если в 1882 году средний рост 15-летних москвичей был 147, а в 1923 — 156 см, то сейчас он равен 170 см. Ускорилось на 3 года по сравнению с прошлым и половое созреванием детей.

Например, средний возраст, в котором появляются менструации у современных девочек снизился на 2—3 года за последние 40 лет.

Ускорение роста происходит уже на стадии внутриутробного развития, новорождённый ребёнок сейчас имеет более крупные параметры тела. Причину отдельных волн акселерации учёные видят в генетической удалённости отцов и матерей от смешанных браков.

Потомство от родителей с большими различиями в наследственности (генофонде) более крупное, жизнеспособное. Из других гипотез заслуживают внимания теории, объясняющие феномен ускоренного роста и развития детей влиянием урбанизации, а падения показателей физического развития — периодами усиления (каждые 10—11 лет) солнечной активности.

Акселерация накладывает отпечаток и на общее состояние здоровья детей и подростков. У акселератов отмечается более лёгкое течение таких заболеваний, как корь, скарлатина и др., но некоторые авторы отмечают повышенную склонность акселерированного организма к заболеваниям нервной системы, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, хроническим холециститам, воспалительным процессам дыхательной и мочевыделительной систем, появлению большого количества кариозных зубов и др.

Однако окончательного решения о положительном либо отрицательном влиянии акселерации на здоровье учёными ещё не принято. Необходимо иметь в виду, что акселерация может проявляться как синхронным, так и дисгармоничным ускорением темпов психического и физического формирования.

Чаще имеет место ускоренное созревание физиологических процессов и показателей физического развития, в то время как психическое развитие резко отстаёт. Расхождение уровня физического, и в частности полового, развития, т. е. внешней «взрослости», с уровнем психического развития и, главное, социальной зрелости приводит иногда к конфликтам подростков с взрослыми — родителями, педагогами, обостряет проблемы полового просвещения и воспитания подростков и молодёжи.

Особенно активно можно воздействовать на растущий организм ребёнка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и т. д.

Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить гармоничное физическое и духовное развитие ребёнка и даже способствовать коррекции некоторых дефектов генетического характера.

Вопрос №7

«Возрастная периодизация»

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

♦ предзародышевую;

♦ зародышевую (эмбриональную);

♦ стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая — с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

♦ рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

♦ раннее детство (или «первое детство» — с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;

♦ дошкольный возраст (или «второе детство» — от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

♦ младший школьный возраст (или «третье детство» — с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

♦ подростковый (или пубертатный);

♦ юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них — кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах — и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: