Правовые формы и способы разрешения конфликтов между федеральными и региональными гос органами в современной России.




Разрешение конфликтов между федеральными и региональными органами гос власти в основном заключается в законодательном точном закреплении разделение властных полномочий между данными органами.

Итак, коллизии, которые возникают между центром и субъектами, порождены не федерализмом как формой гос устройства, а вытекают из несовершенства федеративных отношений, прежде всего, в сфере разграничения полномочий. Негативное влияние оказывают и объективные трудности становления подлинно федеративных отношений, в частности, процессы овладения федеральных властей механизмами руководства страной в условиях федерализма, укрепления регионов в качестве субъектов РФ.

Недостаточное законодательное обеспечение российского федерализма и имеющиеся различия в подходах, темпах и качестве развития федерального и регионального законодательства, сложность и противоречивость процессов разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения создают определенные трудности в укреплении подлинного федерализма в России.

Развитие федеративных отношений, гармонизация взаимоотношений между различными уровнями власти и договорный процесс – это важный ресурс в руках Президента РФ, который, согласно ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. На основании 85 статьи Конституции,(ч. 1) Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между органами власти самих субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Это обычный и надежный способ улаживания конфликтов между федеральными и региональными гос органами.

Как показала практика, разграничение полномочий предоставило возможность субъектам федерации проводить экономические реформы с учётом особенностей региона. Региональная политика нередко понимается исключительно как процесс сглаживания различий в уровнях развития отдельных регионов с помощью трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки. Задача сближения уровней при этом не решается, а заинтересованность регионов в повышении собственных доходов - заметно падает. Следствием этого становится увлечение отдельных регионов федеральными трансфертами, развитие иждивенческих настроений и потребительской психологии. Зная, что Центр обязан поддержать дотационные регионы, некоторые региональные лидеры уповают на федеральные финансовые вливания вместо того, чтобы развивать экономику, активнее внедрять на своих территориях рыночные отношения, содействовать развитию предпринимательства.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или только субъектов Федерации. Примерами могут служить экологические проблемы, обеспечение экономической, энергетической и продовольственной безопасности, развитие магистральной инфраструктуры. Решение таких проблем требует проведения согласованной экономической политики федерального центра и субъектов Федерации, разработки программ, направленных на развитие экономических связей между регионами, прежде всего в таких отраслях, как энергетика, топливоснабжение, транспорт и связь.

В настоящее время государственное управление на региональном уровне в значительной мере зависит от органов гос власти федерального уровня, что оказывает отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в субъектах РФ.

В России до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за полномочия. Но без согласованной работы с региональными и местными властями федеральные органы власти ничего не добьются. Власть на местах также должна стать действенной.

Обеспечение благополучия и достойной жизни населения не может быть делом лишь одного из уровней власти. Эта стратегическая цель требует согласованных действий федерального центра, региональных властей, местного самоуправления, бизнес-структур. Необходимую согласованность действий должны обеспечить соответствующие правовые и организационные механизмы по разграничению предметов ведения и полномочий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: