ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели учебной дисциплины
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020803 Биоэкология предусматривает следующие требования по дисциплине Физиология человека и животных. После изучения дисциплины выпускник должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:
- знать особенности…физиологии…представителей основных таксонов;
- знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
- знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека;
- владеть методиками экспериментальной работы с лабораторными животными.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения дисциплины студент должен
иметь представление о:
- месте физиологии в системе биологических и смежных наук;
- состоянии и перспективах развития физиологии человека и животных;
- использовании результатов физиологических исследований в биологических науках, медицине, психологии, педагогике;
- методах физиологических исследований;
- норме и патологии;
- значении физиологии человека и животных в преподавании биологии в средних специальных и высших учебных заведениях;
- санитарно-гигиенических требованиях к среде обитания человека;
знать:
- основные понятия физиологии человека и животных;
- содержание процессов, происходящих в системах жизнеобеспечения;
- особенности функционирования организма человека и животных, как системы взаимосвязанных процессов;
- принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме человека и животных;
- механизмы регуляции физиологических функций и системы обеспечения гомеостаза;
- воспроизводство человека;
- индивидуальные и популяционные гомеостатические реакции;
- закономерности функциональной адаптации человека к природным и социальным условиям;
- становление функций в процессе эволюции;
уметь:
- определять индивидуальные и популяционные показатели;
- проводить простейшие опыты и объяснять результаты;
- представлять результаты опытов в удобной для восприятия форме (графики, таблицы и т.д.);
- самостоятельно делать обобщающие выводы;
- выделять главное в прочитанном;
- формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы;
- читать графическую информацию о явлении, процессе;
- применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция);
владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины в части физиология человека и животных.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
При подготовке специалиста по специальности 020803 Биоэкология к числу наиболее актуальных проблем относится изучение закономерностей функционирования организма человека и животных. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как биология клетки (цитология, гистология), анатомия, а также химия, физика, математика.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ГОС ВПО и на основе учебного плана специальности 020803 Биоэкология. Общий объем дисциплины составляет 160 часов. Дисциплина изучается в течение 6 и 7 семестров. Предпочтение отдается изучению основных концепций физиологии, получивших достаточно хорошее обоснование, а также используются научные достижения классической физиологии и современной науки. Так как понимание принципов гораздо важнее простого ознакомления со множеством фактов, то физиологические закономерности рассматриваются в их эволюционном развитии. Причем изучение становления тех или иных механизмов осуществляется с позиций общебиологической целесообразности. В связи с тем, что механизмы регуляции физиологических функций несравненно лучше изучены у млекопитающих, а также у них в силу сложности организации регуляторные механизмы легче поддаются экспериментальному анализу, большинство работ рассматриваются на физиологии млекопитающих. Дисциплина предусматривает изучение строения и функций основных систем органов животных и человека; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организм; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаз; сравнительных аспектов становления функций.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, коллоквиумов, выполнение контрольных работ (тестов). Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе, которая предполагает углубление и осмысление материала, а также изучение ряда тем, выносимых на самостоятельное изучение. Изучение дисциплины сопровождается зачетами в 6 и 7 семестрах по результатам выполнения лабораторных работ и контрольных работ и экзаменами в 6 и 7 семестрах по результатам теоретико-практического изучения. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение предусмотренных учебным планом и рабочей программой лабораторных и контрольных работ.
1.4. Организационно-методический план
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестров (по учебному плану) | |
I. Аудиторная: | |||
лекции | |||
лабораторные работы | |||
ИТОГО: | |||
II. Внеаудиторная: | |||
самоподготовка: | |||
самостоятельное изучение разделов | |||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||
подготовка к экзамену | |||
ИТОГО: | |||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | зачет экзамен | зачет экзамен | |
Общая трудоемкость дисциплины: |