А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 85 глава




Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное — наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», — шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Пор-фирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.

Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление — убить Лизавету. А Лизавета — одна

 

из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.

Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается.,.» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу, Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».

Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

И БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ В БУНТЕ

ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение

 

 

воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа — это падение нравственности. В своем произведении Ф.М.Достоевский рассказывает о людях, живущих напряженной духовной жизнью, которые мучительно, упорно ищут истину.

Писатель показывает жизнь разных социальных групп: обездоленного городского люда, придавленного нуждой и унижениями, образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия, преуспевающих дельцов. Достоевский глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и его психологию. Он ставит сложные социальные, нравственные и философские вопросы. Поиски ответов на эти вопросы, борьба идей — вот что составляет основу романа.

Главный герой «Преступления и наказания» — студент Родион Раскольников, живущий в крайней бедности. Он был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, главный герой спасает во время пожара детей. А семья Марме-ладовых? Насколько ранила Раскольникова картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Он оставляет там свои последние медные гроши, хотя сам беден и не знает, как дальше жить. Герой Достоевского сочувствует Соне, принял ее как «приличную барышню». Его очень ранит этот быт, где кругом царят бедность и уныние. Такая черта характера Раскольникова, как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти обесчещенную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотился за ней.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни — умные, добрые, благородные — должны влачить жалкое сущест-

 

вование, а другие — ничтожные, подлые, глупые — живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он — обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Созданная героем Достоевского теория приводит его к преступлению. Убежденный в своей исключительности, Раскольников верит в правоту своей теории и проверяет ее на практике, убив старуху-процентщицу. Это убийство и должно было стать испытанием для Раскольникова. Старуха-процентщица в романе Достоевского воплощает в себе мир зла, стяжательства. По мнению Раскольникова, ее убийство было бы не преступлением, а благом. Но, убив старуху, Раскольников не почувствовал себя Наполеоном, которому «все позволено». Этот человек не был призван управлять большинством. Он хотел иметь «свободу и власть, а главное — власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эту власть он должен был получить, освободив себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее его.

Раскольников — мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним, Эти трагические противоречия зарождаются в глу-

 

 

бине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Возмездие одиночеством — таков приговор, вынесенный Достоевским. Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания. Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные лоручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольников а, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить. Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой. Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь».

Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым, он развенчивает и «наполеонизм». Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель

 

иллюстрирует и сюжетом романа. Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой. Одно преступление влечет за собой другое — такова логика зла.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА

В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Многие великие писатели XIX века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М. Достоевского, но писатель не говорит о великолепной архитектуре, о красоте города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа «Преступление и наказание». В произведении мы видим только черные лестницы, облитые помоями, дворы-колодцы, напоминающие душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония, это место, в котором невоз-

 

 

можно быть здоровым, добрым, полным сил. Петербург душит и давит.

Писатель никогда не показывает красоту Петербурга. Природы почти нет или акцентируется ее отсутствие. Около природы происходят странные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих комнат, но также обращает вниманиэ на запахи и символические цвета. Он использует зеленые и серые цвета, но доминирует в романе желтый — символ болезни, нищеты, убожества. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармелад ова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», женщина-самоубийца с желтым лицом. Эти детали, а также желчный город отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а после ее смерти и Софья Мармеладова. Он олицетворяет и страдания, которые выпадают на долю его владетельниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала...». Отправляясь за Расколь-НИКОЕЫМ, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Родиона. В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова, Соня появляется все в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет символизирует страдания и надежды Главных героев романа.

Достоевский в своем произведении показал город, в котором зарождается капитализм, когда люди, не сумевшие пройти через социальный перелом, оказываются на дне жизни. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова и свидетелем его раскаяния.

 

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Два величайших писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище — Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях.

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Сви-дригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости — это арки мостов, единственное нарушение прямизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.

Это происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его ■ каморки, Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости...

Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одино-

 

 

чества человека в огромном городе, Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Рас-кольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина».

Если для Достоевского Петербург — это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним; «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня».

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведёт праздный, бессмысленный образ жизни..

Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от- чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Их речь, жесты, интонация и поступки определяются «условными правилами светского поведения». Город, в кото-

 

ром они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.

Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.

В ПЕТЕРБУРГЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гёте.

М. Горький

В истории мирового романа Ф. М.Достоевскому принадлежит одно из первых мест. В литературу он вошел как гениальный художник-гуманист, исследователь человеческой души. Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. В своих произведениях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ними, пытаешься сам найти на них ответ. Не так давно я прочитала один из романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман — один из самых сложных романов, наверное, во всей литературе. «Преступление и наказание» еще называют «петербургским романом». Кроме Достоевского, образ Петербурга в своих произведениях создавали и его предшественники: Пушкин, Гоголь, Некрасов. В творчестве А. С. Пушкина звучат мелодии чуть ли не всех литературных жанров: сонеты и элегии, оды и послания, поэмы и сказки, роман в стихах и повесть в стихах, маленькие повести и трагедии, драмы. Все это Пушкин освоил и оставил в наследие,

 

 

из которого выросла, возмужала русская литература. И в каждом из этих жанров — ломка устаревших канонов, смелое новаторство. И, естественно, что Пушкин не мог оставить в стороне образ Петербурга, который он очень любил и которым восхищался. Петербург в начале XIX века был одним из красивейших и богатейших городов Европы. Его величавую и строгую красоту воспел Пушкин в «Медном всаднике».

Люблю тебя, Петра творенье,,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный...

Ктрасуйся,град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия... В этом произведении Пушкин показывает нам «Петра творенье» во всей его красе, но в то же время отразив его двуличность. Пушкинский Петербург, представший перед нами, — это нарядная столица огромной империи, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе всю мощь страны и всю власть над ней.

Вслед за Пушкиным в литературу вошел один из крупнейших художников-реалистов — Н. В. Гоголь. Он также не обошел образ Петербурга, написав цикл повестей, объединенных одним названием — «петербургских». Гоголь углубляет в своих произведениях тему двуликости «града Петрова». Петербург Гоголя — это город владельцев «роскошных палат» и город жалких лачуг, в которых селились нищие художники, бедные чиновники и ремесленники. И эти два Петербурга Гоголь сопоставляет и сталкивает между собой. Так в повести «Невский проспект» мы встретим чиновников с их женами, вышедшими на прогулку, но во всей этой толпе не увидим ни одного человеческого лица, а вместо них «бакенбарды... пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь...», усы «никаким пером, никакой кистью не изобразимые», тысячи шляпок и платьев. Мы увидим выставку туалетов, искусственные ненатуральные улыбки и поймем, как пусты, ничтожны и низменны все

 

эти люди — высшие крути столичного общества. За маскарадом этих туалетов, платьев скрывается нечто низменное, безобразное и бездушное. И среди всего этого блеска проносящихся карет Гоголь рисует образ молодого художника Пескарева, ищущего везде прекрасное. Однако он не выдерживает столкновения с ложью и лицемерием, с грязной действительностью и погибает. В повести «Шинель» Гоголь показывает, до чего калечит душу и опустошает ее мир чиновничества и денег. Писатель показывает, как глухи люди к чужому страданию в этом ужасном, жестоком мире чинов. В гоголевском Петербурге мы уже не видим того «Петра творенья», которое воспел Пушкин, а видим город лицемерия и лжи, где главное не человеческие качества, а деньги и изысканность внешности.

Некрасов продолжил традиции Гоголя-реалиста. Он писал прозу, разную по жанрам и стилевым особенностям. В своем произведении «Петербургские углы», которое он опубликовал в альманахе «Физиология Петербурга», Некрасов сосредоточил свое внимание на столичном «дне». Здесь «натура» говорит сама за себя, а это не только убогие квартиры, но и сами жильцы, хозяйки. Некрасов показывает нам бессмысленность и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».

Петербург Достоевского — это уже далеко не пушкинский город, это город с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами. Конечно, Достоевский не мог забыть о дворцах знати, созданных известными зодчими, о прелестных парках, просто герои его романов не видели всего этого. Обитатели убогих квартир и углов в трущобах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторонились Невского проспекта, они не видели красоты пушкинского города.

В «Преступлении и наказании» Петербург является своеобразным героем, действующим лицом, городом, который душит, уничтожает все лучшее в человеке, внушает безумные идеи. Так, например, вот каков летний Петербург глазами Раскольникова, главного героя романа: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу»... Город Достоевского — это город,

 

 

толкающий на смерть, на убийство других и самих себя. Например, женщина «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами» вдруг бросается в воду, Соня Мармеладова, которая пошла по желтому билету, Раскольников, убивший старуху-процентщицу, и тут же Лужины, толкающие на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых, ведущие к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Петербург Достоевского безжалостен и жесток к «униженным и оскорбленным». Улицы города грязные, но и дома, в которых живут герои, не лучше. Мы видим «грязные и вонючие» дворы, темные лестницы — «узенькие, крутые и все в помоях», а комнаты похожи на гробы, Ощущение безвыходности из всего этого мучит и Расколь-никова, и Соню, и многих других, толкая одних на убийство, других на бесчеловечный акт купли-продажи.

Петербург Достоевского — это город, несущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев «роскошных палат»? И Достоевский, как писатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и на другие проблемы, волнующие его. Пытается понять жизнь столичного «дна», мир «униженных и оскорбленных», мир «бедных людей». Он осуждает и выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на смерть, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жестоким и безжалостным.

ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 1)

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских 'речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. О. Мандельштам

Петербург занимает важное место в произведениях Ф.М.Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую

 

часть своей жизни, В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский не описывает архитектурных красот города, да и в целом уделяет немного внимания его внешнему облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем.

Сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Рас-кольникова. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями. Ему знаком только такой Петербург: «...духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу». Характерно, что духота везде в этом городе — и в комнате Расколышкова, и в комнате Сони, и в кабаке, где главный герой встречает Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал жизнь в Петербурге «маленького» человека, задавленного нищетой. Ведь в произведении даже не упоминается знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места. А где обитают обездоленные? Мы видим, как, получив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, смрад, «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьянством: «А коли не к кому, коли пойти больше некуда?»

Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, навряд ли можно назвать нормальными. Мармеладовы живут в доходном доме. Что представлял собой бьп этой семьи? Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной. По всей комнате раскидано детское белье, озаряемое огарком свечи. Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. А вот как описывает Достоевский жилище Родиона Раскольникова: «Крошечная комнатушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обо-

 

 

ями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Раскольников живет в каморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Поэтому не удивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. «А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» — говорит он Соне.

Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Расколъниковым; «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.

В описании Петербурга и живущих в нем людей у Достоевского важна каждая деталь. И даже часто упоминавшийся автором «Преступления и наказания» желтый цвет не случаен. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате у старухи-процентщицы, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфи-рия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтое лицо Мармеладова (его мы встречаем на страницах произведения «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»)... Как правило, этот цвет ассоциируется с болезнью. Его частое упоминание в романе создает общий нездоровый фон, говорит о болезненной безысходности.

А каким видится в фантастическом сне Раскольникова пригород? Это большой кабак, где всегда «...орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели...» Но ведь реальность ничуть не лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Н. В. Гоголю. У последнего мы встречаем тех же «маленьких» людей. И в Петербурге Гоголя мы видим те же угрюмые «серые, желтые и грязно-зеленые дома».

Но так ли действительно безысходна жизнь в этом городе? Неужели у этих людей, которых «среда заела», нет никакого выхода? В душе героя «Преступления и наказания» и в душе самого писателя — мечта о городе пре-

 

красном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.

ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

(вариант 2)

Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. А. С.Пушкин.

Петербург. Один из самых красивых и богатых городов Европы. Чарующий своим величием Невский проспект, великолепные архитектурные творения — памятники зодчества, дающие прохладу сады и парки, завораживающая красота белых ночей,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: