Результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ




 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11 Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 12 Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1 Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часов в т.ч. практические занятия,час. в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
                   
ПК 1.1 – 1.7 МДК 01.01………… Раздел 1…………. Раздел 2……….. * * * * * * * *
  МДК 01.02………… Раздел 1…………. Раздел 2……….. * * * * * *
  Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) * (ввести число)   * (повторить число)
  Всего: * * * * * * * *

 

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование раздела профессионального модуля (ПМ), междисциплинарного курса (МДК) и тем   Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения  
           
ПМ 1 МДК 01.01. Специальный инструмент  
Раздел 1. Домра, балалайка  
Тема 1. Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее освоения  
1.1 Закрепление и развитие навыков, приобретенных на начальном этапе обучения.   Содержание учебного материала      
  Выявление уровня технического развития студента.      
  Овладение основными приемами игры на домре.      
  Нахождение пути дальнейшего совершенствования исполнительской техники студента.      
  Практические занятия      
  Разбор нотного текста, анализ структуры и авторских указаний.      
  Изучение и овладение основными аппликатурными принципами.      
  Нахождение удобных пианистических движений для достижения максимальной свободы и ловкости.      
  Постепенное увеличение скорости изучаемых сочинений.      
1.2. Организация исполнительской постановки игрового аппарата. Инструктивный материал.       Содержание учебного материала      
  Овладение грамотной и профессиональной постановкой исполнителя за инструментом.      
  Работа над посадкой исполнителя, постановкой правой и левой рук.      
  Нахождение оптимальных движений, позволяющих достичь большей скорости и подвижности исполнительского аппарата.      
  Развитие навыка координационных движений правой и левой рук.      
  Практические занятия      
    Исполнение инструктивного материала (гамм и упражнений), добиваясь их художественности звучания.      
  Исполнение этюда на разные виды техники на техническом зачёте.      
1.3. Позиции. Способы смены позиций. Плавная смена позиций.   Содержание учебного материала      
  Изучение и овладение основными аппликатурными принципами.        
  Овладение основными принципами движений левой руки при смене позиции.      
  Практические занятия      
  Исполнение двухоктавных мажорных и минорных гамм различными ритмическими группировками.      
  Исполнение инструктивного этюда, добиваясь ровности звучания гаммаобразных пассажей, ясности произнесения украшений. ритмической точности;      
1.4. Совершенствование технологии приемов игры. Штрихи. Проблемы качества звука.     Содержание учебного материала      
  Определение понятия "прием игры". Различия между приемом игры и исполнительским штрихом.      
  Знать основные виды штриховой техники, её двигательную основу и характер звучания.      
  Анализ, разбор и овладение различными видами исполнительской техники.      
  Основные факторы качественного звукоизвлечения при игре на домре.      
  Практические занятия      
  Овладение основными приемами игры.      
  Применять полученные знания и умения по выполнению штриховой техники на художественном материале.      
  Умение выявлять и решать проблему некачественного звукоизвлечения.      
1.5. Инструктивный материал. Метроритмические и штриховые варианты в гаммах.     Содержание учебного материала      
  Играть хроматические гаммы, мажорные, минорные, (арпеджио трезвучий к ним) в две октавы, в умеренном и быстром темпе.      
  Исполнение гаммы искусственными флажолетами.      
  Играть упражнения и гаммы различными штриховыми и метроритмическими вариантами.      
  Умение исполнить однооктавные мажорные и минорные гаммы двойными нотами (терции, сексты) различными штрихами.      
  Практические занятия      
  Исполнение двух-трёх этюдов на разные виды техники на контрольном уроке.      
  Исполнение двух этюдов на разные виды исполнительской техники на техническом зачёте.      
1.6. Основные элементы музыкальной выразительности. Самостоятельный анализ. Терминология.     Содержание учебного материала      
  Умение провести самостоятельный анализ формы музыкального произведения.      
  Владение основными элементами музыкальной выразительности: фразировкой, динамикой, метроритмом.      
  Владение терминологией.      
  Практические занятия      
  Разбор и анализ нотного текста с привлечением методической литературы.      
  Анализ структуры исполняемого сочинения.      
1.7. Красочные приемы игры: флажолеты натуральные и искусственные.   Содержание учебного материала      
  Владение техникой исполнения красочных приемов игры.      
  Знать технику исполнения флажолетов (натуральных и искусственных).      
  Практические занятия      
  Исполнение красочных приемов игры в программах академических концертов, технических зачетах.      
1.8. Развитие навыка игры с концертмейстером. Работа с клавиром.     Содержание учебного материала      
  Умение анализировать партию концертмейстера, знать ритмические, гармонические особенности партии фортепиано.      
  Знание гармонического и мелодического анализа партии аккомпанемента.      
  Индивидуальная работа исполнителя с клавиром. Понятие клавира.      
  Практические занятия      
  Исполнение концертных программ в рамках академических концертов, экзаменов.      
1.9. Организация самостоятельной работы над музыкальным произведением.     Содержание учебного материала      
  Умение выстроить основные этапы работы над музыкальным произведением.      
  Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы.      
  Передача характера исполняемого произведения средствами художественной выразительности.        
  Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта.        
  Практические занятия      
  Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности.      
  Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании.      
  Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей.      
1.10. Способы заучивания музыкального произведения наизусть.     Содержание учебного материала      
  Знать основные этапы, принципы и методы разучивания музыкального произведения.      
  Умение проанализировать форму музыкального произведения.      
  Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности.      
  Практические занятия      
  Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании.      
Тема 2. Развитие исполнительской техники музыканта          
2.1. Развитие двигательных навыков совершенствования исполнительского аппарата.     Содержание учебного материала      
  Нахождение оптимальных пианистических движений, позволяющих достичь большей скорости и законченности исполнения.      
  Понимание характера звучания каждого из исполняемых штрихов, умение находить методы совершенствования исполнительской техники.      
  Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники.      
  Исполнение инструктивного материала, добиваясь его художественного звучания.      
  Умение быстро переключаться с одного вида техники на другой, добиваясь максимального качества исполнения.      
  Практические занятия      
  Овладение основными видами исполнительской техники.      
  Осознание художественных задач представленного сочинения.      
2.2. Основные принципы работы над пьесой кантиленного характера. Прием игры - тремоло.     Содержание учебного материала        
  Работа над развитием навыков кантиленой игры, выразительным интонированием мелодической линии.      
    Овладение искусством игры тремоло, применение разнообразного тремоло в зависимости от характера пьесы, эмоционального состояния, образного мышления, стилистики исполняемого произведения.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении пьесы кантиленного характера, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт.      
  Практические занятия      
  Исполнение пьесы кантиленного характера на академическом прослушивании.      
  Включение кантиленой пьесы в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления.      
2.3. Первоначальный этап работы над произведениями малой формы.   Содержание учебного материала      
  Анализ структуры, формы и жанра исполняемого сочинения.      
  Знать особенности строения произведений малой формы, уметь передать настроение, характер, смену контрастных образов пьесы средствами музыкальной выразительности.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта.        
  Практические занятия      
  Исполнение двух разнохарактерных пьес на контрольном уроке.      
  Исполнение пьесы на академическом прослушивании.      
  Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей.      
2.4. Первоначальный этап работы над произведением крупной формы.   Содержание учебного материала      
    Знать структуру сонатного allegro, особенности построения и взаимодействия как более крупных (экспозиция, разработка, реприза), так и более мелких (сфера главной партии, сфера побочной партии) разделов на примере исполняемого произведения крупной формы.      
  Систематизация знаний об аппликатурных, гармонических, драматургических принципах строения музыкального произведения.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении произведения крупной формы, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт.      
  Практические занятия      
  Анализ структуры сонатного allegro,особенности построения и взаимодействия крупных(экспозиция, разработка, реприза) и более мелких (сфера главной или побочной партии)разделов исполняемого произведения.      
  Исполнение произведения крупной формы на академическом выступлении.      
  Включение произведения крупной формы в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления.      
2.5. Освоение техники двойных нот.   Содержание учебного материала      
  Знать основные принципы исполнения двойных нот на струнных инструментах.      
  Изучение специфики звукоизвлечения, выявление аппликатурных особенностей при исполнении двойных нот.      
  Практические занятия      
  Разучивание специальных упражнений, этюдов на технику исполнения двойных нот.      
    Исполнение отрывков из различных произведений, в которых применяется техника двойных нот.      
2.6. Освоение аккордовой техники.     Содержание учебного материала      
  Знать основные принципы исполнения аккордов на струнных инструментах.      
  Изучение специфики звукоизвлечения, выявление аппликатурных особенностей при исполнении аккордовой техники.      
  Практические занятия      
  Разучивание специальных упражнений, этюдов на технику исполнения двойных нот.      
  Исполнение отрывков из различных произведений, в которых применяется техника двойных нот.      
Тема 3. Художественные принципы музыкальных стилей          
3.1. Стиль, жанр и форма музыкального произведения. Специфика исполнения произведений композиторов 18-19 веков.   Содержание учебного материала      
  Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения произведений эпохи классицизма.      
  Знать особенности артикуляции и динамики в произведениях Венских классиков, работа над выразительным интонированием мелодической линии.      
  Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения.        
  Применение украшений в зависимости от характера, темпа, эмоционального состояния, образного мышления исполняемого произведения.      
  Практические занятия      
  Ознакомление с несложными произведениями композиторов-классиков.      
  Исполнение классического произведения (пьеса, часть сонаты или концерта) на академическом выступлении.      
3.2. Первоначальный этап работы над произведением виртуозного характера.   Содержание учебного материала        
  Использование художественно-исполнительских возможностей инструмента для достижения наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла при исполнении виртуозной пьесы.      
  Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления.      
  Развитие навыка координационных движений правой и левой рук.          
  Приобретение ритмической и образной свободы в предложенном материале.      
  Практические занятия      
  Исполнение пьесы виртуозного характера на академическом выступлении.      
  Тщательная повседневная работа над приобретением технической свободы.      
3.3. Особенности исполнения оригинальных сочинений для домры, балалайки.   Содержание учебного материала      
  Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения для исполнения оригинальных произведений.      
  Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления.      
  Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения.        
  Практические занятия      
  Исполнение пьесы на академическом прослушивании.      
  Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей.      
3.4.Особенности исполнения и интерпретации произведений, основанных на народных мелодиях. Использование приемов звукоизвлечения и технической оснащенности в обработках народных мелодий.   Содержание учебного материала      
  Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения.      
  Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения в произведениях, основанных на народных темах.      
  Анализ стилистических особенностей в народных мелодиях.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта.        
  Практические занятия      
  Исполнение народной обработки на академическом прослушивании, конкурсном выступлении.      
  Прослушивание записей и анализ выступлений выдающихся исполнителей.      
3.5. Особенности исполнения произведений соло.   Содержание учебного материала      
  Исполнение сольных пьес, каприсов, добиваясь качества звучания и фразировки, выразительного интонирования.      
  Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники.      
  Воплощение художественного образа, передача характера и настроения, задуманного композитором исполняемого произведения.      
  Практические занятия      
  Включение сольного произведения в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления.      
3.6. Структура самостоятельных занятий. Исполнительский план. Самостоятельное разучивание пьесы.     Содержание учебного материала      
  Знать основные этапы, принципы и методы разучивания музыкального произведения.      
  Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы.      
  Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при работе над разнохарактерными произведениями малой формы.      
  Самостоятельно составлять исполнительский план исполняемого произведения.      
  Практические занятия      
  Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности.      
  Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании.      
3.7. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков на более сложных произведениях.   Содержание учебного материала      
  Совершенствование исполнительской техники, развитие беглости и виртуозности.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении произведения крупной формы, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт;      
  Умение мыслить крупномасштабно, добиваясь разнообразия звукоизвлечения и интонирования при исполнении произведения.      
  Практические занятия      
  Исполнение развернутой пьесы крупной формы в рамках академического концерта, конкурсного выступления.      
  Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления.      
Тема 4. Развитие музыкального мышления.          
4.1. Самостоятельный теоретический, методический и исполнительский анализ музыкальных произведений.   Содержание учебного материала      
  Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения.      
  Знать основные этапы, принципы и методы разучивания пьесы. музыкального произведения.      
  Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы.      
  Практические занятия      
  Исполнение несложной пьесы на академическом концерте.      
  Исполнение самостоятельно выученной пьесы на академическом прослушивании.      
4.2. Самостоятельный подбор инструктивного материала для решения технических задач в работе над музыкальными произведениями.   Содержание учебного материала      
  Подбор и исполнение инструктивного материала, совершенствование его художественности звучания.      
  Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники.      
  Совершенствование исполнительской техники, развитие беглости и виртуозности.      
  Практические занятия      
  Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления.      
  Исполнение инструктивного материала в рамках технического зачета.      
4.3. Совершенствование исполнительской техники. Исполнение этюдов на разные виды техники.   Содержание учебного материала      
  Анализ, разбор и овладение различными видами исполнительской техники.      
  Определение технических трудностей и выработка методов их преодоления.      
  Развитие навыков координации движений.        
  Практические занятия      
  Развитие навыков легкости и точности исполнения виртуозных пассажей в быстром темпе.      
  Исполнение на контрольном уроке виртуозного концертного этюда.      
4.4. Проблемы изучения авторского текста в произведениях эпохи барокко. СКР   Содержание учебного материала      
  Овладение основными приемами полифонического развития произведения эпохи барокко.        
  Анализ структуры исполняемого сочинения.        
  Овладение особенностями аппликатуры.      
  Основные правила расшифровки украшений (с привлечением методической литературы, старинных трактатов и записей выдающихся мастеров).      
  Практические занятия      
  Практическое изучение особенностей темпов, штрихов, орнаментики.      
  Исполнение на экзамене или в классе произведения эпохи барокко.      
4.5. Особенности исполнения пьес композиторов XX-XXI веков.   Содержание учебного материала      
  Знать особенности развития искусства XX начала XXI веков.      
  Знать основные стилевые направления современной эпохи, наиболее значимых её представителей.      
  Исполнение произведения малой формы композиторов XX-XXI веков, добиваясь ясности образов, штриховой точности и ритмической ровности.      
  Практические занятия      
  Исполнение произведения малой формы композиторов XX-XXI веков на академическом выступлении.      
  Включение современного произведения в репертуарный список, программу конкурсных прослушиваний или концертных выступлений.      
4.6. Переложения и транскрипции как способ художественной интерпретации. Понятие интерпретации.   Содержание учебного материала        
  Знать основные правила при переложении или транскрипции.      
  Осуществлять переложение, обработку, аранжировку музыкального произведения.      
  Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта.      
  Систематизация знаний об аппликатурных принципах, принципах гармонического развития и драматургии в данном стилевом пласте.      
  Практические занятия      
  Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.      
  Написание собственной обработки, аранжировки или транскрипции на заданную тему (пьесу).      
Тема 5. Совершенствование музыканта-педагога.          
5.1. Жанровое разнообразие произведений крупной формы различных эпох.   Содержание учебного материала      
    Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения.      
  Знать особенности жанра сонаты, сонатины, концерта, вариаций, фантазии, характерные для той или иной эпохи и стиля.      
  Исполнение более сложного произведения крупной формы, включая сочинения композиторов IX – XX веков.      
  Практические занятия      
  Исполнение произведения крупной формы (I или II – III части концерта, соната, вариации, фантазия и др.) на академическом выступлении.      
  Исполнение произведения крупной формы на экзамене.      
5.2. Самостоятельный методический и исполнительский анализ. Основные этапы самостоятельной работы студента.       Содержание учебного материала        
    Умение выстроить основные этапы работы над музыкальным произведением.      
  Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произв


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: