Бюджетная классификация доходов




Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев между собой и со сферами финансов организаций и домохозяйств; возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов; кроме этого, бюджеты взаимодействует с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

Внебюджетные фонды, как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами организаций – при уплате организациями страховых взносов и других платежей и при получении сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

9.Современное состояние финансовой системы Российской Федерации

современное состояние российского финансового рынка может быть охарактеризовано через наличие следующих явлений: незащищенные законные права и интересы инвесторов, недостаток ликвидности по качественным активам, большой объем сделок на торговых площадках за рубежом, неэффективные и редкие долгосрочные инвестиции.

Таким образом, российской экономике необходимо эффективно использовать национальные сбережения, формировать действенный механизм привлечения и перераспределения капитала1.

Перейдем к рассмотрению особенностей российских денежных рынков и рынка капиталов. Фундаментом для денежно-кредитной политики современной России служат события 2014 года: неблагоприятная геополитическая обстановка, масштабный отток капитала, снижение цен на энергоносители. Двусторонние санкции, ослабление курса рубля, инфляция – вызовы денежно-кредитной политики, с которыми столкнулся Центральный банк России (ЦБ) в 2014 году. Ключевая ставка стала одним из главных инструментов мегарегулятора при стабилизации курса рубля и инфляции, манипулирование ей наблюдалось в диапазоне с 5,5 до 17,0%. Переход к плавающему курсу, сохранение права на совершение операций на валютном рынке при возникновении угрозы для финансовой стабильности – принятие такого решения впервые в новейшей истории наблюдалось в денежно-кредитной политике Банка России. В 2014 году Центральный банк задал курс на проведение таргетированной инфляции – процесс, который мог повысить гибкость образования курса, и одновременно осуществлял операции по продаже иностранной валюты. Эти меры должны были снизить обесценивание национальной валюты. Действительно, интервенции ЦБ не противоречат переходу к таргетированной инфляции, так как именно драма с обменным курсом рубля в большей степени повлияла на гиперактивный рост цен. Но все усилия и деньги из международных резервов оказались бесполезны и неэффективны из-за гигантских масштабов ослабления национальной валюты. Возможно, Банку России стоило бы проводить более весомые интервенции, снижая тем сам спекуляции на валютном рынке, либо ослабить курс рубля резко, то есть не растягивать процесс на такой длительный период.

Что же мы имеем сейчас? Ключевая ставка с 3 августа 2015 года равна 11,0%, инфляция – 8,1%2. Сложно сказать, сделал ли Центральный банк все, чтобы обеспечить устойчивость национальной экономики, но одно сказать можно точно: экономика России находится в абсолютно неопределенном состоянии, в зоне максимального риска. Геополитическая ситуация, в которой существует Россия, дает о себе знать, валютный рынок и рынок ценных бумаг характеризуются резкими колебаниями курса и индексов.

Новый 2016 год финансовый рынок России открыл с относительно положительной динамикой3. Однако снижение мировых цен на нефть, ослабление конъюнктуры международных финансовых рынков продолжают оказывать влияние на внутренний финансовый рынок. Позитивную динамику развития финансового рынка России можно связать с улучшенным прогнозом спроса на нефть, представленным ОПЕК, а также с новостью европейского монетарного регулятора о возможном изменении денежно-кредитной политики с целью стимулирования экономики. Таким образом, даже не смотря на высокие внутренние и внешние риски финансовый рынок России можно считать относительно устойчивым.

Банковский сектор российского финансового рынка демонстрирует снижение задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования до 3,0 трлн руб. Такое сокращение привело к уменьшению объема предоставления Центральным банком средств в рамках аукционных операций РЕПО: задолженность банков по данным операциям уменьшилась на 0,7 трлн руб. и составила 0,8 трлн руб. Задолженность банков по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, сохранилась на уровне 1,8 трлн руб., но с изменениями в структуре: сокращение задолженности банков на 0,1 трлн руб. по операциям на аукционной основе компенсировалось соответствующим ростом задолженности по операциям постоянного действия в последний день января.

Еще один сегмент финансового рынка, валютный рынок, стал объектом исследования и интереса не только экономистов, но и граждан страны. Динамика курсов доллара США и евро к рублю все еще имеет положительный тренд развития – виной тому высокая неопределенность относительно цен на нефть, а значит, и на курс валюты. На динамику курса доллара США к рублю в значительной степени повлияло и поведение крупных участников российского валютного рынка – внутридневные колебания курса рубля существенно возросли. Повышение курсовой волатильности (в январе среднедневной торговый оборот по паре «доллар США – рубль» с датой расчетов «завтра» на Московской бирже значительно возрос, составив 6,42 млрд долл. США против 4,37 млрд долл.) усилили ожидания участников рынка валютных опционов в отношении возможного дальнейшего повышения курса доллара США к рублю. Использование отдельными участниками рыночных источников привлечения валютной ликвидности уменьшило задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России в иностранной валюте.

Рынок ценных бумаг характеризуется тенденцией увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг и уменьшением объемов в региональном и корпоративном сегментах. Совокупный рыночный портфель составляет 13,6 трлн руб. и остается неизменным с конца декабря 2015 года. В первые месяцы 2016 года российские акции показали снижение по причине мирового дисбаланса на рынке нефти. В январе индекс РТС опустился до значений 2009 года, но на фоне подъема цен на нефтяное сырье и укрепления уровня национальной валюты российские бумаги откатились на прежний уровень4.

Отток иностранных инвестиций продолжается, сальдо операций иностранных фондов с российскими ценными бумагами отрицательно. Но если рассматривать отраслевой срез по ценным бумагам российский эмитентов, можно заметить старые тенденции: прирост индексов «Нефть и газ» на 5% и «Телекоммуникации» на 3%, снижение индексов «Финансы» на 3% и «Химия и нефтехимия» на 2%.

Если коснуться вопроса первичного размещения акций, то нужно отметить, что представители интернет-ритейлера ООО «Юлмарт» и ОАО «Детский мир» объявили о планах выхода на рынок IPO.

Рынок производных финансовых инструментов в очередной раз показывает положительную динамику, активность всех сегментов данного рынка является очень высокой. Обратимся к статистике:
– сегмент валютныхдеривативов: пара USD/RUB – увеличение активности на 24%, EUR/RUB – на 7%;
– товарный сегмент: нефть сорта Brent показывает увеличение активности на 60,5%, золото – на 26,3%, серебро – на 4,5%;
– фондовый сегмент показал общее увеличение активности на 17,2%.

В сложившейся экономической ситуации цены фондовыхдеривативов с ближними датами исполнения уменьшились, но в то же время цены на «безопасные» товарные активы увеличились.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российский финансовый рынок характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных тенденций развития, а также огромнейшим потенциалом, но развивать этот потенциал должны профессионалы, знающие толк не только в финансовом инжиниринге, но и в экономике России в целом. Выделим положительные тенденции: привлекательность процентных ставок, невысокий уровень государственного долга, крупный золото-валютный резерв, низкий уровень цен на акции российских компаний; и отрицательные: экономический спад, безумная волатильность национальной валюты, абсолютная геополитическая зависимость экономики5.

Комплекс экономических, административных и правовых мер может стать решением проблем российского финансового рынка. К таким мерам относятся повышение уровня прозрачности информации и результативности при регулировании финансового рынка, улучшение режима налогообложения. Не менее важным аспектом в решении проблем российского финансового рынка является создание механизма денежно-кредитного регулирования экономики, способного стабилизировать денежное обращение, снизить вероятность кризиса ликвидности в российской банковской системе6.

Реализация данных мер позволит создать надежную базу для долгосрочного роста российского финансового рынки и сформировать на его основе конкурентоспособный национальный самостоятельный финансовый центр.

 

10. Принципы организации финансов коммерческих организаций. Факторы, определяющие особенности финансового механизма коммерческих организаций

Первичное распределение стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) происходит в сфере финансов субъектов хозяйствования и в первую очередь с помощью финансов коммерческих организаций, т. е. ϶ᴛᴏт элемент можно рассматривать как исходный для всей финансовой системы.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан использоватьϲʙᴏи способности и имущество на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф
Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на ϲʙᴏй риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). Предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица, а также физические лица без образования юридического лица.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с гражданским законодательством (ст. 50 ГК РФ) основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица будет извлечение прибыли, ϶ᴛᴏ предопределяет содержание ее финансовых отношений с другими субъектами. Коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения:

  • с другими организациями и физическими лицами: по поводу привлечения и получения источников формирования финансовых ресурсов (привлечение средств на долевых и долговых началах, получение страховых возмещений и других поступлений в порядке перераспределения: проценты, дивиденды, размеры финансовых санкций за нарушение договорных обязательств и т.д.); по поводу использования финансовых ресурсов (размещение финансовых ресурсов в различные активы; распределение прибыли между собственниками; использование финансовых ресурсов на благотворительные и другие социальные цели);
  • с государством и муниципальными образованиями: по поводу выполнения обязательств коммерческой организацией перед бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами (налоговые и неналоговые платежи), а также получения бюджетных средств коммерческой организацией в рамках государственной финансовой поддержки;
  • с работниками организации по поводу выплат, осуществляемых из прибыли (премии, ссуды на приобретение жилья, товаров длительного пользования и др.).

Финансы коммерческих организаций - ϶ᴛᴏ система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1. получение и максимизация прибыли предприятия;

2. оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

3. обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в т.ч. использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

4. создание инвестиционной привлекательности;

5. ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации — получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить ϲʙᴏе участие на рынке.

Коммерческие организации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг, в т.ч. информационных и финансовых. Отметим тот факт - что в современных условиях с целью снижения предпринимательских рисков организации диверсифицируют направления ϲʙᴏей деятельности, в рамках интеграционных процессов происходят межотраслевые слияния, но влияние отраслевого фактора на финансы коммерческих организаций в Российской Федерации остается. Это связано с тем, что по российскому законодательству некᴏᴛᴏᴩые виды коммерческой деятельности запрещено совмещать с другими видами деятельности: например, страховые компании не могут оказывать банковские услуги, осуществлять производственно-торговые операции и т.п.; в ряде случаев специализация на одном виде деятельности может дать наибольший эффект.

Отраслевыми факторами, влияющими на особенность организации финансов, будут сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др. К примеру, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В данных условиях большую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фондов и страхование. Стоит сказать, для строительства, как и для некᴏᴛᴏᴩых отраслей промышленности, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенного производства, что также определяет необходимость формирования финансовых ресурсов за счет заемных средств.

Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в данных условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на базе рентных платежей в бюджет.

Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в т.ч. за счет выпуска ценных бумаг.

Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых компаний -перестрахование).

Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельностьтрадиционно осуществляются через средний и малый бизнес. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что отраслевые особенности могут предопределять организационно-правовую форму коммерческой организации, а ϶ᴛᴏ, в ϲʙᴏю очередь, еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.

Организационно-правовая форма юридического лица устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4 Финансовое планирование и прогнозирование). На основании ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников.

Так, финансовые ресурсы в момент создания акционерных обществ формируются за счет средств, поступивших от размещения акций; товариществ и кооперативов — от размещения паев; унитарных предприятий - за счет бюджетных средств. Стоит сказать, для хозяйственных обществ предусмотрена возможность привлечения финансовых ресурсов за счет размещения долговых ценных бумаг.

Организационно-правовая форма влияет на особенности распределения прибыли: у акционерных обществ часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарных предприятий может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых платежей (если собственником не принято иное решение); в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организациитрадиционно формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд.

В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

  • финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);
  • управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели — получение прибыли;
  • ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).

 

11. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, особенности их формирования и использования в условиях рынка

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, развития организации или сохранения ее места на рынке, а также для решения некоторых социальных задач.

Финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

• финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

• управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели — получение прибыли;

• ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ).

Источники финансовых ресурсов: при создании коммерческой организации - уставный капитал за счет взносов учредителей. Уставные (складочные) капиталы товариществ и обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ — на акции; соответственно они формируются за счет взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Уставный капитал может быть оплачен в денежной форме и другим имуществом. Отдельные виды деятельности предусматривают правовое регулирование доли уставного капитала в денежной форме (например, банковская деятельность). Паевой фонд производственного кооператива формируется за счет паев участников, которые также могут быть в денежной и неденежнойформе. Уставный фонд унитарного предприятия образуется за счет капитальных расходов бюджета соответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, оборудования, земельных участков.

в процессе функционирования коммерческой организации - выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации; реализация имущества, внереализационные доходы ( предоставление за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов; поступления от деятельности на фондовом рынке; с редства из бюджетов в рамках государственной поддержки деятельности.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации: капитальные вложения; расширение оборотных фондов; НИОКР, уплата налогов, распределение прибыли между собственниками организации; стимулирование работников; благотворительные цели.

 

12.Характеристика финансовых отношений некоммерческих организаций. Источники финансовых ресурсов

Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;• с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая фанты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;• со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Финансы некоммерческих организацийэто отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация можетосуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 ГК РФ).В РФ большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций - совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Источники финансовых ресурсов, принципыих формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства).

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются: • определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;• целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;• строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);• выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;• контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости (поликлиники, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.).

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются: • формирование финансовых ресурсов за счет внебюджетных источников доходов, состав которых определяется целями и задачами деятельности организации;• использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;• формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них;• большая самостоятельность в распределении доходов (за исключением бюджетных средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их использовании;• покрытие за счет выручки от реализации и целевых поступлений всех затрат и формирование целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.

О сновными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:• бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией;• поступления от оказания платных услуг населению;• выручка от реализации продукции собственного производства, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;• выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;• выручка от оказания посреднических услуг;• доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; приобретения ценных бумаг и получения доходов по ним;• доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);• добровольные взносы предприятий, благотворительных фондов и отдельных граждан.

 

13.Особенности финансового механизма бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.
В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:
- учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
- деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;
- основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.
Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.
Средства за счет внебюджетных поступлений. Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений.
Последние разделяются на подгруппы:
- целевые средства и безвозмездные поступления;
- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
- средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;
- а также средства, полученные от предпринимательской деятельности.
Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.
Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: