Школа как тестирующий, селекционирующий и распределяющий механизм




П.Сорокин. Каналы вертикальной циркуляции

Школа как канал вертикальной циркуляции

 

Институты образования и воспитания во все времена были способом передвижения по социальной лестнице. В привилегированных школах условия иные, полученное в них образование помогало горизонтальному перемещению лишь высшим слоям общества. Но изредка подобную возможность имели и люди из более низкого слоя. Примером может служить школьное образование в Китае.

В Китае приток людей в высшие социальные и политические слои происходил в основном посредством школьного "механизма". Лучшие ученики вне зависимости от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие правительственные позиции, а самые талантливые — в высшие социальные ранги.

"По Конфуцию, школа — это не только система образования, но и система выборов, то есть она сочетает политику с образованием. Его политическая доктрина демократична и не предполагает наличия наследственной аристократии... Так как студенты, избираемые из простолюдин, становятся высокими должностными лицами, то и различные институты воистину являлись местами, где избираются представители народа. Образовательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права... Под влиянием Конфуция китайское правительство стало правительством высшей демократии, ибо у каждого есть шанс стать премьер-министром"'.

В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах.

Труд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше. Социальное продвижение многих именитых людей в современных демократиях осуществлялось благодаря школьному "механизму".

Роль канала, которую исполняет современная школа, становится все более значимой. Все возрастающая социальная значимость школ открывает для них возможность либо приносить большую общественную пользу — в случае хорошей организации, либо, в противном случае, огромный вред.

В качестве примера общества, в котором школа функционирует как канал циркуляции только в верхних слоях, упомянем индийское кастовое общество. …Просвещение и обучение объявлялись вторым рождением, которое значительно важнее факта физического рождения. Так как "отец и мать создают только тело ребенка", а учитель помогает ученику родиться во второй раз, передавая ему священные знания, то поэтому второе рождение самое главное 1. "Это — реальность, неподвластная ни возрасту, ни смерти" 2.

Благодаря образованию индивид переходит из одного образа жизни в другой. В этом смысле школа здесь, как и везде, выполняет ту же функцию "социального элеватора".

Подобные ситуации наблюдались и в некоторые периоды истории европейских обществ. В Англии при Ричарде II был запрет на обучение детей крепостных в школах. Им приходилось прибегать к другим каналам для своего восходящего социального продвижения.

П.Сорокин. Механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт

Школа как тестирующий, селекционирующий и распределяющий механизм

До последних лет люди склонны были рассматривать школу прежде всего как образовательный институт. Ее социальная функция виделась во "вливании" в учащегося определенного набора знаний и в корректировке его поведения. Тестирующая, селекционирующая и дистрибутивная функции почти полностью игнорировались, хотя именно эти функции школы едва ли менее значимы, чем функция "просвещения" и "образования". Лишь в последнее время многие специалисты в различных областях стали обращать внимание и на эти функции школы.

фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а прежде всего в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы. Во-вторых, эта функция заключается и в том, чтобы устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств. В-третьих, устраняя "неугодных", закрыть для них пути для дальнейшего продвижения по крайней мере в определенные социальные области, но обеспечить продвижение способных учащихся в направлении тех социальных позиций, которые соответствуют их общим и специфическим свойствам.

Школа как сито. Естественно, что интенсивность этой функции школы неоднозначна в различных обществах и в разные периоды времени. Среди прочего она сильно зависит и от степени осуществления тестирующей и распределяющей функции другими институтами, и особенно семьей.

… функция устранения в школе становится сильнее и безжалостнее. В результате из многих учеников, поступающих в начальную школу, только незначительное меньшинство завершает учебу в университете. Подавляющее большинство учащихся, исключенных из школы, автоматически отстраняются от дальнейшего восхождения по социальной лестнице к высоким общественным положениям. Части из числа исключенных все же удается подняться по другим лестницам (к примеру, через богатство), но ее удельный вес незначителен

Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом "аристократизации" и стратификации общества, а не "выравнивания" и "демократизации".

В соответствии с данными Леонарда Айриса 2, на каждую тысячу детей, поступающих в первый класс начальной школы, в старших классах остается.

По данным Френсиса О'Брайана, из 6141 учащегося, поступивших в среднюю школу, только 1936 оканчивает ее.

Позднее мы пронаблюдаем причины этого огромного устранения, сейчас же достаточно отметить тот факт, что школа, доступная каждому, тем не менее создает препятствия большей части своих учеников и таким путем выполняет функцию социальной селекции будущих "жителей высших социальных слоев".

В кастовом обществе Индии, чтобы стать членом высшего ранга высшей касты, успевающему студенту приходилось преодолевать такое громадное количество препятствий и демонстрировать такие физические и особенно умственные и моральные качества, что только очень не многим удавалось справиться с этим.

Предположение о том, что многие из учеников не выполняли эти и многие другие предписания, было бы недалеким от истины. Поэтому можно считать, что и этот тип школы в самой строгой форме выполнял ту же функцию социального тестирования и селекции будущих лидеров кастового строя Индии.

В отличие от Индии, в Китае школы были открыты для всех людей всех классов. Но в Китае в большей степени, чем в современных демократиях, образование определяло социальный статус человека. Редко кому удавалось проскочить через сложную схоластическую систему китайского образования и экзаменов и окончить университет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: