Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку




Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!

Часть 1

  Ответами к заданиям 1 – 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
 
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
 

 

 

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

 

Ответ:

   

 

 

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. Наоборот, И хотя А Даже если Затем чтобы Ответ: _____________
 

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м. 1) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды. 2) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника. 3) Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника 4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники. Ответ: _____________  
 

 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. бАнты облЕгчит гналА ненадОлго свЁкла Ответ: _____________
 

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к слову пароним.   Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений. Ответ: _____________ _
 

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно. в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ картина более КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА Ответ: _____________
 

 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм   1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту. 2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка. 3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь ещё так рас­стро­ен, как она. 4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазёрами. 5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Вол­ын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни». 6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве. 7) Никто не уди­вил­ся, что он идёт и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми 8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов. 9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.
   

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

Ответ:

 

 

 

 

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. р..форма те..ретический дем..сезонный заж..гающий прим..рение Ответ: __________________
 

 

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. бе..связный, ра..жать пр..брежный, пр..вык по..шивка, о..дышался пред..юньский, по..ск от..звал, р..зослал Ответ: __________________.
 

 

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. тюл..вый претерп..вающий зате..ть заманч..вый остр..нький   Ответ: __________________.
 

 

 

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. встреч..нный застел..шь запомн..вшийся Воспользу...шься располож..нный   Ответ: _________________.  
 
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть. Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души. Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте. Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ. Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им. Ответ: __________________.
 
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Можно (ПО) РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО) НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество. Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК) БУДТО вознесённая (В) ВЕРХ утренним ветерком. С молодым дирижёром театра, (В) ПОСЛЕДСТВИИ знаменитым пианистом, а ТАК(ЖЕ) композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Шаляпин познакомился в 1898 году. Ответ: ______________.
 
Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей. Ответ: ___________________.
 

 

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века. 2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами. 3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу. 4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми. 5) То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум   Ответ: _________________.
 

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах. Ответ: _________________.  
 

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему. Ответ: _________________.
 

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний. Ответ: _________________.
 

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок. Ответ: _________________.  
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11) Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12) Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13) Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14) И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15) Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16) У меня для неё было другое слово – мамочка. (17) Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20) Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе,
у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22) Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23) Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24) А потом были письма. (25) И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26) В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27) Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28) Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29) Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30) Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31) Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32) В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(33) Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34) И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35) А я поверил легенде. (36) Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37) Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38) Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39) Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) – русский советский писатель
и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

 

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать. 2) Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений. 3) Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное. 4) Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей. 5) Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда Ответ: _________________.
 

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3–5 представлено описание. 2) В предложениях 6–7 представлено повествование. 3) В предложениях 8–10 представлено рассуждение. 4) Предложения 11–12 подтверждают содержание предложения 10. 5) Предложение 18 поясняет содержание предложения 19. Ответ: _________________.
 

 

Из предложений 33–34 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: _________________.
 

 

Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и ле5ксичсекого повтора. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
 

 

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью. Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы: (А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ («задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение»
в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление жажды» в предложении 10) и (Г)__________
(в предложении 6)».

Список терминов:

1) метафора

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

4) парцелляция

5) сравнение

6) оксюморон

7) эпитет

8) литота

9) метонимия

 

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов №2
 

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  

 

 

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1

За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–23 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.

 

№ задания Ответ
   
  А
   
  Облегчит
  Исполнительское
  Красивая
   
  Зажигающий
  Прибрежный, привык
  заманчивый
  запомнившийся
  незачем
  Впоследствии, также
   
   
   
   
   
   
   
   
  Холода тепла <или> холод тепло
   
   

Часть 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь