Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не заканчивается со смертью главного героя Базарова?




ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ЗАДАНИЕ 17

Сочинение 17 должно быть четко структурировано и состоять из 3-х частей:

1 часть – вступление. Здесь можно написать несколько предложений о писателе, либо об истории создания произведения. Универсальный способ – привести цитату какого-либо критика касательно данного произведения (но только если вы дословно помните эту цитату и ее автора!).

2 часть – основная. В ней нужно отразить следующее:

* Тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали;

* Изложение авторской позиции;

* Выражение собственного мнения;

* Аргументация мнения: это могут быть цитаты с комментариями к ним; интерпретация содержания; анализ проблемы, описанной в произведении и т.д.);

* Необходимые историко-литературные термины.

3 часть – заключение. Подводим итог, делаем обобщение вышеописанного. Никаких новых тезисов и мыслей (а то нужно будет начинать новое сочинение).

 

Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не заканчивается со смертью главного героя Базарова?

 

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.
В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.
Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.
Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.
«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.
После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.
Таким образом, роман не заканчивается со смертью главного героя потому, что Тургенев хотел развенчать нигилистическую теорию Базарова и тем самым доказать мысль о непреложности нравственного закона: любовь выше любых идей, а отрицание всегда разрушительно и не способно к созиданию.

В чём Н.А. Некрасов видит источник народного счастья? (по поэме "Кому на Руси жить хорошо")

 

Творчество Николая Алексеевича Некрасова, одного из крупнейших представителей русской литературы, пронизано духом человеколюбия и высокой гуманности. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - размышление поэта на тему русского счастья и благополучия. Семеро простых мужиков путешествуют по России и спрашивают у повстречавшихся им: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Этим же вопросом задаётся сам Некрасов. И поэма – это своеобразный ответ на вопрос, мучивший поэта многие годы.
На протяжении всего произведения Некрасов использует фольклорную поэтику. Так, мотив путешествия, столь распространенный в сказках, помогает поэту решить проблему масштабности. Во время путешествия мужики встречают представителей почти всех сословий, и для каждого подготовлен один и тот же вопрос: счастлив ли встречный и в чём заключается его счастье? Некрасов таким образом создает всеохватную картину происходящего. Попу счастье представляется в виде богатства, уважения и покоя, а так как ни того, ни другого, ни третьего у него нет, он себя счастливым считать отказывается. Помещики своё счастье видят во власти над крестьянами. А поскольку большой власти у них теперь нет, то и они не счастливы. Счастье для верхов общества - материальные ценности. Губительное действие денег и «сладкой жизни» сказывается и на простых людях. Например, слуга князя Переметьева считает за счастье болеть подагрой - «благородной болезнью», а также то, что как-то раз вкусно поел.
Некрасов специально не поместил счастливого человека в эгоистичное и ленивое высшее общество, он оставил его в «низах». Странствуя по земле, мужики постепенно понимают, что счастье не в деньгах, не в материальных благах. Оно в другом. Так, Яким Нагой имеет непокорный характер и чувство собственного достоинства. Он чудак-правдоискатель, и, хотя стремление героя добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму, поэт видит в Якиме глубокий потенциал, так как его жизнь – это борьба с притеснителями крестьян. Ермил Гирин также, по мнению Некрасова, счастливый человек, поскольку любит правду и не может обижать безвинных людей. Он кается в своём грехе – попытке укрыть младшего брата от рекрутства и тем ещё больше заслуживает любовь и уважение крестьян. Понимая справедливость крестьянского бунта, он отказывается уговаривать людей сдаться и за это попадает в острог.
Но ни Якима Нагого, ни Ермила Гирина Некрасов не делает по-настоящему счастливым человеком, так как не они в поэме стали воплощением истинного «народного заступника». Им стал Григорий Добросклонов. Этот герой появляется в последней части поэмы «Пир на весь мир». Уже в 15 лет, Гриша – сын бедного дьячка и батрачки, знал, чему он хочет посвятить жизнь. Даже фамилия у героя «говорящая» - склонный к добру. Здесь стоит заметить, что прототипом Григория стал Николай Добролюбов, литературный критик, демократ, главным делом своей жизни считавший борьбу за освобождение и просвещение крестьян. Так и Гриша любит людей и желает им счастья, мечтает бороться за лучшую для них жизнь. Записывая все свои размышления в виде песен, Гриша выступает в поэме своеобразным летописцем. Именно образ Григория Добросклонова становится ответом на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.

Таким образом, для некрасовских героев и для самого автора источник истинного счастья – это любовь к русскому народу и желание бороться за его интересы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: