Раздел 1. Становление научного подхода в изучении интуиции.




Глава 2. Интуитивность в рамках психологического подхода.

Подобно другим наукам, психология в своем историческом контексте развивалась из философии. В донаучный период именно философии принадлежат онтологические постулаты в объяснении мироустройства и его познания. Особой формой знания являлось априорное, ничем не обусловленное знание. Филон Александрийский (ок.25- 50 г.) и Плотин (204-270 г.) обозначали это знание термином «эпиболе», как возможность мгновенного постижения истины, противопоставляя его разумному знанию «логосу». Позднее римский философ Боэций (ок. 480-582 г.) перевел «эпиболе» на латинский язык и оно получило обозначение «intuitus» [кармин 2011, С. 43]. Так же интуиция имеет связи с латинским глаголом intueri, означающего «видеть внутри», «созерцать», латинским же выражением intuito rapido e pronto, т. е. «быстро увиденный» [Ильин, С. 137].

Истоки формирования представлений об интуиции, уходят в историю древнего эллинизма, где феноменологию явлений интуиции затрагивали многие философы:

Демокрит (460-370 г. до н.э.), Эпикур (342-271 г. до н.э.) рассматривали вопрос чувственного познания, говоря об истинности этого знания, получаемого непосредственно. [кармин 2011, С. 38-40] О роли интуиции в мистическом знании говорили философские и религиозные учения Древнего Востока (доасизм, буддизм), античные последователи пифагорейства и неоплатонизма (Плотин, Прокл, Порфирий и др.) [кармин 2011 С. 160-165] Сократ (469-399 г. до н.э.), Платон (428-348 г. до н.э.), Аристотель (384-32 г. до н.э.) наметили развитие идеи интеллектуальной интуиции в рамках общей проблемы познания. [кармин 2011 С. 52-57, бондаренко С. 196-197]

В эпоху Средневековья интуиция связывалась с априорным знанием, дарованным богом, что находит отражение в воззрениях Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Августина Блаженного. [кармин 2011 С. 40-41, 58-60] Особое место в поздней схоластике занимает философ и теософ У. Оккам, по мнению которого, интуитивное познание является основной для абстрактного и дискурсивного знания, с него начинается экспериментальное познание. [кармин 2011 С. 59, бондаренко С. 197-198]

Позднее в Новое время интуицию затрагивали Дж. Локк (опытность интуиции); Р. Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза (рациональность интуиции), позднее Я. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель писали об интеллектуальной интуиции; Дж. Беркли, И. Кант (чувственность интуиции) [кармин 2011 С. 61-82, бондаренко С. 198-199]. На рубеже XIX-XX века о ней с позиции иррациональности интуиции Э. Гуссерль, А. Шопенгауэр, А. Бергсон [Кармин 2011, С. 43-48]. Развитие интуитивизма нашло отражение и в отечественной философии того периода. Н.О. Лосский через призму интуитивизма показывает открытость сознания. У С.Л. Франка интуиция предстает в форме «сверхчувственного созерцания». Г.С. Сковорода, И.В. Кириевевский, Вл. С. Соловьев во многом рассматривали мистическую сторону интуиции и интуитивного знания [Кармин С. 172-173, бондаренко С. 201-202]

В это же время происходит становление психологии как самостоятельной науки. И на первых порах рассмотрение интуитивных феноменов в психологии несло на себе отпечаток философских традиций.

На рубеже XIX-XX века интуиция рассматривалась в работах ведущих психологов и физиологов того периода: Г. Гельмгольца, В. Вундта, У. Джеймса, И.П. Павлова. Развитие психофизиологии головного мозга позволило взглянуть на интуицию с позиции научного подхода. Постепенно в психологической науке начинают оформляться и складываться разные трактовки понятий, которые (в контексте их применения) можно объединить с интуицией: установка, антиципация, инстинкт, неосознанное мышление, имплицитное научение, эвристическое знание и др.

Чаще всего моменты интуиции представлены в психологической литературе, посвященной проблемам бес­сознательного и осознаваемого. В начале XX века представители психодинамического направления: З. Фрейд, К. Юнг, а позднее гештальт-психологии М. Вертгеймер, К. Коффка и др. дали возможность для поиска нового объяснения интуиции через язык бессознательного и его влияние на сознание в форме инсайта. [Кармин 2011, С. 49 ]. Со стороны психологической установки это де­лают последователи школы Д.Н.Узнадзе. С позиции рассмотрения общих проблем сознания, дея­тельности, личности этот вопрос решают А.Н.Леонтьев, В.М.Аллахвердов. [науменко 17-19]

К середине XX века оформилось новое направление психологии – когнитивная психология, которая дала новый толчок в развитии представлений об интуиции. М. Полани американский философ науки, развивал концепцию неявного знания, многие идеи из которой находят эмпирическое подтверждение в области когнитивной психологии [Кармин 2011, С. 68-70, камалова].

Несмотря на многовековую историю обращения к термину интуиция, и научный подход к изучаемой проблеме, многие авторы указывают на отсутствие до сих пор очерченности понятия. [науменко, ильин,кармин] При этом зачастую, «о ней говорят, чтобы не объяснять, как и откуда взялись у человека интуитивные представления о чем-то»[кармин 1c.3], что характеризует стереотипное представление об интуиции, как о чем-то априорном и невозможном для научного поиска. Традиционное определение интуиции, утверждающее априорность интуитивного знания, не может быть положено в основу научного ее понимания. Это требует снятие ярлыка непосредственности и рассмотрение интуиции как когнитивного процесса, посредством которого создается интуитивное знание. [кармин 1 с.14]. Подкрепляя эти тезисы, Кармин показывает, что ощущение непосредственности знания субъективно по своей сути и характеризует скорее то, «что субъект не осознает познавательных операций, посредством которых оно было получено». [кармин 1c.10]

Таким образом, изучение вопроса интуиции требует, во-первых, признания ее реально существующим психическим процессом, действующим как на основе общих законов психики, так и на формирующих ее особенности, а, во-вторых, определение критериев, на основании которых то или иное явление может быть классифицировано как интуитивное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: