Основная (профессиональная) образовательная программа направления подготовки (специальности). Общие требования, порядок разработки и согласования




Предисловие

 

 

  РАЗРАБОТАН Учебно-методическим управлением
  УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ректора от 18.06.2012 №380
  ВВЕДЕН ВЗАМЕН СТАНДАРТА 02-05-09 (пр. ректора № 601 от 09.10.2009)
  ДАТА РАССЫЛКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ  

Лист внесения изменений в стандарт

 

№ пп Основание для изменения (№ приказа, дата) Должность и подпись лица, внесшего изменения Дата рассылки пользователям
  № 576 от 04.10.12 Инженер по стандартизации Князева К.В. 04.10.12
       
       

Ответственность

За разработку и эффективное использование данного Стандарта

  За утверждение и введение в действие Учебно-методическое управление
  За соблюдение сроков согласования Должностные лица, входящие в перечень на листе согласования
  За предоставление стандарта пользователям Учебно-методическое управление
  За актуализацию стандарта и за внесение изменений Учебно-методическое управление
  За соблюдение требований стандарта Все работники Университета(несоблюдение стандартов работником Университета или обучающимся в университете является нарушением должностных обязанностей (договора))

 

 

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ДВГУПС


Оглавление

 

1. Назначение стандарта и область применения................................................................... 4

2 Нормативные ссылки................................................................................................................. 4

3 Срок действия............................................................................................................................. 5

4 Термины и сокращения............................................................................................................. 5

5 Основные положения................................................................................................................. 6

5.1 Общая часть.......................................................................................................................... 6

5.2 Основная образовательная программа направления подготовки (специальности). Общие требования, порядок разработки и согласования..................................................... 6

5.3 Учебно-методический комплекс дисциплины. Общие требования, порядок разработки и согласования............................................................................................................................ 9

5.4 Календарный план. Общие требования, порядок разработки и согласования 11

5.5 Использование ООП, УМКД и их структурных элементов...................................... 11

6 Порядок согласования, утверждения, хранения, актуализации и

отмены стандарта.................................................................................................................... 12

Лист согласования....................................................................................................................... 13

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1................................................................................................................................ 14

Приложение 2................................................................................................................................ 15

Приложение 3................................................................................................................................ 16

Приложение 4................................................................................................................................ 18

Приложение 5................................................................................................................................ 19

Приложение 6................................................................................................................................ 20

Приложение 7................................................................................................................................ 21

Приложение 8................................................................................................................................ 22

Приложение 9................................................................................................................................ 23

Приложение 10............................................................................................................................. 25

Приложение 11............................................................................................................................. 26

Приложение 12............................................................................................................................. 27

Приложение 13............................................................................................................................. 31

Приложение 14............................................................................................................................. 32

Лист ознакомления...................................................................................................................... 33

 

 

Стандарт ДВГУПС СТ 02-05-12

"Основная образовательная программа направления подготовки (специальности). Учебно-методический комплекс дисциплины. Общие требования, порядок разработки и согласования"

Назначение стандарта и область применения

1.1. Стандарт устанавливает единые требования к содержанию, структуре, порядку разработки и согласования основной образовательной программы (основной профессиональной образовательной программы) направления подготовки (специальности), учебно-методического комплекса и календарного плана дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на все учебные структурные подразделения университета при разработке ими основных образовательных программ (основной профессиональной образовательной программы) направлений подготовки (специальности), учебно-методических комплексов и календарных планов дисциплин.

1.3 Применяется всеми учебными структурными подразделениями, реализующими основные образовательные программы высшего профессионального и среднего профессионального образования по Государственному образовательному стандарту (ГОС), преподавателями, сотрудниками, студентами, а также другими лицами, принимающими участие в реализации этих программ.

Нормативные ссылки

Настоящий стандарт составлен с учетом рекомендаций по структуре и содержанию внутренних нормативных документов, содержащихся в стандартах качества серии ИСО 9000.

Основными регламентирующими документами, использованными при разработке данного стандарта, являются:

– Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011).

– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 01.04.2012).

– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 г. N 543.

– Сборник нормативных правовых документов «Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО», Министерство образования РФ, 2002.

– Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», утвержденный Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.05.2011 № 245;

– Стандарт ДВГУПС СТ 00-01 «Система стандартов университета. Общие положения» (утверждён приказом ректора № 268 от 28.04.2011 г.);

– Стандарт ДВГУПС СТ 00-02 «Описание процессов в системе стандартов университета» (утверждён приказом ректора № 227 от 23.04.2012 г.).

Срок действия

Настоящий стандарт вводится в действие с даты утверждения и действует до даты его отмены (в соответствии с п.5.5 - 5.7 СТ 00-01).

Термины и сокращения

Входной контрользнаний – выявление уровня подготовки, необходимого для успешного освоения данной дисциплины; или степени подготовки к очередному занятию.

Выпускающая кафедра – кафедра, ответственная за подготовку по направлению (специальности).

Зачетная единица (кредит) – условная мера трудоемкости изучения учебной дисциплины обучаемым – равная 36 часам, используемая для измерения объема всех дисциплин (включая аудиторную и самостоятельную работу), практик и итоговой государственной аттестации.

Модуль(дисциплинарный модуль) – логически завершенная часть (раздел, тема, элемент) курса, которая заканчивается выходным контролем.

Основная образовательная программа высшего профессионального образованияили Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (далее единое обозначение ООП) – совокупность учебных и методических материалов, необходимых для проведения всех видов занятий, контроля и аттестаций, предусмотренных рабочим учебным планом, учитывающих специфику всех форм и технологий обучения.

Рабочая программа практики (РПП) –методический документ, раскрывающий цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов, последовательность и назначение её конкретных этапов, их роль в формировании профессиональных умений и навыков бакалавра (или специалиста, или магистра).

Рабочий учебный план (РУП) – документ, который содержит индекс, наименование, трудоёмкость, порядок изучения дисциплин, а также порядок проведения всех видов учебных занятий, формы контроля знаний, количество часов, отводимых на аудиторные и самостоятельные занятия по соответствующему направлению подготовки, утверждённый на весь период обучения.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель, который характеризует успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестра) и формируется преподавателями соответствующих дисциплин.

Рубежный контроль – контроль знаний в виде тестов, контрольных работ и др., осуществляемый в течение семестра по графику самостоятельной работы, определяемому институтами и факультетами. Рубежный контроль оценивается текущим рейтингом – суммой баллов, набранной студентом на данный момент времени.

Текущий контроль знаний – контроль знаний, проводимый в рамках аудиторных занятий, лабораторных работ, семинаров, консультаций и др. в любой форме (контрольные работы, расчетно-графические работы, курсовые проекты или курсовые работы, тестовый контроль).

Учебная программа подготовки (УПП) – учебно-методическая документация, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности).

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) - совокупность учебных и методических материалов целевого назначения, необходимых для проведения всех видов занятий, контроля, предусмотренных учебным планом по определённой дисциплине, учитывающих специфику всех форм и технологий обучения

ВПО – высшее профессиональное образование.

ГОС –государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования или среднего профессионального образования.

КИМы – контрольно-измерительные материалы.

МК РНС – методическая комиссия по родственным направлениям и специальностям.

МО – методическое обеспечение.

МУ (ВКР) –методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы.

МУ (гос. экз.) – методические указания по проведению междисциплинарного итогового государственного экзамена или государственных экзаменов.

ППС –профессорско-преподавательский состав.

ПрПД – примерная программа дисциплины.

ПЦК – предметно-цикловая комиссия факультета СПО

РГР расчетно-графическая работа.

РПД рабочая программа дисциплины.

СПО – среднее профессиональное образование

УМУ учебно-методическое управление.

УПП – учебная программа подготовки техников, дипломированных специалистов, бакалавров, магистров.

Основные положения

Общая часть

Учебно-методическая работа должна обеспечивать создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, представленных в ООП, УМКД. Такая документация разрабатывается кафедрами (ПЦК) на основе ГОС, модульно-рейтинговой системы обучения и утверждается в установленном порядке.

Разработка документации по программам ВПО выполняется за счет часов, отведенных на учебно-методическую работу в индивидуальных планах преподавателей и, соответственно, в сводных планах работы кафедры в соответствии со стандартом ДВГУПС СТ 02-07 «Планирование учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной и организационной деятельности профессорско-преподавательского состава. Индивидуальный план работы преподавателя». По программам СПО разработка документации выполняется в рамках обязанностей, согласно должностных инструкций, в соответствие с планом работы ПЦК.

Основная (профессиональная) образовательная программа направления подготовки (специальности). Общие требования, порядок разработки и согласования

Содержание образования определяется ООП. ООП разрабатывается на основе соответствующих ГОС. ООП представляет собой совокупность учебных и методических материалов, необходимых для проведения всех видов занятий, контроля и аттестаций, предусмотренных рабочим учебным планом, учитывающих специфику всех форм и технологий обучения.

ООП должна быть сформирована до начала реализации образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности). Схема ООП показана в Приложении 1.

5.2.1. Структура ООП

ВООП структурно включены следующие виды документов:

1. Копия ГОС по направлению подготовки (специальности) ВПО (СПО).

4. Учебная программа подготовки (УПП).

5. Утверждённые рабочие учебные планы (копии) направления подготовки (специальности) на весь период и по всем формам обучения (РУП).

6. Рабочие программы практик студентов (РПП).

8. Методические материалы по проведению междисциплинарного итогового госу-дарственного экзамена (МУ (гос.экз.)) или государственных экзаменов по отдельным дисциплинам (при наличии).

9. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (МУ (ВКР)).

10. Учебно-методические комплексы дисциплин (с хранением на кафедрах, ПЦК, в региональных институтах-филиалах ДВГУПС, ведущих эти дисциплины) (УМКД).

5.2.2 Описание компонентов ООП

ГОС – утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации нормативный документ, устанавливающий общие требования к ООП ВПО (СПО) и условиям их реализации, общие нормативы учебной нагрузки студента, требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям).

УПП – учебно-методическая документация, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности). УПП оформляется в виде единого документа и должна содержать:

- цели УПП;

- квалификационную характеристику выпускника;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, официально зарегистрированный или согласованный в соответствующем учебно-методическом объединении (УМО);

- краткое содержание дисциплин программы (включая дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) с указанием часов, отводимых на их освоение;

- аннотацию всех видов практики студентов;

- аннотацию форм проведения итоговой аттестации;

- структурную схему подготовки по направлению (специальности).

РУП – документ, который содержит индекс, наименование, объем, порядок изучения дисциплин и проведения всех видов учебных занятий, формы контроля знаний, количество часов, отводимых на аудиторные и самостоятельные занятия по направлению или специальности, утвержденный на весь период обучения.

РПП представляет собой методический документ, раскрывающий цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов, последовательность и назначение ее конкретных этапов, их роль в формировании профессиональных умений и навыков специалиста.

Методические материалы по проведению междисциплинарного итогового государственного экзамена или государственных экзаменов по отдельным дисциплинам (при наличии) раскрывают требования к содержанию экзаменационных заданий и критерии оценки их выполнения.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы включают примерную тематику, цели и задачи, требования к содержанию, объему и организации ее подготовки.

УМКД является одним из основных компонентов ООП по соответствующему направлению (специальности) и представляет собой совокупность учебных и методических материалов целевого назначения, необходимых для проведения всех видов занятий, контроля, предусмотренных учебным планом по определенной дисциплине, учитывающих специфику всех форм и технологий обучения.

5.2.3. Порядок разработки и утверждения элементов ООП

УПП разрабатывается выпускающей кафедрой (ПЦК) на основе ГОС по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом примерного учебного плана и примерных программ дисциплин, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. Структурная схема подготовки по направлению (специальности) определяет перечень дисциплин, формы контроля и количество кредитов по каждой дисциплине в семестре (Приложение 2). Количество кредитов можно определить, разделив общую трудоемкость дисциплины в часах на 36, прибавив к этому 1 кредит за экзамен за исключением ряда экономических и юридических специальностей, где экзамен уже включен в общую трудоемкость дисциплины (количество кредитов, отводимых на изучение дисциплины, должно быть кратным 0,5).

УПП обсуждается на заседаниях кафедры (ПЦК), методической комиссии по родственным направлениям и специальностям, согласовывается с директором института (деканом факультета), начальником УМУ (при наличии утвержденного РУП) и утверждается первым проректором – проректором по учебной работе (лист утверждения и согласования приведен в Приложении 3).

РУП направления подготовки (специальности) составляется выпускающей кафедрой (ПЦК) для каждой формы обучения отдельно.

При этом РУП очной формы обучения является базовым для разработки РУП заочной формы обучения. РУП заочной формы обучения должен соответствовать по наименованию и количеству часов РУП очной формы обучения. РУП заочной формы обучения разрабатывается учебным структурным подразделением, реализующим подготовку по заочной форме обучения.

Рабочая программа практики разрабатывается коллективом преподавателей, отвечающих за проведение отдельных видов практики, рассматривается на заседании кафедры-разработчика (заседании ПЦК-разработчика), обсуждается на заседании методической комиссии по родственным направлениям и специальностям и утверждается директором института (деканом факультета), где ведется обучение по направлению подготовки (специальности) (лист утверждения и согласования приведен в Приложении 4). Рабочая программа практики должна содержать:

- цель практики;

- задачи практики;

- продолжительность (количество недель);

- объекты практики и рабочие места студентов;

- содержание практики (перечень подлежащих изучению вопросов, тематика индивидуальных заданий, темы теоретических занятий и экскурсий);

- требования к отчету по итогам практики;

- форму подведения итогов практики;

- общие положения по организации и руководству практикой;

- обязанности студента во время прохождения практики;

- обязанности руководителя практики (от структурного учебного подразделения);

- обязанности руководителя практики (от предприятия);

- рекомендуемую литературу.

Методические материалы по проведению междисциплинарного итогового государственного экзамена или государственных экзаменов по отдельным дисциплинам (при наличии) и вопросы к итоговым государственным экзаменам составляются выпускающими кафедрами (ПЦК), согласовываются с методической комиссией по родственным направлениям и специальностям и утверждаются директором института (деканом факультета).

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы разрабатываются выпускающей кафедрой (ПЦК), согласовываются с методической комиссией по родственным направлениям и специальностям, утверждаются директором института (деканом факультета).

5.2.4. Актуализация ООП

Ответственность за актуальность и качество ООП (кроме УМКД) несет заведующий выпускающей кафедрой (председатель ПЦК). Актуализация ООП проводится в порядке, изложенном в приложении 5. Пересмотр материалов необходимо проводить в срок до 25 ноября. Форма внесения изменений приведена в приложении 6. Изменения и дополнения предоставляются в УМУ в электронном виде.

5.2.5. Хранение ООП

Оригиналы ООП хранятся в дирекциях институтов/деканатах факультетов. На выпускающих кафедрах (ПЦК) хранятся копии соответствующих ООП. Электронные версии предоставляются в УМУ, в том числе, для размещения на сайте университета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: