Демонстративный ребенок.




Характерологические типы личности детей.

Гармоничный ребенок.

Гармоничный ребенок – это ребенок обладающий общительностью, уверенностью в себе, высоким самоконтролем, добросовестностью, отсутствием тревожности, развитым интеллектом. Такие дети, входя в новую среду лагеря, быстро адаптируются, заводят новые контакты, отличаются доброжелательностью, рассудительностью, самостоятельностью.

При условии успешного прохождения организационного периода смены такие дети чувствуют себя в лагере и отряде комфортно, удовлетворены отдыхом, общением со сверстниками и взрослыми, склонны выстраивать конструктивное взаимодействие, уважать мнение других. Конечно, этот тип личности ребенка не исключает возможных трудностей, предполагаемых 40 возрастными особенностями, но при грамотном подходе вожатого они протекают легко и без осложнений.

 

Чувствительный ребенок.

К данному типу относятся коммуникабельные дети с достаточно развитой интуицией. Им очень важны близкие отношения с родителями (особенно у младших), сверстниками, вожатыми, педагогами и их хорошее расположение к ним.

Они любят заботиться о других, оказывать знаки внимания, дарить подарки, делать комплименты и искренне интересуются жизнью окружающих людей. Им, действительно, интересно слушать собеседника и они являются благодарными слушателями, да и рассказчиками тоже.

Они любят сказки и различные истории, увлеченно слушают и рассказывают их. Дети данного типа имеют развитую фантазию, склонны к творчеству. При этом они часто уходят в мир фантазий, любят мечтать и играть в ролевые игры, полностью погружаясь и проживая в свою роль. В общении чувствительные дети ищут духовной близости, часто растворяются в другом, забывая о себе и своих потребностях, с трудом проводят грань между «Я» и «Ты».

Очень хотят быть любимыми и ценимыми и постоянно нуждаются в подтверждении того, что они ценны для другого. В процессе адаптации к лагерю и критических ситуациях в течение смены такие дети еще больше начинают искать близости с другими (сверстниками, вожатыми, педагогами), как бы цепляясь за них, порой даже чрезмерно (чем часто отталкивают). Не находя этой близости они могут реагировать эмоциональными взрывами, рыданиями, стремлением к уединению, погружению в мир фантазий.

Если ты увидел такого ребенка в отряде, то помни, что ему необходим близкий человек, друг и твое внимание и поддержка, которую можно дать путем похвалы, положительной оценки его трудов и стараний. Помоги ему влиться в коллектив, найти друга, нащупай его сильное место и создай условие для самореализации в отряде. Тогда он будет чувствовать себя ценным и значимым. Когда такому ребенку не удается найти близкого человека в отряде, раскрыть себя и стать нужным, то у него возникают эмоциональные перепады, плаксивость, чрезмерная «прилипчивость» к людям. Это часто вызывает негативные реакции со стороны сверстников (да и порой вожатых), которые могут начать высмеивать его поведение и обзывать. Конечно, если ты с первых дней установил правила общения и создал атмосферу психологической безопасности, то обзывать и высмеивать такого ребенка не станут. Но, все же, дистанцирование от него и проявление холодного отношения можно будет увидеть. В подобной ситуации ребенок окажется в тупике, ведь его ведущая потребность не реализована и он «никому не нужен, не интересен», от него «все открещиваются». В этом случае тебе необходимо стать близким для него человеком и путем демонстрации ему своего положительного отношения, поддержки, уважения и акцентирования внимания на сильных качествах. Но этого недостаточно.

Важно реабилитировать такого ребенка в отряде. Поэтому перечисленные действия в отношении него необходимо делать «прилюдно», т.е. в присутствии отряда. При этом все должно быть естественным и адекватным. К тому же попробуй найти ему место и возможность для самореализации, поручить ответственное интересное дело, включить в работу подгруппы (которую потом также не забудь похвалить за слаженное взаимодействие в случае успеха). В индивидуальной беседе с ребенком расскажи ему историю о том, как один человек испытывал такие же трудности, но справился с ними, занимаясь творческой деятельностью или другим делом (причем перечислить ему нужно то, что, хорошо получается у ребенка, что связано с его сильными сторонами). Это придаст ему уверенности в собственных силах, успокоит и побудит к деятельности. Можно также рассказать историю про одного человека, которая будет отражать неэффективную модель поведения ребенка и покажет другое, желаемое поведение. Но сделать хорошо это получится в том случае, если ты умеешь сочинять истории. С ребенком постарше (от 12-13 лет) можно смоделировать ситуацию, поставив его на место другого человека, а самому заняв его место показать неэффективность модели поведения (при этом сначала слегка, а потом и чрезмерно утрированную). Ты помнишь, что ребенок данного типа хорошо вживается в роль, способен ощутить состояние героя. Эта техника себя зарекомендовала в практике. При этом она вызывает смех ребенка наряду с осознанием проблемы. И помни, твое отношение к любому ребенку в отряде всегда замечается детьми и во многом отражается ими. Так что ни в коем случае не закрывайся от чувствительного ребенка, окажи ему поддержку, и тут же он быстро реабилитируется, почувствует себя более уверенным, вольется в детский коллектив.

Ребенок-умник.

Это интеллектуальный тип личности. Такой ребенок задает много вопросов, испытывает интерес к общению с взрослыми. Имеет хорошо развитое логическое мышление, постоянно рассуждает, планирует и часто ведет себя не по годам. Не любит находиться в большом коллективе, шумной компании, участвовать в активных и массовых играх, предпочитая общаться с одним человеком или оставаться наедине (с книгой, компьютером или каким-то занятием). Как правило, в его комнате беспорядок, но он знает, где лежит какая его вещь и с легкостью ее находит.

Такие дети требовательны к себе, сами ставят для себя определенные цели и стараются их достичь. Но при неудачах они ощущают растерянность, но с новой силой берутся за дело, постоянно стремясь к совершенству. Иногда подобное стремление превращается в навязчивое состояние. Ребенок-умник не умеет угождать другим, из-за чего многим кажется, что он бесчувственный, надменный, горделивый. На самом деле у него очень ранимая душа, хотя внешне он всегда кажется невозмутимым. В сложные периоды (адаптация, конфликт) такой ребенок становится еще более рассудительным, не позволяя чувствам взять верх. Он может делать вид, что все хорошо и ничего не происходит. При этом внешне будет выглядеть холодно и высокомерно. Но это лишь внешнее, показное. Рано или поздно выход эмоций произойдет и проявится в нервном срыве.

В период адаптации к лагерю такие дети больше предпочитают общаться с взрослыми: вожатыми, педагогами. С неохотой участвуют в мероприятиях или отказываются от них. Не находят интереса в общении со сверстниками, поскольку оно часто не дает содержательности. Выбирают себе в друзья только похожего по типу ребенка, и если таковой не находится, то пребывание в лагере становится ему не интересным, скучным. Это один из типов «нелагерных» детей, которым гораздо интересней в привычных домашних условиях, где они всегда находят себе занятие по душе.

Но ты можешь вовлечь его в деятельность помощника вожатого, педагога или руководителя смены, предварительно узнав интересы и аргументировав тем, что нового, полезного ему может дать та или иная работа. Взаимодействуя с ребенком такого психологического типа всегда аргументируй необходимость того или иного дела (например, вовлекая его в мероприятие), объясни, почему это необходимо. Этот ребенок руководствуется лишь здравым смыслом и пониманием поставленной задачи. Если «умник» попал в трудную ситуацию, и ты видишь, что он стал более замкнутым и «холодным» или высокомерным и не идущим на контакт, то знай, что в это время для него очень важна твоя поддержка. Подойди к нему, невзирая на то, что он, возможно, не будет проявлять явного интереса в общении, и путем беседы дай понять, что он тебе важен, укрепи его уверенность в себе, подчеркивая сильные стороны, способности и объясни, что ошибки – это неотъемлемая часть нашей жизни, что именно на них мы учимся. Можешь рассказать о своих чувствах в подобной ситуации, тем самым показывая, что понимаешь его тревоги и состояние.

Ответственный ребенок.

Этот психологический тип личности достаточно гибок. Обязательный ребенок всегда придет на помощь, будет полезен во всем. Кроме того, он сам стремится быть полезным во всем, что только может и старательно помогает. Благодаря своей собранности и усердности такой ребенок добивается отличных результатов в выбранной им деятельности.

Таким образом он пытается добиться близости. Всегда ждет похвалы и сильно переживает, обижается если не получает ее, хотя его обида длится недолго. Он быстро отходит от нее и уже в следующий момент опять на подхвате. Расположением таких детей часто злоупотребляют, отчего они испытывают большие трудности.

Попадая в лагерь, такой ребенок легко приспосабливается к правилам и складывающимся ситуациям. С энтузиазмом помогает вожатому и сверстникам. Всегда на подхвате. Но работая с таким ребенком, помни, что он ожидает твою похвалу, и не скупись на ней. В благодарность ребенок еще больше будет включаться в деятельность, получая от нее удовольствие. Еще одним важным моментом во взаимодействии с ответственным ребенком является то, что ему самому сложно выбирать себе занятие, ему трудно стать самостоятельным и жить без четких указаний. Поэтому поощряй каждый его самостоятельный выбор, принятое решение, стимулируя активность развития в данной сфере. В критической ситуации (в конфликте или какой-то проблеме) такой ребенок будет стараться стать еще более послушными, более исполнительным чем обычно, порой делая то, что у него не просили.

Гиперактивный ребенок.

Такой психологический тип личности чаще встречается в младших отрядах. Это ребенок-непоседа. Ему часто не хватает времени, потому что кругом много всего нового, интересного, увлекательного. Он активен, не может подолгу сидеть на одном месте и заниматься монотонным делом. Он непоследователен, не может долго удержать свое внимание. Часто не слушает, когда к нему обращаются. Легко берется за какое-нибудь задание, но, как правило, не доводит его до конца, испытывает трудности в самоорганизации.

Также гиперактивный ребенок часто теряет свои вещи, бывает забывчив, поскольку быстро переключает свое внимание. Он не может усидеть на месте, постоянно ерзает и проявляет признаки беспокойства, очень много говорит, не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает. Кроме того, он импульсивен и всегда трудно угадать, что он намеревается сделать в следующий момент времени. Нередко вступает в оппозицию со сверстниками и вожатыми.

Попадая в новую среду лагеря, такие дети быстро устанавливают контакты, открыто проявляют эмоции, легко идут на риск, идеально справляются с трудностями. В адаптационный период они не теряют аппетита, часто не тоскуют по дому, сразу включаются в новую среду. В критической ситуации такие дети проявляют большое беспокойство, становятся сверхактивными, импульсивными, часто с приступами буйной ярости и, в конечном счете, могут испытывать трудности в общении с другими детьми. Вообще такие дети чаще всего и испытывают трудности в отношениях с большим числом ребят в отряде, в результате своего «расторможенного» поведения.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность таких детей, как правило, проходит, но невнимательность и импульсивность не только остаются, но и могут прогрессировать. Работая с таким типом детей, вожатые часто испытывают трудности: пробуют дисциплинарными методами победить его непослушание, увеличить двигательные нагрузки, наказывать, ругать или наоборот – игнорировать гиперактивное поведение, предоставлять полную свободу действий, но редко, когда бывают последовательны во взаимодействии с ним.

Разные методы работы с ним часто не дают эффекта. Первое, что тебе следует понять о таком ребенке – это то, что он не способен контролировать свои реакции и ведет себя так не назло вожатому, а неумышленно. Он, как и любой другой ребенок, хочет быть хорошим, любимым, получать похвалу, делать добрые дела, но в силу индивидуальных особенностей не может этого сделать. Он также испытывает чувство вины, за свои нехорошие поступки и понимает, что некоторые вещи делать нельзя, но тут же, в следующий момент, его как «подрывает» и уводит какая-то немыслимая сила. Ребенок и сам страдает от этого. А теперь представь, что ты ежедневно да по нескольку раз в день только и получаешь замечания да наказания. Как будешь чувствовать себя? Вот потому и не работают такие приемы, да и порой только усугубляют ситуацию. И что же делать? А как бы вам хотелось, чтобы с вами поступали на его месте?

Однозначно скажу, что добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным, не удавалось еще ни одному вожатому, но ты сможешь научиться жить в мире и сотрудничать с ним. Для этого пойми следующие важные вещи.

- Постоянные окрики и запреты не приведут тебя к желаемому результату. При этом другие ребята, наблюдая за твоим «придирчивым» отношением к гиперактивному ребенку, будут относиться к нему с подобным образом, с пренебрежением (помнишь, младшие школьники активно копируют поведение вожатого). А это, в свою очередь, только усугубит ситуацию, поскольку сделает атмосферу пребывания ребенка некомфортной и опасной (а кому приятно, когда к нему плохо относятся?), что в свою очередь может только усилить проявления гиперактивности.

- Гиперактивному ребенку требуется постоянная твоя поддержка. Как и все дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, хотя это чаще всего ему не удается. Поэтому тебе следует тщательно продумывать поручения для него, учитывая то, что ребенок будет делать лишь те дела, которые ему интересны, и до тех пор, пока ему не надоест. При этом очень важна конкретность постановки задач и ее формулировка, которая должна быть предельно ясной и точной. Не стоит давать ему несколько заданий сразу, лучше последовательно попроси выполнить каждое указание. И главное – не забудь его похвалить.

- Если гиперактивный ребенок в чем-то неправ, тебе не следует читать ему нотации, так как длинную речь он все равно до конца выслушать не сможет. Лучше всего заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. И помни: требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. При этом, если говорить, смотря ему в глаза и придерживать за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

- Если же ребенок все же не выполняет каких-либо значимых требований, то необходимо спокойно, настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно твое терпение будет вознаграждено.

- Запрещая ребенку что-либо делать, старайся избегать слов «нет» и «нельзя», стремись переключить его внимание на что-то интересное для него.

- Старайся вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и вовремя ограждать его от лишних впечатлений, уменьшать возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься. Хорошим помощником в этом будет рисование: попроси его сделать тематический рисунок. Он поможет сделать выплеск накопившейся энергии и эмоций на бумагу, снизив напряжение.

- Подавлять чрезмерную активность ребенка и лишать его возможности много двигаться неэффективно. Целесообразно направить энергию в нужное русло, например, в подвижные, спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые, такие как футбол, эстафеты и пр. (которые очень нравятся гиперактивному ребенку). Также можно давать ему поручения, требующие ловкости и быстроты, например, отрядные «связные» в игре по станциям, с двигательной активностью.

Тревожный ребенок.

Для такого ребенка характерна повышенная впечатлительность, изменчивость настроения и напряженность. Его действия отличаются повышенным волнением и тревожностью, робостью и некоторой неуклюжестью. Он чрезмерно беспокоен, часто не уверен в себе и своих силах, постоянно ожидает положительной оценки, стремится сделать все хорошо и очень переживает при неудачах.

Тревожный ребенок болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонен обвинять себя во всех неудачах, боится браться за новое сложное задание. Во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением он напряжен, скован. В обсуждении заданий такой ребенок даже если и знает ответ на заданный вопрос, то предпочитает промолчать из-за страха совершения ошибки. При этом чаще всего он старается скрывать свои проблемы и тревогу (особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте). В процессе вхождения в коллектив такие дети испытывают трудности в установлении контактов, тревожатся о том, как они воспринимаются другими детьми. Очень переживают, если кто-то из отряда не посмотрел на них или не улыбнулся. При этом начинают прокручивать в голове мысли о том, что он не так сделал, не обидел ли чем.

В деятельности тревожный ребенок очень боится неудач, поэтому часто избегает участия в конкурсах, играх, находя какие-либо причины. И в адаптационный период, во время мероприятий на знакомство и сплочение часто остается в стороне или не раскрывается. В критических ситуациях он расстраивается, плачет и стремится сбежать от неблагоприятных условий в сон, болезнь или в близкое, комфортное окружение (домой).

В работе с таким ребенком тебе следует повышать его самооценку:

- найди сильные стороны ребенка, его достоинства;

- часто и с улыбкой обращаться к нему, как можно чаще хвали, создавай ситуацию успеха;

- не сравнивай его с другими детьми, не приводите никого в пример;

- подчеркивай динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, отмечай его успехи и достижения по сравнению со вчерашним днем (с его результатами вчера или неделю назад);

- избегай соревновательных моментов в играх с участием тревожного ребенка. Пусть он играет для собственного удовольствия и пользы, без цели выиграть;

- также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки для выполнения задания и подгонять его, это только повысит уровень тревоги;

- вводи ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть); если же ты ощущаешь сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивай.

В таких затруднительных ситуациях ты можешь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство.

Демонстративный ребенок.

Демонстративный ребенок отличается стремлением к доминированию. Для него важно получать достаточное внимание, положительную оценку любыми возможными способами. И чем больше его будет, тем лучше. Такой ребенок общителен, активен, уверен в себе, обладает социальной смелостью и склонностью к риску.

При этом наряду с высокой активностью он имеет низкий самоконтроль, что часто порождает трудности в адаптации. Он ждет восхищения, восхваления его достоинств и если не получает желаемого, то начинает создавать ситуации, в которых «выманивает» их из окружающих. Демонстративные дети преимущественно хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои вещи, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников.

Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и в то же время ценностью. При этом способы привлечения внимания могут быть не только положительными, но и отрицательными. В ситуациях, когда отношения с взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: жалуются, проявляют агрессию, провоцируют скандалы и ссоры.

Нередко, самоутверждение демонстративного ребенка достигается путем снижения ценности или даже обесценивания другого (например, увидев рисунок сверстника, он может сказать «Я рисую лучше»). Вообще в речи такого ребенка преобладают сравнительные формы: «лучше – хуже»; «красивее – некрасивее» и др.

Он всегда проявляет повышенный интерес к действиям сверстника: следит, что получается у других, делает замечания и комментирует, при этом их интерес носит явно оценочный характер. В поведении такого ребенка наблюдается ярко выраженный формализм: ему гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально оказать помощь сверстнику.

Таким образом, даже совершая добрый поступок, он делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (форма «показного альтруизма»). К тому же ребенок данного типа эмоционально и даже болезненно реагирует на порицание и похвалу других детей. Когда вожатый дает отрицательную оценку действиям сверстника, он с большим удовольствием поддерживает ее, а в ответ на похвалу другого – начинает возражать. При вхождении в условия лагеря, такой ребенок испытывает явную потребность во внимании, пытаясь заполучить его привычными способами, часто утрированными, наигранными, вымышленными. Он старается изо всех сил показать себя, демонстрирует свое превосходство или привлекает внимание за счет болезненности состояний, демонстрации трагедий своей жизни и пр. Подобное поведение сначала «работает», но затем часто отталкивает детей, нарушает складывающуюся систему отношений.

В критических ситуациях демонстративный ребенок склонен искажать ситуацию. Он может рассказать родителям историю, явно преувеличив ее, демонстрировать в присутствии педагогов или сверстников истерические выпады, фобии, обмороки, болезни. В работе с таким ребенком важно помнить о том, что он жаждет твоего внимания и будет делать все для того, чтобы его получить. На этом ты и сможешь «сыграть» и помочь ему в коррекции неэффективной модели поведения.

Твоя задача состоит в четком распределении и регуляции своего внимания к ребенку по формуле: «внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший». То есть старайся замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание теми или иными поступками. Если же начинаются негативные демонстративные выходки, то любые замечания следует свести к минимуму. Особенно важно, чтобы ты отказался от ярких эмоциональных реакций, поскольку именно их и добивается ребенок.

Эмоциональное отношение к негативному поведению «демонстранта» – это не наказание, а поощрение. Если на него накричат и вызовут эмоции, то он расценит это как свое достижение. Помоги ему удовлетворить ненасытную потребность во внимании в приемлемой деятельности: найди сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. Здесь хорошо подойдут театральные занятия, поскольку такой ребенок все время играет какую-либо роль, поэтому и надо дать ему возможность играть ее не в жизни, а на сцене. При этом у тебя нет необходимости специально заботиться о его успешности, он добьется ее, ведь актерство – это его стихия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: