Глава 6
РЕМОНТ
Виды и организация ремонта
Как указывалось в п. 1.1, для СЭО и ЭСА в зависимости от степени восстановления предусматривается три вида ремонта: капитальный, средний и текущий. Наиболее полно электрооборудование восстанавливается при капитальном ремонте.
Текущий ремонт представляет собой минимальный по объему вид ремонта, выполняемого силами эксплуатационного персонала судна и (или) береговыми ремонтными службами в месте эксплуатации оборудования. Во время текущего ремонта устраняют неисправности заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей оборудования и выполняют регулировочное работы.
Текущий ремонт электрооборудования предполагает осмотр, очистку, устранение незначительных дефектов и регулировку электрических приборов и аппаратуры, проверку и устранение незначительных дефектов электросетей и электроприводов; проверку и восстановление необходимых контактных зазоров, замену подшипников электрических машин и отказавшей осветительной аппаратуры и т. п.
Средний ремонт заключается в восстановлении эксплуатационных характеристик СЭО и ЭСА путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных составных частей. При этом обязательно проверяется ТС остальных составных частей с устранением обнаруженных неисправностей. В случае необходимости выполняют капитальный ремонт отдельных составных частей оборудования. Средний ремонт производится силами судовых ремонтных бригад, а также береговыми ремонтными службами.
Капитальный ремонт начинается с полной разборки и дефектации оборудования. При необходимости ремонту подвергают все составные части, в том числе и базовые. Перед сборкой проверяют все части отдельно, затем проверяют и регулируют оборудование в целом и завершают испытаниями. Капитальный ремонт, как правило, выполняется береговыми ремонтными службами. Ремонт, не связанный с большими демонтажными и монтажными работами, в процессе эксплуатации может быть выполнен силами судового экипажа.
Объем ремонта СЭО и ЭСА включает поиск дефектов, определение ТС отдельных элементов и узлов, определение последовательности разборки, разборка узлов до деталей, их промывка и очистка, а также сборка, проверка, регулировка и испытания.
При ремонте важное место занимает дефектация, заключающаяся в определении отказов и повреждений с целью оценки состояния электрооборудования и объема предстоящего ремонта. Дефектацию СЭО производят в два этапа: на судне (предварительная) и в электромонтажном цехе до начала ремонта (окончательная).
Предварительная дефектация производится для определения, вида и объема ремонта, обоснования необходимости демонтажа и выгрузки конкретного электрооборудования с судна для ремонта в цехе. Одновременно с оценкой ТС оборудования анализируют эксплуатационную документацию и определяют время его работы после предыдущего ремонта, а также уточняют, какие работы выполнялись по ремонту, замене или модернизации отдельных узлов и деталей. На основании данных, полученных при дефектации, составляют ремонтную ведомость, где указывают паспортные данные с указанием материалов, запасных частей и комплектующих изделий, которые потребуются для ремонта. Вместе с ремонтной ведомостью с судна передают формуляры и паспорта ремонтируемого оборудования, схемы и чертежи, а также журналы, в которых зарегистрированы произведенные на судне ремонты.
После получения ремонтной ведомости от заказчика специальная бригада в составе представителей судна и ремонтной организации производит на судне предварительную дефектацию. На серийных судах отечественной постройки предварительную дефектацию обычно не делают. Типовую ремонтную документацию составляют по результатам предыдущего ремонта судов каждой серии. При дефектации оборудования единичных судов отечественной постройки и судов зарубежной постройки составляют подробную дефектовочную ведомость с характеристикой объема ремонта каждого объекта, после чего определяют вид ремонта.
По результатам предварительной дефектации СЭО, заявленного в ремонтной ведомости, оформляют демонтажно-маркировочную и дефектовочную ведомости и акт предварительной дефектации.
В демонтажно-маркировочной ведомости указывают наименование и место установки каждого объекта ремонта на судне, его назначение (наименование привода или схемы): заводской номер, паспортные данные и другие сведения, необходимые для монтажа объекта после ремонта.
В дефектовочной ведомости содержатся результаты предварительной дефектации объекта, внесенные в демонтажно-маркировочную ведомость, и общее заключение о виде ремонта объекта.
Актом предварительной дефектации подтверждается выполнение дефектации СЭО в полном объеме перечня, составленного на основе судовой ремонтной ведомости. В нем приводятся перечни оборудования, подлежащего ремонту, списанию и замене с указанием наименования, типа, номера, места установки, а для списываемого оборудования указываются и причины списания. Акт предварительной дефектации подписывают представители заказчика и ремонтного предприятия.
Демонтажно-маркировочная и дефектовочная ведомости, а также акт предварительной дефектации оформляются по принятой на ремонтном предприятии форме.
Демонтаж и разборка электрооборудования, подлежащего ремонту в цехе, производится после выполнения маркировки конкретного объекта ремонта (электрической машины) специальными бирками в соответствии с демонтажно-маркировочной ведомостью. После этого объект отключают и маркируют все подходящие к нему кабели, снабжая каждый проводник биркой с указанием вывода, к которому он был подсоединен. После этого отключенные концы тщательно изолируют, объект отсоединяют от сочлененного с ним механизма и фундамента и транспортируют на склад демонтированного электрооборудования. Электрические машины, которые в собранном состоянии не проходят через судовые люки и горловины, перед транспортировкой разбирают, маркируя отдельно каждую часть. Электрооборудование, разобранное на отдельные узлы, перед транспортировкой упаковывают в специальные деревянные ящики и закрепляют, чтобы избежать перемещения частей при транспортировке. Коллекторы, шейки валов, контактные кольца при этом обычно обертывают мягким материалом.
Оборудование, которое до ремонта предстоит длительно хранить, консервируют (покрывают поверхности, не защищенные краской, антикоррозийной смазкой) и упаковывают в ящики. У машин постоянного тока, подлежащих длительному хранению, поднимают щетки, а коллектор обертывают парафинированной бумагой и обвязывают. Это исключает образование гальванической пары между медью коллектора и щетками, а на коллекторе не возникнут характерные матовые пятна электрохимического происхождения.
Окончательная дефектация СЭО и ЭСА, выполняемая при необходимости с их разборкой, проводится в ремонтном цехе или лаборатории электроавтоматики. Окончательная дефектация необходима для уточнения результатов предыдущих этапов дефектации, согласования вида и объема предстоящего ремонта каждого из выявленных в ремонтной ведомости объекта. Перед проведением дефектации проверяют комплектность всей технической документации и укомплектованность дефектуемого оборудования всеми штатными деталями и сборочными единицами согласно формуляру.
Все проверки окончательной дефектации выполняют специалисты ремонтного предприятия- до разборки дефектуемого электрооборудования и после разборки на сборочные единицы и детали. По результатам окончательной дефектации оформляется ремонтный лист и акт окончательной дефектации объекта.
Ремонтный лист составляют на каждую дефектуемую машину с указанием в нем основных технических данных машины (паспортные и формулярные) и результатов всех проверок, отражающих фактическое ТС сборочных узлов и деталей. В ремонтном листе приводится полный перечень работ для всех сборочных узлов и деталей, а также перечень технологических инструкций по ремонту и послеремонтным испытаниям. По согласованным с заказчиком ремонтным листам устанавливается стоимость ремонта.
Актом окончательной дефектации подтверждается окончательная дефектация СЭО в полном объеме по демонтажной ведомости. В нем приводятся перечни оборудования, ремонтируемого в цехе, оборудования, подлежащего списанию, указываются схемы или механизмы, где установлено оборудование, тип, заводской номер, номер, ремонтной ведомости, а также причины списания для списываемого оборудования. Акт подписывают представитель заказчика, начальники ремонтного цеха и дефектовочного участка.
При выполнении ремонта СЭО и ЭСА пользуются как эксплуатационной, так и ремонтной документацией.
Основными эксплуатационными документами при этом являются схемы электрические (см. п. 1.5), технические описания и инструкции по обслуживанию СЭО и ЭСА, ЖТС, ФС и ПГТО (см. п. 1.4).
Ремонтными называются документы, на основании которых выполняют тот или иной вид ремонта. Следует отметить, что текущий ремонт, как правило, выполняют по эксплуатационной документации. Из ремонтных документов, установленных стандартами, наиболее важными являются руководство по ремонту, ведомости норм расхода запасных частей, материалов и ремонтных документов, каталог деталей и сборочных единиц.
В руководстве по ремонту содержатся требования к определению ТС электрооборудования при его дефектации, указания мер безопасности, правила демонтажа и разборки, порядок сборки, монтажа и испытаний после ремонта. Дополняют руководство перечень оснастки, инструмента и приборов, необходимых для ремонта.
Ведомость норм расхода запасных частей и материалов выпускают в виде перечня деталей, стандартизованных метизов, материалов или запасных частей с указанием стандартов, по которым их изготовляют, и количества, необходимого для ремонта определенного числа единиц однотипного электрооборудования.
Ведомость ремонтных документов содержит перечень всех ремонтных, эксплуатационных и конструкторских документов, разработанных для ремонта данного электрооборудования.
В каталоге деталей и сборочных единиц кроме чертежей содержатся данные о взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, их общем количестве, а также данные о материалах, из которых они изготовлены.
Непосредственное наблюдение за производством ремонтных работ по электрооборудованию осуществляют лица командного состава, ответственные за заведования.
После окончания ремонта осуществляются приемо-сдаточные испытания электрооборудования по программе, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с действующими отраслевыми стандартами. Результаты приемо-сдаточных испытаний должны заноситься представителями ОТК судоремонтного предприятия в соответствующих формуляры по электрооборудованию. Правильность оформления результатов испытаний обязан проверить старший электромеханик принимаемого судна.
Приемка электрооборудования от судоремонтного предприятия осуществляется в соответствии с Положением о ремонте судов ММФ (Положением о ремонте флота рыбной промышленности) приемной комиссией, в состав которой обязательно должен входить старший электромеханик принимаемого судна, Приемка СЭО, поднадзорного Регистру, должна производиться и представителями Регистра.
Перед подписанием приемного акта судовой экипаж должен получить от судоремонтного предприятия исполнительную техническую документацию по отремонтированному и модернизированному СЭО, эксплуатационную документацию по вновь установленному СЭО (описания, формуляры, паспорта, инструкции по эксплуатации и т. п.). Наличие и качество указаний документации в полном объеме (в соответствии с утвержденным перечнем) должен проверить старший электромеханик принимаемого судна.
Ремонт выполняется с целью восстановления ТС и ресурса СЭО, При этом показатели надежности отремонтированного электрооборудования будут определяться тем, насколько объективно определены вид и объем ремонта и насколько качественно выполнены операции ремонта.
Вид и объем ремонта определяются в результате дефектации, заключающейся в проверках и предремонтных испытаниях до разборки и в процессе разборки СЭО. Такая дефектация заключается в осмотрах, проверках, измерениях размеров деталей и узлов, биений, конусности, зазоров, а также в определении таких электрических параметров, как сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции, сопротивление обмоток постоянному току, потери в стали и др.
Качество, ремонта определяется контрольно-проверочными и операциями, выполняемыми в процессе ремонта (операционные испытания), а также путем послеремонтных испытаний (приемо-сдаточные испытания).
Операционные испытания на разных стадиях ремонта предназначены для выявления дефектов работ, материалов, узлов, деталей или запасных частей и своевременности их исправления. При операционных испытаниях проверяют электрическую прочность изоляции запасных частей и вновь изготовленных обмоток до и после укладки их в пазы, до и после пайки и изолировки соединений. После пайки секций обмоток проверяют правильность схемы соединений. После пропитки и сушки обмоток измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса и между обмотками.
Схемы и нормы предремонтных и операционных испытаний электрооборудования регламентируют, как правило, в стандартах ремонтных предприятий, но методы этих испытаний не должны отличаться от установленных ГОСТами (например, ГОСТ 11828-86 „Машины электрические вращающиеся. Методы испытаний", ГОСТ 2933-83 „Аппараты электрические. Методы испытаний и др.).
Объем приемо-сдаточных испытаний электрооборудования также регламентирован соответствующими ГОСТами. Последовательность проведения испытаний, установленная в стандартах, как правило, не является обязательной, однако испытанию изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса, между обмотками и между витками должны предшествовать измерения сопротивления изоляции, определение тока и потерь короткого замыкания и испытания при повышенной частоте вращения, если оно проводится. При испытаниях необходимо использовать измерительные приборы указанных в стандартах классов точности, предел измерения прибора выбирают таким, чтобы значения измеряемых величин находились в пределах 20..95 % шкалы.
Ниже рассматриваются представляющие наибольший интерес для практической деятельности судовой электрогруппы виды и объемы ремонтов, характерные и наиболее часто встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности и способы их устранения для судовых электрических машин, трансформаторов, электрической аппаратуры и аккумуляторов.