Ремонт электрической аппаратуры




В зависимости от сложности судовой электрической аппа­ратуры (реостатов, автоматических выключателей, контакторов, магнитных пускателей, реле и др.) и объема ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонты электрической аппаратуры.

Текущий ремонт электрической аппаратуры включает чист­ку деталей от пыли, частичную разборку, зачистку рабочих поверхностей или замену изношенных контактов, механическую регулировку, окраску.

Средний ремонт кроме работ по текущему ремонту допол­нительно содержит работы по изготовлению или замене быст­роизнашивающихся деталей, восстановлению их гальваниче­ских покрытий, по замене изоляционных панелей и т. д.

Капитальный ремонт предполагает изготовление и замену значительной части узлов и деталей.

Различают механические и электрические неисправности электрической аппаратуры. Механические неисправности обна­руживаются во время очередного осмотра при медленном пере­мещении подвижных частей аппарата от руки, при этом выяв­ляют различные заедания, перекосы, задевание за стенку дугоасительных камер, определяют степень нажатия пружин и т. п. Причинами механических неисправностей могут быть отсутст­вие смазки в трущихся частях, загрязнение подвижных частей, коррозия и изнашивание различных деталей.

К электрическим неисправностям относятся оплавление кон­тактов, выгорание изоляционных панелей, повреждение кату­шек, пробой изоляции и т. п. Одной из частых причин отказа электрической аппаратуры является недопустимый нагрев их токопроводящих частей.

Реостаты различают пусковые (для пуска электродвигате­лей), пускорегулировочные (для пуска и регулировки частоты вращения электродвигателей) и возбуждения (для регулировки напряжения генераторов). На судах в основном используются реостаты с металлическими резисторами с воздушным охлаж­дением, что объясняется простотой их конструкции и надеж­ностью. Резисторы реостатов изготовляют из металлов, обла­дающих большим удельным сопротивлением и температурой плавления, механической прочностью и коррозийной устойчи­востью. Характерные неисправности пусковых реостатов приве­дены в табл. 6.16.

Реостаты ремонтируют при перегорании элементов резисто­ров, изнашивании контактов, выгорании изоляционной панели, повреждении изоляции резисторов и металлических деталей (табл. 6.17).

Контакторы применяют для частных включений и отключе­ний электрических цепей под нагрузкой при напряжении до 500 В. Их различают по роду тока (постоянного или перемен­ного), по числу полюсов (одно-, двух- и трехполюсные), по включению главных контактов (с замыкающими и размыкаю­щими главными контактами или с различным сочетанием этих контактов), по номинальному напряжению втягивающей ка­тушки (от 24 до 220 В постоянного тока и от 127 до 380 В пе­ременного тока частотой 50 Гц), по назначению (линейные кон­такторы для замыкания и размыкания силовых цепей электри­ческих машин и контакторы ускорения для шунтирования сту­пеней пускового реостата), по наличию устройств для гашения дуги (контакторы с принудительным гашением дуги и контак­торы для принудительного гашения дуги).

Магнитные пускатели применяют для дистанционного пус­ка, остановки и реверсирования, а также для защиты асинхрон­ных электродвигателей и электродвигателей постоянного тока. Втягивающие катушки пускателей, выполняемые на напряже­ние 127, 220, 380В, обеспечивают нормальную работу пускателей лей при колебаниях напряжения в сети в пределах 85...105 % номинального. Электротепловые реле пускателя обеспечивают защиту электродвигателя от перегрузки, отключение электро­двигателя при перегрузке происходит в течение 4...25 мин.

Характерные неисправности контакторов и магнитных пус­кателей при работе приведены в табл. 6.18, а в таил. 6.19- способы ремонта этой электроаппаратуры.

При ремонте контакторов и магнитных пускателей для на­мотки новой катушки необходимо знать обмоточные данные от­казавшей: площадь сечения и марку провода, количество вит­ков, общее сопротивление катушки. Если такие данные отсут­ствуют, то необходимое число витков можно рассчитать. Для этого с дефектной катушки снимают изоляцию и измеряют пло­щадь сечения намотки на одну сторону, обмоточное пространство, а также диаметр провода с изоляцией. Число витков оп­ределяется по формуле

где k- коэффициент заполнения, k =0,8...0,84 для провода диаметром 1 мм, k = 0,8...0,9 для провода свыше 1 мм; S-площадь сечения обмоточного пространства, мм2; D-диаметр провода, мм.

 

Таблица 6.16. Характеры неисправности пусковых реостатов

Неисправность Причины Способ устранения
При повороте штурва­ла двигатель не запус­кается     При включении контак­тор включается, а при дальнейшем повороте штурвала отключается Контактор включается,а двигатель не работает Увеличилась частота вращения двигателя   Чрезмерный нагрев контактной щетки или подгар контактов   Обрыв в цепи катушки контактора Не замыкаются глав­ные контакты Перегорел резистор   Перегорел пусковой ре­зистор   Обрыв в цепи возбуж­дения или перегорел ре­гулировочный резистор Ослабло нажатие щет­ки или контактов   Устранить обрыв, сменить катушку Проверить состояние контактов Заменить резистор   То же     Устранить обрыв или заменить неисправный резистор   Отрегулировать нажатие щетки и контактов зачистить контакты  

 

Таблица 6.17. Ремонт реостатов

Вид неисправности Способ устранения
Перегорание проволочного и ленточного резисторов на не­большом участке рамочного элемента     Закопченные контакты Обгорание контактов     Сильное оплавление контак­тов   Обгорание или обугливание панелей   Повреждения изолирующих пластин резисторов     Повреждение металлических корпусов, оснований и крышек   Намотать необходимое число проволоки или ленты соответствующих марки и сече­ния. Соединяемые концы проволоки (ленты) наложить внахлест на расстоянии не менее 10 мм и закрепить их бандажом из 8…10 витков медной проволоки диаметром 0,3...0,5 мм. Соединить подготовленные концы электродуговой сваркой Промыть бензином и протереть ветошью Опилить личным напильником, снимая наименьшее количество металла и сохраняя первоначальную геометрическую форму Заменить новыми. Высота контактов над панелью должна быть не менее 5 мм Заменить повой, изготовленной по образ­цу из гетинакса, текстолита или стеклотек­столита. Панель зачистить по торцам и по всем отверстиям. Покрыть бакелитовым ла­ком и сушить до получения полимерной пленки, можно использовать лак МЛ-92 или эмаль ГФ-92ХС Изготовить новые из миканита или ми­кафолия с проклейкой каждого слоя клея­щим лаком и последующим запеканием в муфеле Рихтовать, трещины устранить сваркой. Восстановить лакокрасочное покрытие. При невозможности ремонта изготовить новые  

 

Таблица 6.18. Характерные неисправности контакторов и магнитных пускателей

Неисправность Причины Способы устранения
Контактор (пус­катель) не вклю­чается   Контактор вклю­чается нечетко     Контактор от­ключается при от­пускании кнопки     Контактор не от­ключается   Втягивающая катушка перегрева   Греются кон­такты   Гудение контак­тора переменного тока   Сопротивление изоляции по отно­шению к корпусу меньше 1 МОм Отсутствует напряжение в цепи управления Обрыв в цепи управления или катушки Загрязнение или окисле­ние контактов кнопок Заклинивание подвижной системы Пониженное напряжение сети   Номинальное напряжение катушки не соответствует напряжению сети Чрезмерное натяжение пружин якоря или контак­тов Загрязнение якоря, на­правляющих и упорных пла­нок или появление на них заусенцев Велик провал контактов   Перекос или задевание якоря в стойках   Вал задевает в подшипниках   Разрегулированы вспомогательные контакты Нарушена цепь, шунтирующая вспомогательные контакты Якорь загрязнен и заедает   Замыкание в цепи управления   Сработалась антимагнитная прокладка контактор; постоянного тока Приварились контакты   Недостаточно нажатие возвратных пружин якоря Напряжение сети выше номинального Загрязнена магнитная система или увеличен зазор в магнитной системе перемен­ного тока Витковое замыкание в ка­тушке   Ток нагрузки выше номи­нального Контакты оплавлены Неодновременное замыка­ние и размыкание контактов Слабый контакт между контактодержателем   Слабое нажатие контактов   Неисправное дугогасительное устройство   Напряжение на катушке ниже 0,85 номинального Загрязнение магнитной си­стемы     Перекос якоря или наклеп на поверхности соприкосно­вения     Поврежден короткозамкнутый виток Слишком велико нажатие пружин контактов и якоря Нарушены условия хране­ния и транспортировки   Проверить и восстановить напряжение Проверить цепь управле­ния и устранить неисправ­ность Протереть и зачистить контакты Выявить причину закли­нивания и устранить ее Припять меры к поднятию напряжения до номинально­го Установить катушки соот­ветствующего напряжения Отрегулировать натяжение или заменить пружины Прочистить, снять заусен­цы напильником   Отрегулировать зазор по норме Устранить перекос, отре­монтировать и отрегулиро­вать стойки Промыть цапфы вала и отрегулировать подшипники так, чтобы вал свободно пе­ремещался от руки Отрегулировать или заме­нить вспомогательные кон­такты   Найти обрыв и устранить его   Устранить загрязнение и заедание Найти замыкание и уст­ранить его Заменить прокладку     Снять напряжение, зачистить контакты Отрегулировать или заме­нить пружины Принять меры к восстановлению номинального на­пряжения Прочистить магнитную си­стему, проверить прилегание якоря в сердечнике Устранить витковое замы­кание или заменить катуш­ку Уменьшить ток нагрузки Промыть и очистить кон­такты Отрегулировать контакты   Зачистить до металличе­ского блеска место контакта и подтянуть крепящий болт Подтянуть или заменить пружины Проверить состояние ду-гогасительной камеры и пра­вильно ее установить Проверить значение на­пряжения   Очистить поверхность со­прикосновения якоря с сер­дечником Проверить плотность при­легания якоря к сердечнику и при необходимости вы­полнить шабровку вдоль листов набора Заменить виток, изготов­ленный по образцу Отрегулировать или заменить пружины Высушить аппарат при температуре 45...50 °С в течение 3 ч  

 

Таблица 6.19. Ремонт контакторов и магнитных пускателей

Вид неисправности Способ устранения
Закопченные контакты Обгоревшие контакты     Сильно оплавленные или изношенные контак­ты   Излом отдельных мед­ных пластин или прово­дов гибких соединений     Разрыв антимагнитной прокладки   Лопнувший короткозамкнутый виток     Поломка или потеря упругих свойств пружин   Сквозные трещины в стенках дугогасительных камер Небольшие сколы в стенках дугогасительных камер     Оплавленные пластины денежной решетки Неудовлетворительное состояние стыка поверх­ности соприкосновения якоря с сердечником Незначительное меха­ническое повреждение, обгорание или коробле­ние каркаса катушки Значительное повреждение каркаса     Выгорели верхние слои катушки   Витковое замыкание   Промыть бензином и протереть ветошью Опилить личным напильником, снимая наимень­шее количество металла и сохраняя первоначаль­ную геометрическую форму Заменить новыми. Новые медные контакты из­готовляют из необожженной профильной меди. Форму контактов принимают по заводским черте­жам. Контакты, имеющие приваренные серебря­ные пластинки или покрытия из сплавов на осно­ве серебра, заменять медными нельзя во избежа­ние ухудшения качества контакта В случае повреждения более 20% пластин гиб­кое соединение полностью заменить новым, изго­товленным из листовой меди толщиной 0,2...0,3 мм или гибкого голого щеточного провода марки ПЩ Заменить новой, изготовленной по образцу на листовой меди или латуни толщиной 0,1...0,2 мм Заменить новым. Изменением материала, сече­ния или длины витка недопустимо, так как эго приводит к повышенному гудению контактора Заменить новой. Пружину нельзя доводить до положения, при котором между ее витками не бу­дет зазоров Заменить новыми, изготовленными из равно­ценных материалов- асбоцементных или фибро­вых плит Заполнить пастообразной смесью, состоящей из асбестового порошка и цемента (марки 400 или 500), разведенных водой, очистив предварительно ремонтируемые участки от нагара и загрязнений Заменить новыми   Пришабрить вдоль шихтованных листов железа     Поврежденные участки каркасов, изготовлен­ных из пластмассы, текстолита или гетинакса, склеить эпоксидным клеем или БФ-2 Заменить новым, изготовленным из электрокар­тона; на деревянной оправке нужного размера склеивают втулку, а затем на нее надевают тор­цовые шайбы и приклеивают бакелитовым клеем или БФ-2. После этого каркас сушат в течение 5...7 ч при температуре 70...80 °С Смотать витки с поврежденной изоляцией. Кон­цы проводов зачистить наждачной бумагой N180-200, скрутить и спаять припоем ПОС-40 с приме­нением канифоли. Место пайки изолировать лакотканью. Намотать такое же число витков нового провода Катушки заменяют новой или изготовляют вновь по образцу старой. В случае повреждения обмотки каркасной катушки вывод начала ка­тушки изолируют прокладкой из лакоткани и закрепляют его па каркасе. Каждый намотанный слой покрывают пропиточным изоляционным ла­ком, а поверх него наматывают слой конденса­торной или папиросной бумаги. Под последние 10...15 витков подкладывают слой лакоткани или тафтяной лепты, которой закрепляют конец про­вода. Бескаркасную катушку изготовляют с по­мощью шаблона. На шаблон накладывают слой изоляции из электрокартона. Выполняют намотку, укладывая через каждый слой прокладки из элек­трокартона. После намотки, напайки и закрепле­ния выводов на торцы катушки помещают про­кладки из миканита или электрокартона по фор­ме катушек и накладывают скрепляющие банда­жи из киперной или тафтяной ленты. Концы лен­ты закрепляют нитками

Примечание. Для создания влагостойкой изоляции осуществляют пропитку перемотанных катушек. Предварительно катушку сушат в течение 2...3 ч при темпе­ратуре 100...1100С. Затем катушки, остывшие до температуры 5...70 °С, погружают в бак с изоляционным предварительно нагретым лаком и пропитывают до тех пор, пока перестанут выделяться пузырьки воздуха (примерно 10...15 мин). Пропитанные катушки подвергают повторной сушке в течение 3…8 ч при температуре 100...1200С. Затем катушку покрывают лаком. Выводы промывают бензином и лудят.

 

Таблица 6.20. Характерные неисправности автоматических воздушных выключателей

Неисправность Причины Способ устранения
Автомат не поддается включению   Автомат не включается при срабатывании мини­мального расцепителя   Автомат не отключает­ся при срабатывании максимального расцепи­теля   Автомат не отключает­ся при повороте отклю­чающего валика Автомат отключается вручную не моментально Автомат не отключает­ся при перегрузке   Прекращение питания в цепи катушки минимального расцепителя Неисправность меха­низмов свободного расцепления Якорь минимального расцепителя постоянного тока остается притяну­тым из-за остаточного магнетизма и малого за­зора между ним и сер­дечником Заедание отключающе­го валика. Приварились контакты автомата   Заедание в подвижной части автомата или в механизме свободного расцепления i Не отрегулирован ры­чажный привод или неис­правен механизм свобод­ного расцепления Заедание якоря макси­мального расцепителя или отключающего вали­ка Не отрегулирован мак­симальный расцепитель   Восстановить цепь пи­тания катушки, при необ­ходимости заменить ка­тушку   Проверить кинематику, устранить повреждения Отрегулировать зазор между якорем и сердеч­ником расцепителя   Устранить заедание от­ключающего валика Разъединить контакты, отрегулировать и зачис­тить их, при необходимо­сти заменить Устранить заедание и промыть бензином оси и подшипники и смазать их   Отрегулировать рычаж­ный привод и устранить неисправность механизма свободного расцепления Устранить заедание, очистить, промыть и смазать трущиеся части   Отрегулировать и проверить сборку максимального расцепителя

 

Таблица 6.21. Характерные неисправности реле

Неисправность Причины Способы устранения
Реле не включается   Изменилась уставка срабатывания реле   Затягивается горение дуги на контактах Контакты реле нагре­ваются свыше допусти­мой температуры   Обрыв в цепи втягива­ющей катушки Увеличен зазор между сердечником и якорем в отключенном положении   Механическое заедание подвижной системы Уменьшилось нажатие отрывной пружины   Расклепалась немагнит­ная прокладка Уменьшился раствор контактов Малоконтактное на­жатие     Контакты загрязнены или сильно обгорели   Полностью износились контактные напайки   Проверить схему вклю­чения реле, устранить об­рыв Уменьшить зазор и при необходимости подрегу­лировать растворы и провалы вспомогатель­ных контактов Устранить заедание   Увеличить нажатие от­рывной пружины или за­менить пружину Сменить прокладку   Отрегулировать раствор контактов Проверить провал, а гели он нормальный, сме­нить контактную пружину Протереть салфеткой, омоченной бензином, или (заменить контакты Сменить контактные запайки  

 

Автоматические воздушные выключатели выполняют функ­ции коммутации и защиты электрических цепей под нагрузкой при ненормальных режимах работы: коротких замыканиях, перегрузках, снижении напряжения. Отключение автоматиче­ских выключателей происходит под действием максимальных, минимальных, тепловых и независимых расцепителей. Автома­тические воздушные выключатели широко используются на су­дах для коммутации и защиты электрических сетей, электро­приводов, генераторов. В зависимости от назначения и испол­нения они различаются большим конструктивным разнообрази­ем, но основными элементами любого автомата являются кон­тактная система с дугогасительным устройством, механизм сво­бодного расцепления, механизм привода, расцепители. Харак­терные неисправности при работе автоматических воздушных выключателей типа АП, АК, А3000, АС, АВМ и т. п. приведены в табл. 6.20.

Ремонт автоматических выключателей аналогичен ремонту магнитных пускателей. Если штампованные детали автоматов выходят из строя, то их заменяют новыми заводского изготов­ления. Технология изготовления новых катушек для автоматов такая же, как для катушек контакторов и магнитных пускате­лей. Диаметр провода, число витков и размеры новых катушек должны быть такими же, как и у отказавших катушек.

Реле электромагнитного типа широко используются в схе­мах управления судовыми электродвигателями постоянного и переменного тока для коммутации и защиты. Они имеют боль­шое конструктивное разнообразие в зависимости от назначения и выполняемых функций. Характерные неисправности, наибо­лее часто возникающие при работе электромагнитных реле, приведены в табл. 6.21.

Ремонт реле аналогичен ремонту контакторов и магнитных пускателей.

 

Ремонт аккумуляторов

На судах используются кислотные и щелочные аккумуля­торные батареи (АБ) в качестве источников электроэнергии для сетей аварийного освещения, авральной и пожарной сигна­лизации, радио- и телефонной связи, сигнально-отличительных огней, стартерного запуска двигателей внутреннего сгорания и др.

Основными параметрами АБ являются емкость С; электро­движущая сила Е между незамкнутыми выводами, напряжение U на выводах при прохождении тока I через замкнутую внеш­нюю цепь аккумулятора; внутреннее сопротивление R; -ко­эффициент отдачи по емкости; -КПД или отдача по энер­гии; -коэффициент понижения напряжения; W -удельная энергия.

Напряжение АБ при заряде ; при разряде . Значение R определяется сопротивлением электро­дов, электролита и сопротивлением поляризации, которое за­висит от силы тока и обусловлено изменением электродных потенциалов при прохождении тока. В разряженной АБ значе­ние R максимально, в заряженном -минимально.

Емкость АБ равна количеству электричества, которое мож­но получить при разряде АБ:

где tp- время разряда. При IP=const будет C=IptP. Емкость АБ зависит от следующих факторов: числа пластин электродов и их размеров; пористости пластин (при затвердевании активной массы емкость уменьшается); плотности электролита (при ее увеличении емкость возрастает); температуры электролита (чем она выше, тем емкость больше); значения разрядного тока (чем он больше, тем емкость меньше).и других факторов.

Коэффициент отдачи по емкости -это отношение количества электричества ,отданного аккумулятором при разряде, к количеству электричества , полученному при заряде. При разряде часть энергии тратится на разложение воды и нагревание электролита, то

Коэффициент полезного действия -это отношение количества электрической энергии , отданной АБ при разряде, к электрической энергии , полученной при заряде; так как ,то .

Удельная энергия - это отношение количества энергии , отдаваемой при разряде, к массе на АБ. Коэф­фициент - это отношение напряжений АБ при раз­ряде Up и заряде U3.

В кислотных АБ химический процесс описывается уравне­нием: ,причем при разряде уравнение описывает процесс при чтении слева напра­во, а при заряде-справа налево. В обозначении кислотных АБ содержатся буквы: СТ- стартерная; СТК- стартерная, катерная; ТСТ- стартерная, материал моноблока термопласт.

Основные параметры кислотных аккумуляторов: номиналь­ное напряжение Зависимость ЭДС от плот­ности электролита: где плотность электролита при 15°С. Зарядное и разрядное напряжение определяются по формулам:

В щелочных АБ (на судах применяют никель-кадмиевые и реже никель-железные щелочные АБ) с никель-кадмиевыми элементами химический процесс описывается уравнением 2Ni(OH)3+KOH+Cd=2Ni(OH)2+KOH+Cd(OH)2; с никель-железными элементами: 2Ni(OH)+KOH+Fe=2Ni(OH)2+KOH+Fe(OH)- при разряде реакции реализуются слева направо, а при заряде-справа налево. В обозначении щелоч­ных АБ содержатся буквы: НК-никель-кадмиевая, ЖН- железоникелевая, Т-с выводами в торцевой стороне.

Основные параметры щелочных аккумуляторов

В процессе эксплуатации в результате изнашивания и ста­рения АБ возникает необходимость в их ремонте. В зависимо­сти от объемов работ различают текущий, средний и капиталь­ный ремонт АБ (табл. 6.22).

Таблица 6.22. Виды ремонта аккумуляторных батарей

 

Вид ремонта Объем работ
Текущий   Средний Капитальный Замена заливочной мастики, припайка перемы- чек, напайка выводов, замена крышек Замена моноблоков и сепараторов Замена полублоков одной из полярностей электродов. Замена моноблока, крышки, сепараторов по необходимости  

Примечание. При капитальном ремонте требуется специальный инструмент для разборки батарей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: