Понятие и сущность налогов и налоговой системы РФ




Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Кодекс определяет, какие полномочия имеют органы исполнительной власти по изданию конкретных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач. Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения. Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

- налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

- налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

- порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;

- порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и реализация социальных программ.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и другие отрасли.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. С помощью регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, то есть создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функция налоговой системы проявляется во взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и другими элементами рыночных отношений. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов имеет множество характерных ей аспектов. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели такие как социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и прочие сферы.). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и других налогов.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая сложная функция. Она проявляется в стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и других его действий.

Принципы налогообложения - это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени и имеют следующий вид:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налоговый кодекс Российской Федерации - является основным законодательным актом, который систематизирует и регламентирует правовые нормы в области налогового законодательства. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие налогов федерального, регионального и местного уровней; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов. Кроме этого Налоговый кодекс регламентирует формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц.

Кроме того, на основании Налогового кодекса РФ Министерство Финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей Налогового кодекса РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

К системе налоговых органов РФ относятся:

- Министерство финансов РФ.

- Федеральная налоговая служба РФ.

Министерство финансов РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится Федеральная налоговая инспекция РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

- учет плательщиков налогов и сборов;

- контроль за выполнением требований налогового законодательства;

- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

Федеральная налоговая служба РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.

- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных, а также межрайонные инспекции.

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

- все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;

- субъекты обложения налогами и сборами;

- нормативно-правовая основа;

- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно Налоговому кодексу РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

Налоговая система РФ имеет трехуровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на три уровня:

- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.

- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.

- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение налога: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора.

В Налоговом Кодексе РФ разделено понятие налога и сбора. В соответствии со ст.8 п.2 часть 1 Налогового Кодекса РФ представлено следующее определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)»

Все налоги и сборы классифицируются по определенным признакам:

1. По объекту налогообложения различают:

1.1. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

1.2. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По использованию бывают следующие налоги:

2.1. Общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

2.2. Специальные или маркированные - это те налоги. которые имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

3. По объекту обложения:

3.1. Налоги с юридических лиц.

3.2. Налоги с физических лиц

3.3. Смешанные налоги

4. По источникам финансирования:

4.1. Налоги отнесенные на себестоимость

4.2. Налоги отнесенные на результаты хозяйственной деятельности

4.3. Налоги отнесенные за счет прибыли

5. По срокам уплаты:

5.1 периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;

5.2 срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

6. Существуют следующие виды налогов по принадлежности к уровню развития:

6.1 Федеральные

6.1.1 налог на добавленную стоимость;

6.1.2 акцизы;

6.1.3 налог на доходы физических лиц;

6.1.4 налог на прибыль организаций;

6.1.5 налог на добычу полезных ископаемых;

6.1.7 водный налог;

6.1.8 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

6.1.9 государственная пошлина.

6.2 Региональные

6.2.1 налог на имущество организаций;

6.2.2 налог на игорный бизнес;

6.2.3 транспортный налог.

6.3 Местные

6.3.1 земельный налог;

6.3.2 налог на имущество физических лиц


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: