Основные положения эргономики




Глава 8

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Основные положения эргономики

Общие сведения. В связи с ускорением темпов научно-тех­нического прогресса растет уровень автоматизации процессов технической эксплуатации СЭО и ЭСА и снижается числен­ность судового экипажа. В результате этого, с одной стороны, повышаются требования к обслуживающему персоналу, харак­тер деятельности которого все больше сводится не к физическим, а к умственным нагрузкам, и который должен перерабатывать большие потоки информации и принимать ответствен­ные решения.

С другой стороны, возникает необходимость более полного учета психологических и физиологических свойств человеками условий труда при проектировании нового и модернизации дей­ствующего оборудования, чтобы обеспечить его эффективную и безопасную эксплуатацию.

Таким образом, ускорение темпов научно-технического раз­вития невозможно без согласования конструкции СТС и усло­вий труда с психологическими и физиологическими особенно­стями человека. Вопросами оптимизации взаимодействия человека с машиной и производственной средой в трудовом процес­се, т.е. системой „человек-машина-среда", занимается нау­ка эргономика (от гр. „эргон" -работа и „номос"- закон).

Эргономика, опираясь на инженерную психологию, физио­логию, гигиену труда и техническую эстетику, комплексно рас­сматривает систему „человек-машина" (СЧМ) с учетом внут­ренних взаимосвязей и связей с внешней средой. Человек рас­сматривается как специфическое звено системы, эффективность ТЭ которой обеспечивается комплексным решением следующих основных вопросов;

1) изучение влияния различных факторов на деятельность человека, т.е. на прием (восприятие), хранение (память), пе­реработку (мышление) информации, а также на рабочие дви­жения человека;

2) разработка требований к СТС для обеспечения эффективного взаимодействия человека и машины, которые должны удовлетворяться при конструировании средств отображения информации, органов управления и компоновки оборудования;

3) распределение функций между человеком и машиной;

4) разработка методов и средств профессионального обуче­ния.

Систему „человек-машина" можно представить в виде двух основных компонентов: человека и машины, взаимодейст­вие между которыми поясняет простейшая схема СЧМ (рис. 8.1). Информацию о работе (ИР) технического средства человек-оператор получает через индикаторы (средства ото­бражения информации - измерительные приборы, сигнальные лампочки, звонки и т.п.). Эту информацию воспринимают ор­ганы чувств (зрение, слух) и передают в центральную нервную систему. Реакция человека в виде командной информации (КИ) передается органами человека - эффекторами (мышцы рук и йог) на органы управления технического средства. В слу­чаях, когда СЧМ включает в себя группу людей и технических средств схема взаимодействия в СЧМ может быть довольно сложной.

Стадии деятельности человека. В производственной деятель­ности человека можно выделить три основные стадии: 1) вос­приятие информации органами чувств; 2) переработки инфор­мации; 3) реализация ответных действий. В разных видах про­фессионального труда весомость перечисленных стадий раз­лична.

Так, при эксплуатации автоматизированного электрообору­дования или систем наибольшее значение имеют первая и вто­рая стадии, а в деятельности человека-оператора, управляю­щего ими, можно выделить четыре основных этапа:

1) восприятие информации о состоянии объекта управления (ОУ) (обнаружение и расшифровка наиболее существенных сигналов), позволяющей на основе сформулированной в про­цессе профессионального обучения совокупности оперативных единиц восприятия получить практически целостное восприя­тие объекта;

2) оценка информации (сопоставление заданных и текущих режимов работы, определение очередности воздействия на эле­менты (ОУ) на основе сложившейся у оператора концептуальной модели ОУ; при отсутствии готовой концептуальной модели
ситуация оценивается как проблемная;

3) принятие решения о необходимых действиях по результатам мысленной реализации нескольких возможных вариантов -на оперативной концептуальной модели, при этом оператор должен уметь выполнять мысленный эксперимент и не пропускать важную текущую информацию об ОУ;

4) исполнение принятого решения посредством определенных действий.

 

 

Рис. 8.1. Схема системы человек- машина

В эргономике первые два этапа деятельности человека на­зывают информационным поиском, а последние -обслужива­нием. В практических ситуациях не все этапы деятельности мо­гут быть представлены полностью. Если оператор в процессе управления фактически переходит от первого этапа сразу к чет­вертому, то такой тип деятельности называют немедленным об­служиванием. Это, например, экстренный вывод из действия синхронного генератора без предварительной разгрузки при угрозе несчастного случая или аварии генератора. При реали­зации всех этапов тип деятельности называется информацион­ным поиском с отсроченным обслуживанием. Для деятельности второго типа важны память и быстрота мышления человека.

Распределение функций в СЧМ. В СЧМ необходимо рас­сматривать человека и машину как равные компоненты СЧМ и учитывать различия между характеристиками человека и ма­шины. В связи с этим возникает задача рационального распре­деления функций между ними. Оно осуществляется на основе качественных и количественных оценок решения отдельных за­дач человеком и машиной и эффективности всей системы. За­дача распределения функций решается в следующей последова­тельности:

1) составляется перечень всех задач и операций, решаемых системой, и определяются вероятности их появления;

2) отбираются операции, успешно выполняемые машиной и плохо выполняемые человеком, на основе имеющегося опыта;

3) оставшиеся операции ранжируются по ряду характеристик (количеству возможных вариантов выполнения, вероятности появления задачи, допустимому времени выполнения, логи­ческой и вычислительной сложности и т. п.);

4)сначала человеку поручают операции, обладающие наи­большим числом вариантов решения, которые можно выполнять по различным признакам, с низкой достоверностью информа­ции, с малой вероятностью появления, с большим допустимым временем выполнения, с незначительной логической и вычисли­тельной сложностью, а операции с противоположными свойст­вами поручают машине. В дальнейшем распределение обязан­ностей уточняют с помощью специальных моделей.

Объем работ, выполняемых в процессе технической эксплуа­тации СЭО и ЭСА, зависит от того, насколько полно и правиль­но учтены и реализованы эргономические требования при соз­дании оборудования и систем. На морском транспорте уже на­коплен опыт, который позволяет судить о возможностях эрго­номических рекомендаций в деле повышения эффективности и безопасности труда [5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: