Тема: Мозговой и лицевой череп. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная, затылочная, решётчатая и клиновидная кости.




Лабораторное занятие № 1-2.

Тема: Предмет анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плос­кости, используемые в анатомии. Скелет и его части. Позвоночный столб. Строение позвонков всех отделов.

 

Цель занятия. Составить представление об анатомии человека как науке и учебной дисциплине и о порядке её изучения. Усвоить общие терми­ны анатомической терминологии, уметь охарактеризовать оси и плоско­сти, принятые в анатомии. Сформировать представление о скелете, знать его части. Изучить строение позвонков всех отделов: понимать расположение в организме человека, уметь называть и показывать на препаратах их структурные образования и характерные особенности.

Оснащение занятия: скелет, комплект позвонков, крестец, позво­ночный столб, таблицы, атлас.

Ход работы:

Задание №1

1. Рассмотрите позвоночный столб на скелете, обратите внимание на его отделы и изгибы. Подпишите рисунок.

Рис.1 Позвоночный столб

А. А. вид справа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Б. Б. вид спереди 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

2. Изучите на препаратах строение шейных позвонков (типичного, I, II, VII). Подпишите рисунки.

Рис.2 I шейный позвонок А — вид сверху; Б — вид снизу: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.  
Рис.3 II шейный позвонок А — вид спереди; Б — вид слева: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
Рис. 4 VI шейный позвонок вид сверху 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

3. Изучите на препаратах строение грудных позвонков. Подпишите рисунки.

Рис.5 VIII грудной позвонок А — вид справа; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Б — вид сверху: 1. 3. 4. 5. 6. 7. 11. 12.

4. Изучите на препарате строение поясничного позвонка. Подпишите рисунок.

Рис. 6 III поясничный позвонок вид сверху 1. 2. 3. 4. 5. 6.

5. Изучите строение крестца и копчика. Подпишите рисунки.

А — вид спереди; Б — вид сзади: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
Рис. 8 Копчик А — вид спереди; Б — вид сзади: 1. 2. 3.

 

 

Задание № 2. Перечислите отделы позвоночного столба и укажите количество позвонков, составляющих каждый отдел.

1.

2.

3.

4.

5.

 

Задание № 3. Запишите части типичного позвонка.

1.Тело

2.

3.

4.

5.

6.

 

Задание № 4. Закончите предложения:

1. Атлант – это _____________. У него отсутствует __________________________________________.

2. II шейный позвонок отличается от всех других позвонков тем, что___________________________.

3. Внутри крестца проходит_____________________________.

4. На симметричные половины тело делит_________________________ плоскость.

 

 

Занятие отработано Дата Преподаватель
   

 

 

Лабораторное занятие № 3.

Тема: Грудная клетка.

Цель занятия. Изучить строение грудины и ребер. Уметь рассказывать их строение, называть и пока­зывать на препаратах их анатомические образования.

Оснащение занятия: скелет, ребра, таблицы, атлас.

Ход работы:

1. Грудина.

Изучите на препаратах строение грудины. Подпишите рисунок.

Рис. 1 Грудина вид спереди
1. 2. 3. 4. 5. 6.  

 

2. Ребра.

Изучите на препаратах строение ребер. Подпишите рисунок.

Рис. 2 Ребра вид сверху
А — I ребро; Б — II ребро: 1. 2. 3. 4. 5.  

 

2. Соединения ребер.

Зарисуйте соединения ребер с грудиной, позвонками.

Рис. 3 Суставы и связки грудины и ребер вид спереди
1. 2. 3. 4. 5.  
Рис. 4 Суставы и связки грудины и ребер вид сзади
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Рис. 5 Суставы и связки ребер и VIII грудного позвонка.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.  
Рис. 6 Суставы и связки грудины, ребер и позвонка
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.  

 

Занятие отработано Дата Преподаватель
   

Лабораторное занятие № 4.

Тема: Мозговой и лицевой череп. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная, затылочная, решётчатая и клиновидная кости.

Цель занятия. Сформировать представление о мозговом и лицевом черепе, соединениях костей мозгового черепа, уметь их показать на черепе. Знать и уметь рассказать строение лобной, теменной и затылочной, височной, решётчатой и кли­новидной костей, называть и показывать присущие им анатомические образования.

Оснащение занятия: череп целый, сагиттальный и горизонтальный распилы, лобная кость, теменная кость, затылочная кость, височная, решетчатая, клиновидная кости, учебник, атлас.

Ход работы:

1. Череп.

Рассмотрите череп. Определите границу между мозговым и лицевым черепом. Найдите кости мозгового и лицевого отделов.

Рис. 1 Череп А — вид спереди; Б — вид сбоку: 1 — теменная кость; 2 — лобная кость; 3 — клиновидная кость; 4 — височная кость; 5 — слезная кость; 6 — носовая кость; 7 — скуловая кость; 8 — верхняя челюсть; 9 — нижняя челюсть; 10 — затылочная кость  

 

2. Лобная, теменная и затылочная кости.

Изучите на препаратах строение лобной, теменной и затылочной кости. Подпишите рисунки.

 

Рис. 2 Лобная кость
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
Вид изнутри. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.    
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  
Рис. 3 Теменная кость.
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
Вид изнутри  
Рис. 3 Затылочная кость
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
Вид изнутри 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

 

3. Решетчатая и клиновидная кости.

Изучите на препаратах строение решетчатой и клиновидной кости. Подпишите рисунки.

Рис. 4 Клиновидная кость.
  Вид спереди. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
Рис. 5 Решетчатая кость.
Вид сверху. 1. 2. 3. 4. 5. 6.  
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5.  
Вид сбоку. 1. 2. 3. 4. 5.  
     

 

4. Височная кость.

Изучите на препаратах строение височной кости. Подпишите рисунки.

Рис. 6 Височная кость
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.  
Вид изнутри. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.  
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.  

 

 

Занятие отработано Дата Преподаватель
   

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: