Показатели потребления населением товаров и услуг




 

Общий объем потребления населением товаров и услуг (в том числе платных, льготных и бесплатных, полученных населением за счет заработной платы, доходов от собственности, поступле­ний из финансовой системы и общественных фондов потребле­ния) представляет собой их полную стоимость. Объем потребле­ния товаров и услуг в стоимостном выражении определяется как в текущих (фактических), так и в сопоставимых ценах.

Для характеристики потребления отдельных видов товаров и услуг используют показатели объема потребления в натуральном выражении.

В составе потребляемых населением товаров и услуг выделя­ются:

ü продукты питания;

ü непродовольственные товары;

ü услуги.

В региональном аспекте разрабатываются статистические данные о потреблении населением основных продуктов питания. В объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются:

ü мясо различных видов животных, субпродукты I и II катего­рий в натуре, мясопродукты (колбаса, мясокопчености, мясные и мясорастительные консервы, котлеты и т.п.) в пересчете на мясо, жиры животные пищевые в пересчете на жир-сырец;

ü молоко и молокопродукты (масло животное, сыр, брынза, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;

ü яйца домашней птицы, яичный порошок и меланж в перес­чете на яйца;

ü сахар;

ü растительное масло;

ü мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные из­делия в пересчете на муку;

ü картофель, овощи и продовольственные бахчевые культуры (свежие, сушеные, соленые, переработанные на консервы, мари­нованные и другие в пересчете на свежие).

При изучении потребления непродовольственных товаров краткосрочного пользования выделяются следующие группы: тка­ни, одежда, обувь, мыло туалетное и хозяйственное и другие мо­ющие средства, парфюмерно-косметические товары, предметы гигиены, табачные изделия и др.

Потребление предметов длительного пользования характеризу­ется показателями обеспеченности населения в расчете либо на 1000 человек, либо на 100 семей с выделением конкретных пред­метов культурно-бытового и хозяйственного назначения (телеви­зоры, видеомагнитофоны, видеокамеры, магнитофоны, плееры, музыкальные центры, персональные компьютеры, холодильники, морозильники, стиральные машины, электропылесосы, швейные и вязальные машины, легковые автомобили).

Показатели объема потребления услуг рассчитываются как в целом по всем видам услуг, так и по их отдельным видам: бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-комму­нального хозяйства, культуры, туристско-экскурсионные, физ­культуры и спорта, медицинские, санатарно-курортные, вете­ринарные, правового характера, банковских учреждений, сис­темы образования. Объем бытовых услуг включает ремонт (и пошив) обуви, одежды, бытовой техники, транспортных средств, ремонт и изготовление мебели, химическую чистку и крашение, услуги бань и душевых, прачечных и парикмахер­ских и др.

Уровень потребления товаров и услуг характеризует средний размер потребления товаров и услуг на душу населения, который исчисляется отношением объема потребления товаров и услуг за год к среднегодовой численности населения регионов:

■ для отдельных видов товаров и услуг

 

Уровень потребления товаров и услуг в регионах рассчиты­вается в среднем на душу населения и для отдельных половоз­растных и социальных групп. Дифференциация среднедуше­вого потребления определяется влиянием демографических (пол, возраст, семейное положение, размер и состав семьи), социально-экономических (профессия и характер труда, раз­мер дохода) факторов, различием культурно-бытовых, природ­но-климатических условий, национальных традиций, региональных особенностей развития отраслей, обслуживающих на­селение.

Для элиминирования влияния на среднедушевой уровень потребления возрастно-половой структуры населения расчет производится на условную потребительскую единицу, при этом с помощью соответствующих коэффициентов фактичес­кая численность населения пересчитывается на условное чис­ло взрослых едоков. Шкала коэффициентов включает шесть коэффициентов потребления детьми (от 0,2 в возрасте до 1 го­да до 0,98 в возрасте 14-18 лет), а также четыре коэффициен­та потребления взрослыми в зависимости от пола, возраста и рода занятий (от 0,9 до 1,2 условной потребительской едини­цы).

При сопоставлении уровня потребления товаров и услуг по различным регионам целесообразно использовать относитель­ный показатель потребления - коэффициент удовлетворения пот­ребностей, который определяется отношением фактического уровня потребления к рациональной (минимальной) норме пот­ребления:

Например, если фактическое среднемесячное потребление овощей на одного члена домохозяйства региона составило 5,57 кг при норме потребления на минимально допустимом уровне 7,83 кг, а молока и молочных продуктов — 18,71 кг при норме 17,70 кг, коэффициент удовлетворения потребностей в овощах равен:

т.е. фактический уровень потребления овощей населением реги­она оказался ниже нормативного на 28,9%; для молока и молоч­ных продуктов фактическое потребление превысило норматив на

Динамика объема потребления отдельных видов товаров и ус­луг определяется с помощью индивидуальных индексов физическо­го объема потребления:

Динамика потребления по группе товаров, услуг или общего объема потребления определяется на основе построения общего индекса физического объема потребления:

Индексы среднедушевого потребления строятся аналогично:

индивидуальный

Общий

Наиболее часто на практике применяется расчет эмпиричес­ких коэффициентов эластичности по фактическим (невыравнен­ным) данным:

 

 

Значение коэффициента эластичности характеризует измене­ние (в процентах) уровня потребления конкретного вида продук­тов и услуг при изменении дохода на 1%.

Расчет коэффициентов эластичности может производиться как для динамических сопоставлений, так и для сравнений, осу­ществляемых по разным социально-демографическим и эконо­мическим группам потребителей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: