Сложные формы поведения человека и сельскохозяйственных животных.




Врождённые формы поведения. Врождённые (инстинктивные) формы поведения характеризуются тем, что их составные компоненты жёстко генетически детерминированы; для их осуществления животные не нуждаются в специальном обучении.

Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) представляет собой совокупность сложных врождённых стереотипных актов поведения, характерных для особей данного вида в определённых условиях. Примерами могут служить пищевой, подражательный, стадный, игровой (у молодняка), миграционный инстинкты. Каждый такой инстинкт может включать и более простые инстинктивные акты, например освобождение птенца из яйца, клевание зерна, сосание молока детёнышами, ориентировочно-исследовательскую реакцию и т.п.

Стало ясно, что врождённое и индивидуально приобретённое в организации целенаправленного поведения находятся в более сложных отношениях, чем представлялось раньше. Например, строительство гнезда у крысы – врождённый цепной рефлекс, но его можно разрушить при выращивании крысы в клетке с решётчатым полом, где попытка животного собрать материал для строительства гнезда ранее оканчивалась неудачей.

В настоящее время взгляд на исключительно генную природу инстинктов изменился. Гены не могут предопределять течение онтогенеза независимо от окружающей среды, следовательно, любые типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий.

В реализации поведенческих актов, основанных на врождённых реакциях животного, важную роль выполняют образования промежуточного мозга (гипоталамуса) и лимбической системы. Благодаря им поведенческие реакции носят адаптивный, приспособительный характер и способствуют поддержанию биохимического и метаболического гомеостаза.

Приобретённые формы поведения. Приспособление животных в процессе эволюции к относительно постоянным и периодически повторяемым событиям в окружающей среде выработало у них генетически закреплённые, врождённые формы поведения.

Вместе с тем приспособление к меняющимся, нестабильным условиям среды формирует у каждого поколения животных динамические, вырабатываемые в течение онтогенеза приобретённые формы поведения. Эти формы возникают в процессе обучения (научения). Обучение позволяет животному развивать приспособительные реакции с учётом прошлого опыта, а также видоизменять те из них, которые оказались непригодными в новых условиях.

Условный рефлекс – это приспособительная реакция животного, возникающая путём образования временной нервной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Условный рефлекс является функциональной единицей деятельности высших отделов головного мозга.

Результат условнорефлекторного научения (иногда входящий в сложные поведенческие акты в качестве скрытого, слабо выраженного компонента) может принадлежать к одному из следующих двух типов: первый тип – это павловский классический условный рефлекс, второй – оперантный (инструментальный) условный рефлекс. Оба они воспроизводятся в лабораторных условиях. В первом случае реакция животного на условный раздражитель воспроизводит безусловный рефлекс (секреторный или двигательный), во втором случае – движение, которое является необходимым условием подкрепления.

Импринтинг (запечатлевание) – особая форма обучения, имеющая много общего с условнорефлекторным обучением, хотя и настроенная не на индивидуальные, а на видовые характеристики. Формируется лишь на ранних этапах постэмбрионального развития, в течение коротких критических периодов, характеризуется длительностью и прочностью. Примером может служить реакция следования новорожденных животных (или вылупившихся птенцов) за любым представленным им одушевлённым или неодушевлённым объектом (например, за человеком или за макетом птицы). Возможно, импринтинг имеет значение в последующей жизни для распознавания близких родственников и предупреждения близкородственных спариваний.

Высшая ступень приобретённого поведения – это поведение, основанное на понимании (инсайде). Оно встречается только у самых высокоразвитых представителей позвоночных – приматов. Эта форма поведения проявляется при планомерных действиях, путём изготовления и использования предметов.

Обучение, как и инстинкты, обеспечивает адаптивность (приспособлённость) поведения за счёт отбора. В первом случае это происходит на протяжении истории вида, во втором – на протяжении истории особи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: