МПУ для классической транспортной задачи (метод потенциалов)




Классическая транспортная задача

Имеется р пунктов производства (поставщики) и q пунктов потребления (потребители) некоторого однородного продукта.

- объемы производства в пунктах производства k (k=1,…,p);

- объемы потребления в пунктах потребления l;

- затраты, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта р производства в пункт q потребления.

Требуется прикрепить пункты производства к пунктам потребления таким образом, чтобы суммарные расходы на транспортировку были минимальными.

 

 

Математическая модель

Пусть - планируемый объем перевозок из пункта k в пункт l; Найти матрицу (план перевозок) удовлетворяющую условиям: 1. ≥0, k=1,…,p; l=1,…,q 2. (суммарное количество продукции не превышает объемов производства) (удовлетворение спроса) 3.   Возможны случаи: а) - суммарные запасы превышают суммарные потребности б) - суммарные потребности превышают суммарные запасы в) - суммарный объем производства совпадает с суммарным объемом потребления Размерность задачи: (р+ q) x (р ·q)  

Математическая модель

Возможны случаи: а) - суммарные запасы превышают суммарные потребности б) - суммарные потребности превышают суммарные запасы в) - суммарный объем производства совпадает с суммарным объемом потребления   Если имеют место случаи а) или б), модель называется открытой, в случае в) – закрытой. Открытая модель в закрытую: Если имеет место случай а), вводится фиктивный потребитель Если имеет место случай б), вводится фиктивный поставщик При этом стоимость перевозок объема продукции полагают равными нулю.

 

 

Классическая транспортная задача

Задача Т2 Пусть , k=1,…,p; l=1,…,q Найти план перевозок , удовлетворяющий условиям: 1. ≥0, k=1,…,p; l=1,…,q 2. 3. Задача Т2* Определить вектор , удовлетворяющий условиям: 1. - 2.   3.
Признак оптимальности Допустимый план перевозок является оптимальным ↔ найдется вектор , удовлетворяющий условию 2 задачи Т2*, что
При этом вектор y является оптимальным в двойственной задаче.

 

Оптимальное решение

Теорема. В классической транспортной задаче и двойственной к ней всегда существует оптимальная матрица , k=1,…,p; l=1,…,q и оптимальный вектор .

Классическая транспортная задача

Исходная информация Таблица 1

       
 

 

Классическая транспортная задача (пример)

Исходная информация Таблица 2

= 100
=120
=80
  =70 =90 =85 =55

 

Выполнено условие: 100+120+80=70+90+85+55; р =3; q =4, размерность задачи:

(р+ q) x (р ·q)= 7 x 12

Классическая транспортная задача (пример)

При условии , k =1,2,3; l= 1,2,3,4 найти план перевозок , удовлетворяющий условиям:

≥0, k= 1,2,3; l =1,2,3,4

 

Матричная запись ограничений

Двойственная задача (пример)

Найти вектор

:

1. –

2. 3.

Теорема

Среди р+q ограничений задачи Т2 одна строка (любая) линейно зависима от других.

Теорема

В оптимальном решении задачи Т2 не может быть более (р+q -1) ненулевых компонентов , если оптимальное решение единственное.

(Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Волощенко А.Б. Математическое программирование:

-М.: Высшая школа, 1980. -300с.)

Замечание. В приведенном примере в оптимальном решении только 6 переменных могут быть ненулевыми, если оптимальное решение – единственное.

 

МПУ для классической транспортной задачи (метод потенциалов)

1 этап ( Построение допустимого базисного множества К ). Для построения исходного д.б.м. К применяется метод северо-западного угла. При этом полностью используются возможности поставщиков и полностью удовлетворяются потребности потребителей

Пример.

Исходные данные Метод северо-западного угла

= =100 - -
= =120 - -
=80 - -
  = =70 = =90 = =85 = =55

 

(1,1): , (1,2): , (2,2): , (2,3): , (3,3): , (3,4):

Исходное допустимое решение, д.б. м. К

1 этап. Получили исходное допустимое решение по методу северо-западного угла:

  занятая клетка[1]   _ свободная клетка _
  _     _
  _ _    
         

К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество

, остальные элементы матрицы равны 0. Количество ненулевых компонент (занятых клеток) р+q -1=6, µ(x)=-7875

Двойственный вектор

2 этап.

Находится двойственный вектор y (K):   К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество (6 уравнений, 5 неизвестных, полагаем )

Проверка двойственной допустимости б.м. К

2 этап.

Если вектор y (K) – допустимый в двойственной задаче, т.е.   ,   то соответствующее ему д.б.м. К является д.д.б.м.   К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество y (K)=(15,35,40,30,45,70,100) Условие нарушается для (1,3) и (1,4)

Выбор элемента для ввода в д.б.м. К

2 этап.

Условие нарушается для (1,3) и (1,4) Выбираем (): , ()=(1,4) Вычисляем коэффициенты разложения вектора по базисным векторам:   = Элемент (1,4) вводится в д.б.м. К Среди есть положительные, определим элемент, выводимый из базиса.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: