Особенности проявления девиантного поведения у женщин в период беременности




Анализ современные литературных источников, посвященных изучению девиантного поведения личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах.

Были рассмотрены следующие подходы, объясняющие возникновение девиантного поведения

1. Биологический поход, связан с анализом природы девиантной личности.

Одним из родоначальников биологического направления в девиантологии считается итальянский ученый Ч. Ломброзо. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ч. Ломброзо, были наследственно-биологические факторы (например, особое строение черепа), подкрепленные воздействием окружающей среды, а также включают в себя генетическую основу человека особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии.

2. Социологический подход, фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией. Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств. Таким образом, «нарушение коллективного порядка»способствует развитию девиантного поведения.

3. Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, связывают с особенностями характера или личности.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено: врожденными предпосылками; социальными условиями; внутренней позицией самого индивида.

Отклоняющееся поведение беременной – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Особенностью отклоняющегося поведения у беременной является то, что она наносит реальный ущерб себе, своему ребенку и окружающим людям. В крайних своих проявлениях девиантное поведение у беременных представляет непосредственную угрозу для жизни ее и ребенка, например суицидальное поведение, насильственные преступления против себя и ребенка, употребление наркотиков, алкоголя, курения. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самой беременной, ребенком и окружающими ее людьми.

Отклоняющееся поведение у беременных рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больной женщины.

Также особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации беременной, а именно:

– необоснованно поздняя констатация факта беременности в сроке 12 – 15 недель;

– поздняя постановка на учёт по беременности в сроке 12 – 16 недель; негативное субъективное отношение женщины к беременности (высказывание желания прервать беременность);

– не регулярное и редкое посещение женской консультации;

– игнорирование врачебных рекомендаций.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества в соответствии с общепринятой классификацией отклоняющегося поведения, можно выделить пять типов девиантного поведения у беременных женщин:

- Делинквентное поведение у женщины проявляется в манипулировании своей беременностью с целью материальной выгоды и влияния на окружающих людей.

- Аддиктивное – стремление беременной к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Выделяются следующие психологические особенности беременных с аддиктивными формами поведения:

1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций. Чаще это женщины высоко адаптированные, реагирующие на стрессовые или фрустирирующие ситуации в форме рационализации, игнорирования, реже тревоги, реализующейся в гиперконтроле ситуации или ее преобразовании в соответствии со своими целями. В целом они отличаются наличием пониженной ценности ребенка и себя как матери, эти ценности имеют статус ценности–средства (а не ценности-цели). При адаптации к беременности и материнству у них не возникает невротических или соматических проявлений. Однако, они представляют группу риска развития ребенка, причем в двух направлениях: риск нарушения физического и психического развития ребенка, для которого такие матери создают неадекватную психологическую среду развития; риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

5. Стереотипность, повторяемость поведения.

6. Зависимость.

7. Тревожность.

Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска, неготовность принять ответственность за беременность и предстоящее материнство.

- Патохарактерологическое поведение беременных обусловлено патологическими изменениями характера в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные, и выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков беременная часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой.

- Психопатологическое поведение – основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями психических заболеваний.

- Девиантное поведение на базе гиперспособностей – отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такая беременная оказывается часто неприспособленной к «бытовой, приземленной» жизни, у нее не сформировано адекватное отношение к материнству, она может считать появление ребенка крахом всей ее жизни, надежд и карьеры.

Кроме того анализ литературы позволил выделить клинические формы, девиантного поведения у беременных: агрессия; ауотоагрессия (суицидальное поведение), злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркомания, табакокурение), нарушения пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный), сверхценные психопатологические увлечения, характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, оппозиции), коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология), безнравственное и аморальное поведение, неэстетичное поведение.

Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.

Рассмотрим некоторые проявления клинических форм девиантного поведения у женщин во время беременности.

Агрессия у беременной может проявляться как в прямой форме, так и в косвенной форме. Она непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из ее окружения, высказывает в их сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях, манипулирует беременностью.

Аутоагрессивное поведение в отличие от агрессивного направлено на причинение вреда самому человеку, а не его окружению. Доминирующим видом аутоагрессии является физическая агрессия.

Аутоагрессивное поведение у беременных женщин заключается в нанесении вреда себе и ребенку. Это и попытка избавится от ребенка в нестационарных условиях, тугое перетягивание живота с целью «чтоб ребенок замер», принятие различных лекарственных препаратов для избавления от беременности.

Злоупотребление во время беременности веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркомания, табакокурение.)

Коммуникативные девиации. Отклоняющееся поведение у беременных может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом беременная вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее известные коммуникативные девиации: аутистическое поведение, конформное поведение, гиперобщительность, вербальное поведение с преобладанием псевдологии.

Аутистическое поведение у беременной характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказа от общения.

Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении беременной, желании разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такой беременной становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества, неумение слышать себя, свой внутренний мир. А так же в литературе выделяют аномалии сексуального поведения, проявляющиеся занятием беременными женщинами проституцией, вызванное особыми запросами мужчин и высокой стоимостью данной услуги.

Конформистское поведение у беременных проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Такая беременная очень тревожна, мнительна, всю негативную информацию, слухи, принимает на свой счет, что мешает адекватно воспринимать беременность и ситуацию материнства.

Безнравственное поведение у беременных заключается в отклоняющемся поведении в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей. Основной формой безнравственного поведения у беременных женщин является неприятие ситуации материнства, отказ от ребенка.

В отличие от традиционной классификации типов девиантного поведения, с точки зрения перинатальной психологии наиболее целесообразно выделять три группы беременных женщин с девиантными формами поведения:

1. Женщины, решившие родить ребенка и воспитывать его в семье, но испытывающие те или иные трудности в осознании и принятии материнской роли. Эти трудности у данной группы женщин обусловлены проявлениями агрессии, раздражительности, конфликтности с семьей и родственниками, что способствует нарушению адекватного отношения к беременности и принятию материнской роли. На сегодняшний день эта группа женщин одна из самых многочисленных.

2. Женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме. Поводы и причины отказа от новорожденных чрезвычайно разнообразны. Возникновение отказов от материнства обусловлено сложным взаимодействием социально-экономических, семейных, нравственных, психологических и патологических факторов. Наиболее высока распространенность отказа от новорожденных среди: незамужних женщин; женщин, не имеющих постоянного жилья; лиц с криминальным прошлым; женщин из семей с низким материальным достатком; несовершеннолетних и учащихся; выпускниц сиротских учреждений. Именно эти наименее социально защищенные группы женщин, особенно подвержены психологическим стрессам, депрессивным состояниям в период беременности, а так же другим формам девиантного поведения, в том числе алкоголизму и наркомании, то есть, таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в своих силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.

3. Женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.

В практике работы психолога женской консультации с такими женщинами осуществляется патронаж и психологическое просвещение о вреде аборта и о последствиях для здоровья. Так же проводятся тематические показы фильмов на данную тему.

Таким образом, современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Наиболее частыми, распространенными формами девиантного поведения у беременных женщин являются аддиктивные формы, которые обусловлены развитием личностных качеств и определенных особенностей поведения беременной, врожденными предпосылками, социальными условиями, внутренней позицией самой женщины, а так же употреблением алкоголя и наркотиков.


2. Факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения у женщин во время беременности.

Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех же экономических и социально-психологических условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека.

Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни.

Девиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии, как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Возникновение девиантного материнства обусловлено сложным взаимодействием социально-экономических, семейных, нравственных, психологических и патологических факторов. Наиболее высока распространенность девиантного материнства среди: незамужних женщин; женщин, не имеющих постоянного жилья; лиц с криминальным прошлым; женщин из семей с низким материальным достатком; несовершеннолетних и учащихся; выпускниц сиротских учреждений. Именно эти наименее социально защищенные группы женщин особенно подвержены психологическим стрессам, депрессивным состояниям в период беременности, а так же другим формам девиантного поведения, в том числе алкоголизму, наркомании, асоциальному поведению.

Выделяют следующие факторы влияющие на возникновение девиантного поведения у женщин:

– социально-психологические;

– семейные факторы;

– онтогенетические факторы;

– индивидуально-психологические.

К социально-психологическим факторам, являющихся источником развития личности с девиантным поведением относятся:

– неудовлетворенность супругов браком. Негативное эмоциональное состояние в неполных семьях;

– отвержение супруга через ребенка. Мать выражает недовольство ребенком, так как он получил в наследство или приобрел путем подражания многое от супруга;

– неудовлетворенность жизненных устремлений. Матери девиантных подростков не испытывали положительно окрашенных чувств к ребенку во время беременности, по их мнению, рождение ребенка повлекло за собой проблемы, неприятности, трудности. Это говорит о том, что беременность была не планируемой, мать имела далеко идущие планы или установку на «свободную жизнь». Поэтому беременность являлась существенным препятствием на пути реализации своего потенциала. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать ребенка как препятствие. Поэтому отношение матери к ребенку характеризуется как эмоциональное отвержение.

Данная ситуация усугубляется тем, что срабатывает механизм проекции на ребенка своих нереализованных устремлений, мать тем самым пытается реализовать себя в нем. В такой ситуации для матери ребенок становится средством, с помощью которого можно осуществить свои мечты, надежды. Однако если этого не происходит, то у родителя возникает по отношению к ребенку чувство разочарования, обиды, раздражения, которые связаны с неоправданными ожиданиями, надеждами, возлагаемыми на ребенка;

– влияние опыта взаимоотношений, сложившегося в прародительской семье. Формирование материнского поведения связано с ситуацией в родительской семье. Причина отвержения ребенка матерью коренится в драме взаимоотношений женщины с непринятием ее собственной матерью с детства.

Обращает на себя внимание тот факт, что ребенок воспринимается родителем как существенное препятствие, вызвавшее внутренний конфликт, который сопровождается негативными эмоциями. Эти отрицательные эмоциональные переживания периодически всплывают на поверхность в различных формах.

К семейным факторам, влияющих на возникновение девиантного поведения обычно относят: занятость обоих родителей, малодетность, многодетность, криминально неблагополучные семьи, семьи с сексуальной и алкогольной деморализацией, устранение детей от домашнего труда, утрата контактов с детьми и контроля над ними.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения человека. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами. Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение детей оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании.

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, ребенок с трудом овладевают положительным социальным опытом. В такой семье рано утрачивается потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм.

Характерная ошибка в воспитании несовершеннолетних – разрыв между словом и делом у родителей. Часто родители стремятся внушить своим детям нравственные принципы, показывая своим реальным поведением противоположное. Иногда система требований родителей к детям превышает уровень их критичности к самим себе, поэтому они начинают недоверчиво относиться к поступкам взрослых, предъявляют к ним собственные требования.

Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех детей, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений со своими детьми, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. Особенно это проявляется при авторитарном воспитании, что затрудняет формирование таких качеств, как умение постоять за себя, доброжелательность, умение разрешать конфликтные ситуации.

Атмосфера психологической напряженности, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации негативно воздействуют на детей. В таком состоянии они легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к отреагированию внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у несовершеннолетних, склонности к девиантному поведению.

Рассматривая показатели неблагополучия семьи, нужно назвать также болезнь или инвалидность одного из родителей. В таких семьях, как правило, внешние конфликты не наблюдаются, но постепенно происходит фактическая утрата влияния родителей на ребенка.

Другой показатель – однодетные и многодетные семьи. В первом случае чаще наблюдается родительский эгоизм. И хотя педагоги считают, что воспитание в многодетной семье облегчено, по данным криминологов дети из многодетных семей чаще оказываются, предрасположены к формированию девиантного поведения. То есть, воспитательные возможности семьи зависят не от числа детей в ней, а от общего нравственного и эмоционального климата в ней.

Еще один показатель – неполная семья. Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи вызваны факторами педагогического и морально-психологического порядка, т.к. при недостатке одного из родителей подросток лишается целого спектра нравственно-эмоциональных отношений. А наблюдение ребенком социального взаимодействия родителей, их любви, взаимопомощи и т.д. – это важный социализирующий фактор. Исследования криминологов показывают, что у девиантной личности отсутствие одного из родителей отмечается в 2-4 раза чаще. Это доказывает, что дефекты в структуре родительской семьи всовременных условиях имеют негативное значение для формирования личности.

Важным фактором, вызывающим девиантное поведение, является антиобщественное противоправное поведение родителей (ссоры, скандалы, пьянство, драки). Дети в таких семьях подвергаются систематическому избиению, их выгоняют из дома, поэтому появилась значительная категория несовершеннолетних, не имеющих постоянного места жительства.

В отечественной психологии проблеме семейного неблагополучия уделяется большое внимание, т.к. оно признается одним из ведущих факторов, обуславливающих возникновение девиантного поведения.

Таким образом, семья, не сумевшая дать ребёнку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищённости, устойчивости и гармоничности отношений, приводит его к самой разнообразной психической и личностной патологии. Отчуждённость детей от родителей, их безнадзорность, неумение почувствовать радость от хорошо выполненной работы приводят к неприятию мира духовных ценностей, нравственных идеалов, признанных обществом.

Следующими факторами, влияющими на возникновение девиантного поведения у женщин во время беременности, выделяют онтогенетические.

Особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. Компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, который она проделывает в детстве и подростковом возрасте. В течении онтогенеза некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, а также конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющими определенные особенности: слабоумие, физические недостатки, уродства, последствия несчастных случаев и травм) влияют на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли и интерпретацию своих переживаний по поводу материнства.

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли. Одним из важнейших считается период беременности; содержание, которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания он делится в свою очередь на этап, связанный с необходимостью принятия женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности, этап, связанный с началом движения плода, и этап, определяемый подготовкой к родам и появлению ребенка в доме. Не менее важным считается период после рождения, в котором происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему.

Г.Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнства в онтогенезе:

1. Этап взаимодействия с собственной матерью. Он включает пренатальный период и продолжается на протяжении всего онтогенеза, пока осуществляется взаимодействие с собственной матерью. У человека это практически вся жизнь субъекта. На этом этапе происходит формирование и развитие эмоционального аспекта материнско-детских взаимодействий.

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в «дочки-матери», «семью».

3. Этап «няньчанья» Происходит формирование и развитие понимания значения ребенка как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности — «потребности в материнстве». Этап «няньчанья» включает опыт собст­венного взаимодействия с объектом, наблюдение за взаимодействием взрослого с ребенком.

4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской потребности — мотивации сфер поведения.

5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнства в реальном взаимодействии с ребенком. Он включает несколько самостоятельных подэтапов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка в переход к следующему этапу развития материнства.

6. Этап образования у матери эмоциональной привязанности к собственному ребенку, личностной заинтересованности в его развитии. Образуется устойчивая детско-родительская связь.

В психоаналитической теории предлагается периодизация развития материнского отношения в ходе беременности:

Стадия 1. От зачатия до момента движения ребенка, то есть первые 4,5 месяца беременности. К концу этой стадии часто отмечается регрессия к оральной фазе, включая такие проявления, как тошнота и рвота или, наоборот, пристрастие к какой-то пище. Женщина также часто идентифицируется с плодом, который в ней.

Стадия 2. Начинается с шевеления ребенка, когда женщина ощущает его реальность и признает, что ребенок, хотя еще и находится во чреве, должен являться отдельной жизнью, которую мать не может контролировать. Для многих женщин движения ребенка сопровождаются погружением в свой внутренний мир.

Стадия 3. Третья и заключительная стадия — это телесный дискомфорт и усталость в период подготовки к родам. По мере возрастания потребности в материнстве, появляются воспоминания о соперничестве из опыта самой беременной. Наблюдаются также типичные перепады настроения по поводу предстоящего рождения ребенка от нетерпения до неизменной сознательной и подсознательной боязни каждой беременной женщины, что она может умереть при родах или что ее ребенок может родиться ненормальным или получить травму при родах.

Нарушение аспектов онтогенеза ведет к появлению девиантного материнства. Происходит нарушение формирования у матери потребностей и навыков взаимодействия с ребенком. При этом нарушается ход развития взаимодействия членов системы «мать–ребенок», могут происходить изменения, ведущие к общему нарушению развития ребенка. Эти изменения затрагивают разные уровни развития, их особенность состоит в том, что формирующиеся способы взаимодействия с миром менее эффективны, адаптивность к изменениям в среде снижена, эволюционно предполагаемое развитие отдельных функциональных систем и их связей не достигает оптимального уровня. В данном случае речь идет о дефицитарности базовых структур отношения к миру, которая выражается в снижении эмоционального благополучия ребенка. Это создает неблагоприятные условия для его общего психического развития.

B заключении отметим, что следующим фактором, влияющим на возникновение девиантного поведения у женщин во время беременности, является индивидуально-психологический.

В своих исследованиях Г.Г. Филиппова выделила личностный фактор, в котором уделила особое значение реакции женщины на констатацию факта беременности, он состоит из восьми вариантов переживания идентификации беременности (в зависимости от личностных особенностей и сложившейся ситуации):

1. Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая устойчиво сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливается. Впоследствии характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств и своих действий, эмоциональное состояние актуализируется легко и отличается живостью и непосредственностью. Женщины склонны подробно и неоднократно обсуждать причины своих негативных переживаний, оправдывать их неожиданностью, тревогой за сохранение беременности (если беременность интерпретируется как желанная). Если беременность нежеланная, то тревога сопровождается другими переживаниями (досада, страх).

2. Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерянность, разочарование). Она достаточно явно выражена и продолжается до уточнения факта беременности. После этого происходит смена эмоционального состояния на положительное: удовлетворение от подтверждения планов, радость, приятное удивление.

3. Слабо выраженные отрицательные эмоции, которые обычно не предваряют, а перемежаются с более выраженными положительными. Основное состояние можно описать как удовлетворение, радостное удивление, в сопровождении периодически возникающей озабоченности и сожаления. После уточнения наличия беременности возникает состояние «принятия факта» и сосредоточения на задачах, связанных с беременностью. Особо сильно выраженных положительных эмоций не наблюдается, хотя общая оценка своего состояния явно положительная. Большое значение имеют ожидания близких, отвечая которым женщина часто склонна преувеличивать свою собственную радость. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности, характеризующий женщину как зрелую, готовую к материнству, понимающую всю важность происходящих в ее жизни перемен и принимающую свою беременность как желательную; готовую перестраивать свою жизнь в ориентации на ребенка.

4. Эйфорическое состояние. Все переживания очень сильно выражены и абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабоченности, сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при недостаточной рефлексии неизбежных изменений в жизни, непринятии на себя ответственности, общей личностной незрелости. В этих случаях любое нарушение «идеального течения беременности» (как в отношении физиологии, так и внешних условий) ведет к появлению страха, резкой смене общего эмоционального состояния.

5. Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. При осознании нежелательности беременности и невозможности ее прерывания возможны депрессивные или аффективные эпизоды, адресация к внешним причинам, мешающим принятию беременности. При этом обычны раннее появление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность. В некоторых случаях в качестве причин своих состояний и переживаний расцениваются наличие соматических заболеваний, осложняющих беременность, семейные и социальные условия.

6. Слабо выраженное амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами этого могут быть недостаток денег, заболевания типа простуды, срочное неотложное дело. Чаще всего женщина объясняет потом это так: «Когда хватилась, уже поздно было». Последствия зависят от конкретной ситуации: от благополучной коррекции до отказа от ребенка.

7. Неправдоподобно длительная идентификация беременности. Налицо уже все признаки беременности, однако, они интерпретируются как отравление, нарушение менструального цикла. Чаще всего в таких случаях соматические ощущения бывают смазаны, живот начинает увеличиваться поздно, женщины говорят, что нарушения цикла у них бывает часто. При подробном обсуждении обстоятельств и самочувствия женщины позволяет заключить, что подозрения на беременность возникали, но активно подавлялись. Такое состояние чаще всего обнаруживается у женщин, впоследствии отказывающихся от ребенка.

8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимости от решения о ее сохранении. В разных случаях в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей женщины первые негативные эмоции могут переходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрессивное состояние, либо сохраняется аффективно-отвергающее отношение. Обычно в этих случаях беременность идентифицируется вовремя. Исключение составляют редкие случаи (нарушение цикла, прод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: