Многообразие крестьянских типов и образы «правдоискателей» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»




«Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…»

Н. А. Некрасов создаёт собирательный образ многоликого русского народа с крестьянскими радостями и горестями, жаждой свободы и счастья. Отмена крепостного права не привела к улучшению жизни простых людей, а превратила их во временнообязанных, продолжающих существование в кабале.

Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающего к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, дающим богатую пищу для размышлений о судьбах России. В поисках счастья странники слышат ответ: счастье в чистой совести, в семье, в правде и борьбе во благо народа.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» напоминает народно-поэтическое сказание о поиске правды и счастья. Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Все они из разных деревень, у каждого своя судьба, но все они хотят докопаться до истины.

Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.

Основной сюжет поэмы построен на том, что видят ходоки во время своих странствий по Руси. Но по большей части странники сталкиваются с нищенской и безрадостной жизнью, где счастье мужицкое «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».

Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.

— А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина, —

Сказал, подсевши к странникам,

Деревни Дымоглотова

Крестьянин Федосей. —

Коли Ермил не выручит,

Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего... —

«А кто такой Ермил?

Князь, что ли, граф сиятельный?»

— Не князь, не граф сиятельный,

А просто он — мужик!

Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине. В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям. Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.

Образ русской женщины и её нелёгкой доли раскрыт в судьбе Матрёны Тимофеевны. Она подробно рассказывает историю своей жизни, в который счастье было только тогда, когда она жила в родительском доме. Затем она испытала множество потрясений, но это не сломило её. «Красивая, строгая и смуглая», она поражает своей силой и стойкостью. Через её образ Некрасов показал израненную, терпеливую народную душу, которая изливает свою тоску песнями.

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти...

В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ. В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью. Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.

Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.

...Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.

В деревне Босове Яким

Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.

По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.

Домашнее задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: