Развитие капиталистичесаких отношений в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси во второй половинеХІХ - начале ХХ в.




Отмена крепостного права стало наиболее з начительным событием социально – экономического развития Беларуси во второй половинеXIX в. Причины отмены крепостного права заключались в том, что существование феодально-крепостнических отношений обуславливало отсталость страны. Феодальные пережитки проявлялись в отсутствии у крестьян собственности на землю и личной свободы. Царское правительство решило провести реформу с/ х «сверху», не ожидая, пока аграрный вопрос будет решен «снизу» путем крестьянского бунта.

Условия освобождения крестьян от крепостной зависимости были определены в Манифесте Александра II от 19 февраля 1861г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права. Но крестьяне не получили земли. Земля оставалась собственностью помещиков.Крестьяне должны были выкупать землю по установленной правительством цене. Государство закладывало за крестьян 4/5 выкупной суммы, возвращать которую крестьянам нужно было на протяжении 49 лет с большими процентами. Размер выкупа значительно превышал реальную стоимость земли.До полного выкупа земли крестьяне считались временнообязанными и должны были за пользование наделом землиотрабатывать барщину илиплатитьпомещику чинш (денежный оброк). Поземельные отношения временнообязанных крестьян и помещиков оформлялись в документах - уставных грамот. Их составляли представители местных помещиков.

В Витебской и Могилевской губерниях (общинное землепользование) устанавливались высший (от 4 до 5,5 десятины) и низший (от 1 до 2 десятин) размеры наделов. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях (подворное землепользование) крестьяне могли выкупить свой дореформенный надел.

В результате реформы помещики в Беларуси сохранили в собственности более половины всех земель (примерно в 2 раза больше, чем в европейской части России). Крестьянские наделы в Беларуси составили только 1/3 всей земли.

Под воздействием восстания 1863-1864гг. в условия реформы на Беларуси были внесены изменения: прекращалось временнообязанное положение крестьян, они переводились на обязательный выкуп земельных наделов, размер выкупных платежей был снижен на 20 %.

Реформа обусловила медленное развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве по «прусскому» пути, связанному с сохранением помещичьей собственности на землю. Но освобождение миллионов крестьян от крепостной зависимости создало необходимый для развития капиталистического производства рынок рабочей силы.

Социально-экономическое развитие Беларуси в начале XX в. было связано с проведением столыпинской аграрной реформы. Осуществление реформы началось с 1906г. по инициативе премьер-министра России П.А. Столыпина. Ее первоначальным этапом стало разрушение крестьянской общины и закрепление общинных земельных наделов в личную собственность крестьян. Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе (участок в пределах деревни). Если крестьянин переселялся из деревни на участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьяне, которых назвали кулаками. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии.

Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной плодородной земли. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы, обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулись назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.Результатом реформы стало развитие капитализма в сельском хозяйстве по «американскому пути», связанному с созданием сельской буржуазии (зажиточного крестьянства) в качестве опоры царского правительства.

Особенностью столыпинской реформы стало введение в 1911г. земств (выборные органы местного самоуправления ) в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Земства напо предложению Столыпина вводились только в восточных губерниях Беларуси. Помещикам «польского происхождения», преобладавшим в западных губерниях (Гродненской, Виленской и Ковенской), царское правительство после восстания 1863—1864 гг. не доверяло, поэтому земства там не вводились.

 

Развитие промышленности Беларуси стало одним из признаков модернизации – перехода от феодального к капиталистическому способу производства. Еще в 30-е гг. XIX в. начал происходить переход от ремесленного производства к фабричному, когда были построены первые суконные фабрики в местечках Хомск и Коссово Гродненской губернии. На этих фабриках применялись паровые двигатели, что считается признаком перехода от ручного труда к машинному.

Процесс промышленного развития в Беларуси имел свои особенности:

1. под воздействием российского и европейского рынков определилась специализация белорусской промышленности по переработке местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. Развивалось картонно-бумажное производство (Добрушская бумажная фабрика), лесохимическое и спичечное производство (спичечные фабрики находились в Пинске, Мозыре, Бобруйске, Борисове);

2.размещение промышленности преимущественно в сельской местности - ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы;

3. большую долю в Беларуси составляло ремесленное и мануфактурное мелкое производство (предприятия с 5-15 рабочими, без парового двигателя). Крупнейшим предприятием считалась табачная фабрика Шерешевского в Гродно (1445 рабочих);

4.низкий уровень концентрации производства. Концентрация производства увеличилась в началеXX в. в процессе создания акционерных обществ и синдикатов. Российским и иностранным акционерным обществам принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина», электрическая станция и трамвай в Витебске,

Развитие капиталистического хозяйства, становление товарно-денежных отношений зависели от развития путей сообщения. В наибольшей степени потребностям буржуазного развития отвечало ж/д строительство. Через Беларусь прошли важнейшие магистрали: Московско-Брестская, Либаво-Роменская, Риго-Орловская, Полесская

В XIX в. в Беларуси наблюдался быстрый рост городов, их насчитывалось 42. Но города не превратились в крупные промышленные центры. В первую очередь росли города, ставшие железнодорожными узлами или станциями. Произошли существенные перемены в облике белорусских городов. Вместо городской площади роль центра стала выполнять главная улица, соединявшая железнодорожный вокзал с историческим центром. Центры крупных городов были обеспечены водопроводом, канализацией, электрическим освещением, телефонной линией. В конце XIX в. в Минске открылась конная железная дорога, а в Витебске был пущен. В начале XX в. в качестве общественного транспорта стал использоваться автомобиль. Своеобразным был состав городского населения, в котором преобладали евреи, что было связано с «чертойеврейской оседлости». Несмотря на рост жителей в городах, их удельный вес практически не изменился, так как сельское население росло еще быстрее.

Характерными для белорусских губерний оставались местечки - населенные пункты, занимавшие промежуточное положение между городом и деревней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: