Тест «Эгоцентрические ассоциации»

 

Этот тест позволяет определить эгоцентрическую направленность личности.

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Не­обходимо дописать их. Испытуемый должен сделать это быстро, не раз­думывая, записывая первую пришедшую в голову мысль.

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дальше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...  
10. Несколько лет тому назад...  
11. Самое важное то, что...  
12. На самом деле...  
13. Только...  
14. Настоящая проблема в том, что...  
15. Неправда, что...  
16. Придет день, когда...  
17. Самое большое...  
18. Никогда...  
19. В то, что...  
20. Вряд ли возможно, что...  
21. Главное в том, что...  
22. Иногда...  
23. Лет эдак через двенадцать...  
24. В прошлом...  
25. Дело в том, что...  
26. В настоящее время...  
27. Самое лучшее...  
28. Принимая во внимание...  
29. Если бы не...  
30. Всегда...  
31. Возможность...  
32. В случае...  
33. Обычно...  
34. Если бы даже...  
35. До сих пор...  
36. Условие для...  
37. Более всего...  
38. Насчет...  
39. С недавнего...  
40. Только с тех пор...  

 

Обработка результатов. Цель обработки – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэго­центрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с задани­ем. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы законче­ны были все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать тест нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются личные местоимения первого лица единственного числа: я, мне, мною и т.д., при­тяжательные местоимения: мой, моих и т.д. Учитываются также начатые, но не законченные испытуемым предложения, содержащие данные мес­тоимения и предложения, в которых имеется глагол первого лица един­ственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл, затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27 — 40 баллов — высокий.

 


Методика «Склонность к одиночеству»

Данная методика позволяет изучать склонность к одиночеству, сте­пень ее выраженности.

Инструкция. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа ставится знак «плюс» («да»), при не­согласии — знак «минус» («нет»).

1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.

2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

4. Временами мне лучше среди людей, временами предпочитаю одиночество.

5. В одиночестве я скучаю по людям.

6. В большинстве случаев я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.

7. Я не боюсь одиночества.

8. Я боюсь одиночества, и, тем не менее, получается так, что нередко я оказываюсь в одиночестве.

9. Я люблю одиночество.

10. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с не­
приятностями.

Обработка результатов. За положительные ответы по позици­ям 2, 7, 9 и за отрицательные по позициям 1, 3, 8 проставляется по (+3) балла; за положительные ответы по позициям 4, 5, 6, 10 - по (+1) баллу; за положительные ответы по позициям 1, 3, 8 и за отрицательные по позициям 2,7,9 - по (-3) балла. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака.

Интерпретация. Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено у обследуемого стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление отсутствует.


Краткая шкала оценки психического статуса

Авторы М. F. Folstein, S. E. Folstein, P. R.McHugh.

 

Ориентировка во времени

Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правиль­но называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обсле­дование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка — 5 баллов.

Восприятие

Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь за­помнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценива­ется в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка — 3 балла.

Концентрация внимания

Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. До­статочно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижа­ет оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» — ставится 4 балла; если «ялмзе» — 3 балла и т.д. Максимальная оценка — 5 баллов.

Память

Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые за­учивались им раньше — это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции
Инструкция.

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценива­ется в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное со­вершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом лис­те бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и граммати­чески законченное предложение. Предложение должно содержать подле­жащее и сказуемое, а также — иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен пе­рерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перери­совке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитывают­ся искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

 

Форма протокола

 

  Когнитивная сфера   Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)»   0-5
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)»   0-5
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета»   0-3
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Про­изнесите слово "земля" наоборот»   0-5
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли рань­ше» (см. п. 3)   0-3
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок»   0-2 0-1 0-3   0-1 0-1 0-1
Общий балл. 0-30

 

Обработка результатов. Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 бал­лов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следу­ющие значения:

28— 30 баллов — нет нарушений когнитивных функций;

24—27 баллов — легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20—23 балла — деменция легкой степени выраженности;

11—19 баллов — деменция умеренной степени выраженности;

О—10 баллов — тяжелая деменция.


Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)

 

Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.

Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?

Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой про­блеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценива­ли в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных отве­тов приведены ниже.

Критерий 1. Фактуальные знания:

- кто, где, когда;

- примеры возможных ситуаций;

- варианты выбора (формы любви и брака).

Критерий 2. Процедурные знания:

- стратегии сбора информации, принятия решений и советования;

- выбор времени для советования и контроль эмоциональных реак­ций;

- анализ «затрат на результат», сценарий;

- анализ целей и средств.
Критерий 3. Контекстуальные знания:

- возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на­
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.

Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:

- отделение личных ценностей от ценностей других людей;

- религиозные предпочтения;

- современные / будущие ценности;

- культурно-исторический релятивизм.

Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:

- отсутствие идеального решения;

- оптимизация соотношения «приобретения/потери»;

- невозможность полного предсказания будущего;

- запасные варианты решения.

 

Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предло­женной дилеммы.

Низкая оценка. «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет — это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».

Высокая оценка. «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае су­ществуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная бо­лезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».

Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение позна­вательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрес­сирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно неболь­шим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!