Глава 1. Теоретические основы построения интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта




Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы построения интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта 10

1.1. Особенности оценки эффективности реализации образовательного проекта и основные подходы к ее измерению 10

1.2. Понятие интегральной оценки эффективности реализации образовательного проекта. 15

1.3. Построение интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта. 21

Глава 2. Экспериментальная оценка эффективности реализации образовательных проектов на основании интегральной модели 36

2.1. Интегральная модель оценки эффективности реализации проекта по разработке и внедрению образовательной программы 36

2.2. Применение интегральной модели к оценке эффективности реализации проекта 1. 45

2.3. Применение интегральной модели к оценке эффективности реализации проекта 2. 62

Заключение 67

Библиографический список 69

Приложения 78

 

 

Нужен 14 шрифт, разные межстрочные интервалы, должен быть 1,5!!! В оглавлении тоже!

В заголовках параграфов в тексте не должно быть переносов.

В первом предложении Введения может убрать слово инновационный? Пусть оно потом появится. Названия Приложений должны быть посредине в строке.

По моей проверке 92,43% оригинальность текста


 

Введение

 

Любой инновационный проект (в том числе в сфере образования) – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс мероприятий, обеспечивающих решение конкретной задачи, приводящей к инновации. Целью инновационного проекта является создание новой или изменение существующей системы для повышения эффективности ее функционирования. За последние годы было издано большое количество научных работ, посвященных оценке эффективности инновационных проектов.

Разработка подхода к оценке эффективности проекта начинается с выявления проблемы, формулировки цели и выбора определённых количественных критериев (показателей), значения которых позволят сделать вывод о том, в какой мере достигнута поставленная цель при реализации проекта [Нов]. Под эффективностью в общем смысле понимается оценка достигнутых результатов с учетом произведенных затрат (в частности, оценка соотношения «результат/затраты» [Исо], [Крат], [Кура].

Теоретические основания исследования. Методика расчета отдельных показателей эффективности проектов и построения интегральных оценок на их основе и количественной оценки рисков достаточно полно представлена в научной и учебно-методической литературе по проектной деятельности, принятию управленческих решений, менеджменту, математическому моделированию, экономическому и инвестиционному анализу в работах А.Б. Алехина [Алех], Д.А. Гаранина [Гар], И.Г. Ивасенко [Ивас], Б.П. Ивченко [Ивч], Э.А. Смирнова [Смир], Н.В. Хованова [Хов], С.И. Щелобаева [Шел], Е.В. Шикина [Шик] и др. Но в сфере образования проблема построения подобной оценки далека от решения. Несмотря на то, что интегральные оценки все шире применяются в сфере образования (введение балльно-рейтинговой системы знаний студентов, расчет заработной платы преподавателей вузов на основании эффективного контракта, проведение рейтинга вузов и т.п.), общего подхода к построению интегральной оценки (а значит, сопоставлению результатов и затрат в целом) в научной и учебно-методической литературе не представлено.

Объясняется это, в основном тем, что достигнутые результаты от внедрения проекта и произведенные при этом затраты в образовательной сфере обычно не имеют явного количественного выражения и расчет эффективности как сопоставления результатов и затрат представляет сложности. Поэтому обоснование эффективности образовательных проектов часто производят на основании анализа системы показателей без расчета интегральной оценки, что затрудняет их сопоставление и оценку эффективности как сопоставление полученных результатов к произведенным затратам. Распространен также подход, когда оценка эффективности образовательных проектов сводится к расчетам интегральных оценок по небольшой группе показателей, для которых методика расчетов этой оценки детально разработана. Например, в работах В.А. Лукова [Лук], И.И. Мазура, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге [Маз], Л.Г. Матвеевой [Матв] и других количественная оценка эффективности проекта демонстрируется для оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения их окупаемости.

При этом проблема «сведения» отдельных показателей эффективности образовательного проекта, т.е. разработка подхода к построению интегральной оценки в последние годы обсуждается достаточно часто. Исследователи М.А. Буралова, Н.Ч. Гусейнова [Бура] разделяют оценки целевой и экономической эффективности и подчеркивают, что выполнение подобных оценок является многокритериальной задачей. Е.А. Бадеева [Бад], А.И. Гусева и Е.Б. Весна [Гус], анализируя различные подходы к оценке эффективности образовательных проектов, приходят к выводу, что наиболее адекватной является интегральная модель на основе системы сбалансированных показателей. В.С. Киреев [Кир], Т.М. Бургаева, М.Г. Коляда [Коляда] обосновывают целесообразность построения модели интегральной оценки образовательных проектов с помощью метода иерархий. Несмотря на то, что в научной и учебно-методической литературе предлагаются различные подходы к построению интегральной оценки эффективности проектов в сфере образования, можно отметить определенные противоречия к предлагаемым моделям оценки и тем требованиям, которым эта оценка должна удовлетворять.

Несмотря на то, что оценка эффективности проекта должна подразумевать сопоставление достигнутых результатов к произведенным затратам, в сфере образования распространен подход, когда эффективность проекта оценивается путем сравнения определенных результативных показателей до и после внедрения проекта. Иными словами, оценка эффективности проекта подменяется оценкой его результативности. Кроме того, сравнение результативных показателей до и после внедрения проекта позволяет оценить эффективность проекта только после того, как проект уже «запущен». Это представляется нецелесообразным, поскольку его внедрение может быть связано с достаточно большими затратами (не только финансовыми), которые будут потрачены впустую. Поэтому модель оценки эффективности проекта должна быть построена таким образом, чтобы возможно было дать заключение об эффективности проекта (и его целесообразности) не только после, но и до его внедрения.

Таким образом, можно утверждать, что налицо следующие противоречия:

– С одной стороны, значительное количество теоретических моделей для оценки эффективности проектов в различных сферах деятельности, с другой стороны – недостаточность теоретических разработок по проблеме оценки эффективности реализации образовательных проектов.

– С одной стороны, явная необходимость педагогической практики и педагогического менеджмента в оценке эффективности реализации образовательных проектов, с другой стороны – отсутствие стандартизированных процедур оценки эффективности реализации образовательных проектов с учетом специфики последних.

– С одной стороны, требование учета при оценке эффективности реализации проектов большого числа показателей, с другой стороны – отсутствие прямых указаний на то, каким образом эти показатели можно сопоставлять.

Отмеченные противоречия между предлагаемыми подходами к оценке эффективности образовательных проектов и теми требованиям, которым она должна удовлетворять, а также отсутствие стандартизированного подхода к построению модели подобной оценки обусловливают актуальность исследования.

Объект исследования – эффективность реализации образовательного проекта.

Предметом исследования выступает оценка эффективности реализации образовательного проекта.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта и ее апробация.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что использование интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта позволит получать более объективные суждения относительно его эффективности, если:

– модель разработана с учетом понимания специфики образовательного проекта;

– модель основана на идее иерархии отдельных показателей его эффективности;

– модель воплощает идею универсальности с точки зрения возможности ее модификации в зависимости от специфики конкретного образовательного проекта;

– модель позволяет дать не только фактическое, но и предварительное заключение об эффективности образовательного проекта и оценить связанные с его внедрением риски.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Анализ особенностей оценивания эффективности реализации образовательного проекта;

2. Анализ основных подходов к построению интегральных оценок и обоснование требований к интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта;

3. Разработка и обоснование интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта.

4. Демонстрация применения разработанной интегральной модели для оценки эффективности реализации конкретных образовательных проектов.

Теоретические методы исследования: для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались общенаучные методы: абстрагирования, сравнения, анализа, синтеза и др.

Эмпирические методы исследования: сбор статистической информации, анкетирование, методы статистического и экономического анализа, методы математического моделирования.

Научная новизна исследования:

– разработан и обоснован стандартизированный подход к оценке эффективности реализации образовательного проекта, позволяющий учитывать специфику проекта и оценивать его риски;

– зафиксирован факт возможности успешного применения интегральной модели к оценке эффективности реализации конкретных образовательных проектов.

Теоретическая значимость работы выражается в том, что разработанная интегральная модель позволяет формализовать такое сложное понятие как «эффективность образовательного проекта» и предлагает универсальный подход к оценке эффективности реализации образовательных проектов, позволяющий произвести оценку не только экономического, но и социального эффекта от реализации образовательного проекта в количественном выражении. В целом исследование вносит вклад в теорию педагогического менеджмента, расширяя понимание проблемы оценивания с использованием математических методов.

Положения на защиту:

1. Интегральная модель оценки эффективности реализации образовательного проекта состоит в построении иерархической системы отдельных показателей его результативности и затрат и расчете на каждом уровне иерархии средневзвешенной оценки показателей с учетом их значимости. Согласно иерархии показателей, интегральная оценка эффективности представляется в виде средневзвешенной оценок экономической и социальной эффективности. В свою очередь, социальная эффективность представляется в виде средневзвешенной оценки нефинансовых результатов (средневзвешенной оценки востребованности проекта и специфических показателей, определяемых его целями), а нефинансовые затраты представляются в виде средневзвешенной оценки затрат, связанных с человеческим потенциалом и материально-технологических затрат.

2. Предлагаемая интегральная модель оценки эффективности реализации образовательного проекта обладает свойством универсальности, т.е. может быть применима к любому образовательному проекту, но в то же время позволяет учитывать специфику конкретного проекта вследствие модификации набора специфических показателей нефинансовых результатов и значений коэффициентов значимости;

3. Предлагаемая интегральная модель позволяет оценивать риски реализации образовательного проекта и давать предварительное заключение о целесообразности внедрения проекта.

Практическая значимость: разработанная интегральная модель позволяет более объективно оценивать эффективность реализации образовательных проектов. Методика построения интегральной модели оценки может быть использована для оценки эффективности реализации проектов в социальной сфере.

Информационной базой написания работы являются нормативные документы, научная и учебно-методическая литература по теме исследования, ресурсы Интернет, статистические данные.

Апробация работы: научные положения и результаты исследований нашли отражение в 4 печатных трудах автора, в том числе в качестве материалов международных научных конференций.

База исследования: Кировский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – Кировский филиал РАНХиГС).

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии к разделам (78 названий) и приложения; содержит 30 таблиц и 21 иллюстрацию. Основной текст работы изложен на 70 страницах, включая таблицы и иллюстрации.

 


Глава 1. Теоретические основы построения интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: