Интегральная модель оценки эффективности реализации проекта по разработке и внедрению образовательной программы




 

В данном параграфе мы проведем конкретизацию предлагаемой интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта (далее – интегральной оценки) для проекта по разработке и внедрению образовательной программы дополнительного образования. Для проведения расчетов может быть написана специальная программа на одном из высокоуровневых языков программирования. Однако в рамках данной работы мы ограничиваемся созданием шаблона расчетов в MS EXCEL. Данный выбор объясняется следующими соображениями:

· MS EXCEL установлен практически повсеместно;

· MS EXCEL достаточно прост в использовании и не требует от пользователя специального образования;

· Проведение расчетов в MS EXCEL наглядно, благодаря чему пользователь может вносить коррективы в шаблон в зависимости от специфики своего проекта.

Конкретизация интегральной модели эффективности подразумевает формирование перечня специализированных показателей результативности и уточнение остальных показателей в зависимости от специфики проекта.

Поясним расчет оценки экономической эффективности.

Выручка от внедрения новой образовательной программы складывается из оплаты обучения. Таким образом, выручка зависит от стоимости курса, частоты проведения курсов и численности групп.

Затраты складываются из постоянных затрат (аренды помещения, покупки необходимого оборудования, программного обеспечения, рекламных затрат) и переменных затрат (в основном, оплаты труда преподавателей).

Значения финансовых показателей PI и PP зависят от нормы дисконтирования. При расчетах будем использовать норму дисконтирования в размере темпов инфляции в текущем году (источник информации – региональная база статистических данных «Кировская область» [Базы]).

Шаблон для расчета показателей PI, PP и IRR и оценки экономической эффективности представлен в Приложении 1.

Для расчета оценок нефинансовых результатов и затрат необходимо провести операцию нормирования исходных показателей, находящихся на низшем уровне иерархии. Для этого указываются нормативные максимальное и минимальное значение показателей. Выход за рамки этих значений автоматически означает, что проект должен быть признан неэффективным.

Цель проекта по разработке и внедрению образовательной программы заключается в подготовке высококвалифицированных и востребованных кадров для региона. Эта цель определяет систему специфических показателей результативности проекта. Оценка степени достижения указанной цели может оцениваться по следующим направлениям:

§ Оценка качества образовательной программы.

§ Оценка качества подготовленных специалистов.

§ Дополнительные показатели внутреннего функционирования образовательного учреждения.

Оценка качества программы может осуществляться на основании субъективных и объективных показателей. Субъективные показатели отражают оценку программы (входящих в нее дисциплин, рассматриваемых тем, количества занятий, которые планируется проводить в специально оборудованных лабораториях и т.п.) сотрудниками и преподавателями учебного заведения и потенциальными работодателями. К объективным показателям качества программы относиться степень ее соответствия требованиям образовательных стандартов, а также доля преподавателей-практиков, которых планируется привлечь для чтения лекций и проведения семинарских (лабораторных) занятий. После внедрения подобного проекта к субъективным показателям качества программы добавляется ее оценка слушателями (студентами).

Подробный перечень показателей приводится в таблице 5.

Таблица 5

Показатели оценки качества образовательной программы

1. Оценка качества образовательной программы
Показатели до внедрения после внедрения значения направление
Оценка потенциальных работодателей (на основании анкеты) да да 1--5 Пол
Оценка выпускников (на основании анкеты) нет да 1--5 Пол
Соответствие образовательным стандартам да да 0 и 1 Пол
Доля преподавателей-практиков да да 0%--100% Пол
Доля интерактивных занятий да да 0%--50% Пол
Доля занятий, проводимых в специализированных лабораториях, с выходом на предприятия и в организации, являющиеся местом потенциального трудоустройства выпускников да да Максимальный показатель определяется в зависимости от специфики программы Пол

 

Оценка качества программы потенциальными работодателями и выпускниками определяется как средняя оценок, указанных в анкетах.

Шаблон для расчета оценки качества программы представлен в Приложении 2.

 

Оценка качества подготовленных специалистов может осуществляться только после внедрения программы. Субъективно качество подготовки выпускников оцениваться на основании опроса работодателей и выпускников (среднее арифметическое оценок, указанных в анкете). К объективным показателям оценки качества подготовленных специалистов относятся оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, результаты государственной итоговой аттестации, показатели участия студентов (слушателей) в олимпиадах, конкурсах и т.п.

Подробный перечень показателей приводится в таблице 6.

Таблица 6

Показатели оценки качества подготовленных специалистов

Оценка качества подготовленных специалистов
Показатели до внедрения после внедрения значения направление
Оценка работодателей нет да 1--5 пол
Оценка выпускников (на основании анкеты) нет да 1--5 пол
Результаты итоговой аттестации нет да средний балл пол
Оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций нет да 0-100 баллов пол
Участие студентов (слушателей) в олимпиадах, конкурсах и т.п. по тематике программы нет да 0%--50% пол

 

Шаблон для расчета оценки качества подготовленных специалистов представлен в Приложении 3.

К показателям внутреннего функционирования образовательного учреждения можно отнести те результаты, которые свидетельствуют о положительном влиянии внедренной программы на образовательный процесс: количество научных работ студентов (слушателей) или преподавателей по тематике образовательной программы, количество проведенных научных конференций и круглых столов, установление дополнительных связей с другими образовательными организациями, предприятиями (организациями) как местами практики и будущего трудоустройства выпускников, органами власти и т. п.

Подробный перечень показателей приводится в таблице 7.

Таблица 7

Дополнительные показатели внутреннего

функционирования образовательного учреждения

Дополнительные показатели внутреннего функционирования образовательного учреждения
Показатели до внедрения после внедрения Значения направление
наличие научных работ студентов и преподавателей по тематике программы да да 0 и 1 пол
возможность создания сетевой программы да да 0 и 1 пол
установление дополнительных связей с образовательными организациями да да 0 и 1 пол
установление дополнительных связей с органами власти да да 0 и 1 пол
установление дополнительных связей с предприятиями и организациями, потенциальными местами трудоустройства будущих выпускников да да 0 и 1 пол
организация научных и научно-практических конференций, круглых столов и т.п. по тематике программы Да да фактическое значение пол

 

Шаблон для расчета оценки дополнительных показателей функционирования образовательной организации представлен в Приложении 4.

Востребованность программы может оцениваться до и после внедрения проекта. Субъективные показатели востребованности программы базируются на результатах опроса работодателей, студентов (слушателей), а также потенциальных слушателей. Объективные показатели могут опираться на нормативные документы, статистические данные и т.п.

Перечень показателей приводится в таблице 8:

Таблица 8

Показатели востребованности программы

Показатели востребованности программы
Показатели до внедрения после внедрения значения направление
наличие в регионе образовательной организации, реализующей данную программу да да 0 и 1 отр
наличие программ развития предприятий и организаций региона, в рамках которых предусмотрена подготовка специалистов по данной программе да да 0 и 1 пол
наличие соглашений между образовательной организацией и предприятиями и организациями для обучения их сотрудников да да 0 и 1 пол
мнение работодателей о недостаточной подготовке сотрудников в вопросах, затрагиваемых в программе да да Доля опрошенных, считающая, что подготовка недостаточная пол
численность студентов (слушателей) да да фактическое значение пол
Продолжение таблицы 8
доля обучающихся по программе по собственной инициативе от общего числа слушателей Да да 0% – 100% пол
доля обучающихся по программе из других регионов от общего числа слушателей Да да 0% – 100% пол
доля студентов (слушателей) образовательной организации, желающих получить дополнительное образование по данной программе Да да 0% – 10% пол
наличие обращений в приемную комиссию (отдел дополнительного образования, на сайт и т.п.) по поводу наличия данной образовательной программы Да Да 0–1 пол
наличие документально подтвержденной потребности в необходимости подготовки кадров по данной программе для региона Да Да 0–1 пол

 

Шаблон для расчета оценки востребованности программы представлен в Приложении 4.

Затраты на разработку и внедрение образовательной программы целесообразно оценивать с точки зрения имеющихся ресурсов. Материально-технологические затраты включают в себя сведения о наличии необходимых площадей, специализированных помещений, специального оборудования или программного обеспечения, а также своевременного получения информации об изменениях внешней среды, о ходе работ по разработке и внедрению проекта и т.п.

Перечень показателей затрат, связанных с человеческим потенциалом, приводится в таблице 9:

Таблица 9

Показатели материально-технологических затрат

Материально-технологические затраты
Показатели до внедрения после внедрения значения направление
наличие помещения да да 0 и 1 пол
Наличие оборудования да да 0 и 1 пол
Наличие программного обеспечения да да Фактическое значение пол
Возможность получения регулярной информации да да 0 и 1 пол

 

Шаблон для расчета оценки материально-технологических затрат представлен в Приложении 5.

В таблице 10 приводится перечень показателей затрат, связанных с человеческим потенциалом:

Таблица 10

Показатели затрат, связанных с человеческим потенциалом

Показатели затрат, связанных с человеческим потенциалом
Показатели до внедрения после внедрения значения направление
наличие преподавателей практиков для преподавания специальных дисциплин да да 0-100% пол
наличие преподавателей (не практиков) для преподавания общих и специальных дисциплин да да 0-100% пол
Доля штатных преподавателей да да 0-100% пол
Продолжение таблицы 10
Процент остепененности преподавателей да да 0-100% пол
Процент преподавателей, которым необходимо пройти дополнительное обучение да да 0-100% отр
Готовность персонала к внедрению проекта да да 0-1 пол

 

Шаблон для расчета оценки затрат, связанных с человеческим потенциалом, представлен в Приложении 6.

С точки зрения количественной оценки нефинансовых затрат сложность может вызывать оценка готовности персонала к внедрению проекта. Представляется целесообразным оценить масштаб необходимой работы с персоналом модели ADKAR. Смысл данной модели состоит в том, что для успешного внедрения нововведения (новой программы) сначала необходимо способствовать изменениям каждого конкретного человека. В модели ADKAR выделяются 5 составляющих:

· Awareness – Осведомленность и понимание

· Desire – Желание и готовность

· Knowledge – Знание

· Ability – Возможность

· Reinforcement – Подкрепление

Эффективные изменения описывается мультипликативной моделью:

A×D×K×A×R,

где каждый из множителей оценивается в пределах от 0 до 1 (или от 0% до 100%). Основное свойство модели – если хотя бы по одной из составляющих не достигнут определенный допустимый уровень, существенных изменений не произойдет. Таким образом, для оценки готовности коллектива к внедрению проекта, нужно оценить каждую из пяти составляющих.

После введения показателей, находящихся на нижнем уровне иерархии (исходных данных) и коэффициентов значимости расчет оценок на высших уровнях иерархии производится автоматически. Шаблон для расчета интегральной оценки эффективности реализации проекта представлен в Приложении 7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: