Применение интегральной модели к оценке эффективности реализации проекта 2




 

Местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление – один из важнейших институтов, необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни любого государства, считающего себя правовым. Для успешного функционирования данного института необходимы хорошо подготовленные специалисты в области государственного и муниципального управления, специализирующиеся на вопросах местного самоуправления. Однако практика показывает, что в программе подготовки муниципальных и государственных служащих уделяется недостаточное внимание вопросам местного самоуправления.

С 2006 г. в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 № 1394 (с изм. от 08.12.2005 № 744), создана Система подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления (далее – Система). Правительством Российской Федерации (распоряжение от 27.12.2010 № 2387-р) все обязанности по организации работы Системы и контролю за процессом подготовки муниципальных кадров переданы РАНХиГС, которая является основным оператором Системы. Система представляет собой объединение высших учебных заведений Российской Федерации, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных кадров, с централизованным учебно-методическим, кадровым и информационным сопровождением, а также контролем содержания учебных программ подготовки муниципальных кадров в регионах и координацией взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам подготовки кадров органов местного самоуправления.

Основным элементом Системы являются региональные вузы, наделенные статусом учебно-методических центров Системы. Именно в УМЦ, многие из которых на данный момент являются филиалами РАНХиГС, непосредственно осуществляется подготовка кадров. Однако в Кировском филиале РАНХиГС в настоящее время подготовка по указанной программе не осуществляется.

В связи с вышесказанным по инициативе РАНХиГС был инициирован проект по проведению года самоуправления. В рамках этого проекта предполагается разработка и внедрение уникальной образовательной программы по подготовке кадров местного самоуправления. Для реализации проекта выбрана Кировская область. Партнерами проекта выступают Правительство Кировской области и Кировский филиал РАНХиГС.

23 октября 2015 года в Правительстве Кировской области на рабочем совещании губернатора с главами муниципальных образований с информацией о деятельности Высшей школы государственного управления (ВШГУ) и ее Кировского центра выступил директор Кировского филиала РАНХИГС В.В.Куликов. Он рассказал об инновационной программе подготовки кадров для местного самоуправления. Программа должна включать в себя оценку и диагностику уровня личностно-профессионального развития муниципальных служащих и выявление слабых сторон их подготовки, курсы повышения квалификации и переподготовки и проектную деятельность. Всего в программе планируется создать 4 уровня, различающиеся по степени сложности и специализации.

Проект по созданию программы обучения кадров местного самоуправления решено разработать и внедрить в 2017 году, а сам проект назвать «Год местного самоуправления в Кировской области 2017».

Таким образом, целью проекта является разработка и внедрение оптимальной образовательной программы по подготовке подготовки кадров местного самоуправления и повышению их профессионального уровня.

Задачами проекта являются:

· организация обучения и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления и лиц, состоящих в кадровом резерве на замещение вакантных должностей муниципальной службы, работников муниципальных бюджетных учреждений;

· совершенствование механизма эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления, исполнительной и государственной власти Кировской области.

При оценке востребованности программы учитывается, что, согласно данным Кировстата [Базы] среднесписочная численность работников в государственных органах в Кировской области в январе-сентябре 2016 года составляет 15055 человек, из них в органах местного самоуправления 7626 человек (50,1%), в том числе 255 человек в органах законодательной власти и 7346 человек в органах исполнительной власти. Государственные служащие должны проходить курсы повышения квалификации не реже, чем раз в 3 года, поэтому можно заложить в проект организацию курсов по крайней мере дважды в год (с наполняемостью групп 10 человек).

Курсы повышения квалификации по данной тематике в г. Кирове регулярно проводятся только в рамках одного учебного заведения – Волго-Вятского филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина (МГЮА)». Объем курса «Правовое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления» составляет 40 часов. В 2014 году единовременно в Центре дополнительного образования ВятГГУ прошли курсы повышения квалификации по программе «Молодежная политика в деятельности органов местного самоуправления».

При оценке качества программы учитывается тот факт, что разработка программы осуществляется в рамках мероприятия «Год самоуправления Кировской области 1017», что предполагает проведение совещаний и круглых столов, темой которых будет обсуждение основных проблем местного самоуправления, в том числе касающихся подготовки кадров в этой сфере.

Исходные данные для предварительной оценки экономической эффективности проекта сходны с исходными данными для оценки проекта в сфере закупок. Предполагается курс в объеме 120 часов со стоимостью 9000 руб. Оплата труда преподавателей остается неизменной и составляет 200 руб. за академический час, ставка дисконтирования закладывается на основании заявленного Кировстатом [Баз] темпа инфляции в 2016 году (»6,0% годовых). При таких исходных данных проект финансово окупается уже после проведения первых курсов.

С точки зрения нефинансовых затрат (по аналогии с проектом 1) проект по внедрению образовательной программы по подготовке кадров местного самоуправления также является малозатратным. Аренда помещения не требуется, закупка специального оборудования или программного обеспечения тоже.

Обеспечение программы преподавателями-практиками обеспечивается наличием в Кировском филиале РАНХиГС успешно функционирующего центра изучения проблем местного самоуправления. Поскольку вопросы, касающиеся местного самоуправления входят в курсы дисциплин, изучаемых студентами направления обучения «Государственное и муниципальное управление», предполагается, что дисциплины, касающиеся исторического, правового и финансово-экономического аспектов местного самоуправления будут читать штатные преподаватели филиала.

В рамках проекта предполагается внедрение сетевой программы с применением дистанционных образовательных технологий, которая реализуется в филиальной сети РАНХиГС.

Расчет предварительной интегральной оценки эффективности реализации проекта представлена на рисунке 13.

 

Рисунок 13. Листинг расчета предварительной интегральной оценки эффективности реализации проекта

 

Таким образом, по предварительной оценке проект признается эффективным, т.е. целесообразным для внедрения. Отметим, что по сравнению с проектом о разработке и внедрению образовательной программы в сфере закупок проект по внедрению образовательной программы по подготовке кадров местного самоуправления признается менее эффективным.

Для оценки риска проекта проведем SWOT-анализ (рис. 14).


 

  Возможности: · Тесное сотрудничество Кировского филиала РАНХиГС с органами власти · Потребность региона в высококвалифицированных кадрах местного самоуправления · Поручение Президента РФ от 25.12.2009 г. № Пр-3484, в соответствии с которым РАНХиГС определена единственным исполнителем по оказанию услуг по подготовке и переподготовке высшего уровня резерва управленческих кадров   Угрозы: · Недостаток финансирования проекта · Низкая активность органов местного самоуправления при реализации проекта · Усиление конкуренции в сфере профессионального развития государственных и муниципальных служащих, формирование новых функциональных центров в зоне интересов Кировского филиала РАНХиГС · Возможные изменения законодательства, касающиеся местного самоуправления
Сильные стороны: · Большой опыт совместных проектов филиала с органами власти, предприятиями и организациями региона · Наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт практической деятельности · Функционирование в филиале Центра изучения проблем местного самоуправления · Высокая активность сотрудников филиала при проведении совместных проектов 1. Проведение совместных проектов Кировского филиала РАНХиГС и органов власти региона позволит филиалу закрепить за собой репутацию ОУ, научные исследования которого имеют большое значение для развития региона. 2. Работа по разработке проекта повышает компетентность преподавателей и сотрудников филиала в подготовке кадров государственного и муниципального управления. 3. Разработка и апробация уникальной программы подготовки кадров местного самоуправления повысит спрос на образовательные услуги филиала 4. Успешное проведение указанного проекта поднимает рейтинг Кировского филиала среди других филиалов РАНХиГС 1. Проведение мониторинга проблем местного самоуправления в рамках научной работы преподавателей филиала позволит снизить затраты на финансирование проекта. 2. Тесное сотрудничество с филиала с органами власти способствует широкому освещению проекта в СМИ и разъяснению его важности органам местного самоуправления и населению. 3.Высокая квалификация преподавательского состава позволит составить конкуренцию учебным заведениям, осуществляющих подготовку слушателей по данной тематике.
Слабые стороны: · Зависимость от головного вуза (отсутствие у филиала статуса юридического лица) · Недостаточный уровень развития материально-технической базы · Малый штат филиала 1. Успешное проведение проекта повышает его шансы на получение гранта на проведение подобных научных исследований, а значит, на получение дополнительных доходов. 2. Проведение определенных исследований в рамках научных студенческих работ позволит повысить их мотивацию к обучению и к занятиям научной работой 3. Необходимость в реализации проекта в Кировской области предоставляет возможность получения дополнительного финансирования от головного вуза, которое позволит улучшить материально-техническую базу. 1. Немногочисленность штата филиала и проводимые достаточно часто исследования социально- экономических проблем региона приводит к тому, что коллектив действует слаженно в одной команде и большинство преподавателей уже имеет опыт прикладных научных исследований. 2. Использование материально-технической базы органов местного самоуправления муниципальных образований позволит компенсировать недостаточный уровень развития материально-технической базы филиала.  

Рисунок 14. SWOT-анализ для оценки риска проекта.

Таким образом, к основным факторам риска, как и в предыдущем проекта относятся «среда» и «люди».

· Фактор «среда», в основном, ведет к снижению востребованности на данную программу. Подобное снижение может быть вызвано тем, что подготовка слушателей по сходной программе будет организована в ВятГУ. Ожидаем также низкий процент слушателей из других регионов, поскольку в вопросах местного самоуправления важную роль играют региональные особенности.

· Фактор «люди» ведет к недостатку педагогических кадров. Однако влияние этого фактора скорее оценивается как слабое, поскольку, как минимум, половину дисциплин могут читать штатные преподаватели филиала.

Рассмотрение пессимистического сценария показывает, что с учетом самых неблагоприятных обстоятельств интегральная оценка эффективности реализации проекта снижается с 0,78 до 0,72 баллов, т.е. на 8,3%. Поэтому проект признается малорисковым.

Выводы по главе 2

· Интегральная модель оценки эффективности реализации образовательного проекта, построенная в п. 1.3., обладает свойством универсальности, т.е. может быть применена к любому образовательному проекту, но в то же время способна учитывать специфику конкретного проекта.

· Учет специфики образовательного проекта осуществляется, во-первых, за счет формирования специфических показателей нефинансовых результатов, определяемых целью проекта, и, во-вторых, возможным изменением значений уровня значимости отдельных показателей.

· Применение интегральной модели оценки продемонстрировано для оценки эффективности реализации проекта по разработке и внедрению образовательной программы дополнительного образования.

· Предлагаемая интегральная модель апробирована для оценки эффективности проектов по внедрению образовательной программы по подготовке кадров в сфере государственных и муниципальных закупок и по подготовке кадров местного самоуправления, реализуемых на базе ФГБОУ ВО РАНХиГС (Кировский филиал). Практическое применение модели показывает, что ее использование дает достаточно адекватную оценку эффективности образовательного проекта, поскольку позволяет учитывать не только финансовые, но и социальные показатели, а также дает возможность дать предварительное заключение о целесообразности внедрения проекта и степени риска, связанного с его реализацией.


Заключение

 

Проблема адекватной оценки эффективности реализации проекта – важнейшая проблема для проектов в любой сфере. При этом под эффективностью проекта понимается количественная оценка соотношения результатов с затратами, необходимыми для его реализации.

Проблема подобной оценки осложняется тем, что результаты и затраты проектов в сфере образования описываются достаточно широким спектром достаточно разноплановых показателей, многие из которых не имеют явного количественного выражения. Смысл интегральной модели оценки заключается в том, чтобы на основании множества отдельных показателей дать оценку эффективности проекта «в целом». Несмотря на то, что интегральные оценки все шире применяются в сфере образования (введение балльно-рейтинговой системы знаний студентов, расчет заработной платы преподавателей вузов на основании эффективного контракта, проведение рейтинга вузов и т.п.), стандартизированного подхода к построению интегральной оценки в научной и учебно-методической литературе не представлено.

Поскольку методика расчета отдельных показателей эффективности проектов и построения интегральных оценок на их основе и количественной оценки рисков достаточно полно представлена в научной и учебно-методической литературе по проектной деятельности, принятию управленческих решений, менеджменту, математическому моделированию, экономическому и инвестиционному анализу, в рамках данной работы проанализированы предлагаемые методики и предложен подход к построению интегральной модели оценки эффективности с учетом специфики образовательных проектов.

На основании анализа научной и учебно-методической литературы, посвященной применению математических методов в педагогических исследованиях и построению многокритериальных оптимизационных моделей, сделан вывод о том, что для построения интегральной модели оценки эффективности реализации образовательного проекта целесообразно применить метод иерархий Саати. Смысл метода состоит в том, чтобы отдельные показатели результатов и затрат представить в виде иерархической системы и среднюю оценку показателей на каждом уровне иерархий рассчитывать как средневзвешенную с учетом коэффициентов значимости показателей.

В работе подробно описан универсальный подход к построению интегральной модели оценки эффективности проекта и показано, что предлагаемая модель обладает рядом важных свойств:

o оценивает не только экономический, но и социальный эффект от реализации образовательного проекта в количественном выражении;

o обладает универсальностью с точки зрения возможности модификации в зависимости от специфики конкретного проекта;

o обладает достаточной простотой с математической точки зрения;

o строится таким образом, что различные применяемые подходы к оценке эффективности проекта (сведение оценки эффективности к оценке окупаемости, к оценке результативности и т.п.) являлись ее частными случаями;

o дает возможность количественно оценить риск проекта, как в целом, так и по его отдельным составляющим;

o дает возможность сделать предварительное заключение о целесообразности внедрения проекта.

Практическое применение предлагаемой интегральной модели для оценки эффективности реализации проектов демонстрируется на оценке эффективности двух проектов по разработке и реализации образовательных программ дополнительного образования. Оба проекта реализуются на базе Кировского филиала РАНХиГС.

Таким образом, в работе проведено теоретическое обоснование интегральной модели эффективности реализации образовательного проекта и его апробация. Поэтому можно утверждать, что цель исследования, сформулированного во введении работы, достигнута и поставленные в соответствии с поставленной целью задачи, решены.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: