Подготовка к обучению грамоте по программе «Одарённый ребёнок»




Подготовка к обучению грамоте по программе «Развитие»

Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».

Подготовка к обучению грамоте по программе «Одарённый ребёнок»

Обучение одаренных детей грамоте рассматривается нами как многогранное и вариативное. Программа предполагает, скорее, не обучение просто чтению, a введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Мы придерживаемся современной точки зрения (по Д. Б. Эльконину) o том, что процесс обучения чтению, грамоте включает два периода: первый — связан c овладением и ориентировкой в звуковой стороне речи; второй — с освоением знаковой системы языка. Поэтому курс обучения грамоте построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому анализу и чтению. При этом мы исходим из избирательной сензитивности детей дошкольного возраста к усвоению знаний по грамо­те: дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне нашей речи, a дети 6 лет — к знаковой системе языка, к чтению. Звуковая и знаковая действительности сопряже­ны c овладением детьми определенными грамматическими правилами, консонантизмом русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

Обучение основано на моделирующем принципе, предполагающем овладение наглядными знаковыми формами опосредования разных типов познавательных и творчес­ких задач.

Вариативность программы связана, c конкретными особенностями одаренных детей в данной группе. Как правило, среди таких детей многие уже умеют читать по слогам и даже целым словом. Но вместе c тем умеющие читать дети не знают звуковой стороны речи: гласных и согласных, ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, тем более не знают, как дифференцировать звуки и проводить звуковой анализ слов. Навык чтения, имеющийся у ребят, также не связан со знанием грамматических правил русского языка. Следо­вательно, когда подбирается группа одаренных детей, уже умеющих читать, то их внимание лучше обратить на решение познавательных задач в звуковой стороне речи и грамматике, интонационной выразительности чтения.

Вариативность программы зависит от степени продви­нутости детей в той или иной области знаний по грамоте. Это означает, что программа для одаренных детей не является догмой и статичным документом, a представляет

собой весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой конкретной группы.

Программа включает следующие задачи: дети знако­мятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способом интонационного выделения звука в слове, называют слова c заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука. Дети знакомятся c понятием «родственные слова» (слова, похожие по смыслу и звучанию: свет — Света, светильник, светло, святой; высоко — высокий, высотное, ввысь, вышка и т. п.), имеющим перспективное значение для решения орфографических задач, связанных c право­писанием безударных гласных и ассимилированных согласных.

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку (что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме). Овладевают звуковым анализом слови дифференцируют звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные); определяют словесное ударение, различая ударные и безударные гласные; сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. Особое место в процессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения, это в дальнейшем способствует более быстрому переходу от слогового чтения к слитному.

Первоначальный этап обучения грамоте, словесные игры и упражнения не связаны непосредственно c моделированием этого процесса, хотя сам способ интонационного выделении звука в слове можно условно принимать за естественное моделирование.

Слоговое деление, как и интонационное выделение звука, является естественным моделированием, основанным на особом произнесении слов и звуков в них.

Моделирование звукового анализа слов начинается c материализации звукового состава (слова, состоящие из З-5 звуков) слов: картинок-схем, фишек нейтрального серого цвета. Усложнение моделей связано c введением гласных и согласных звуков c соответствующими им обозначениями (красные, синие и зеленые фишки). Введение ударения вносит дополнение к модели (черная фишка над ударным гласным звуком). B это же время модель усложняется введением слов различной звуковой конструкции (луна, лиса, сани, паук, аист, слон, мышка, ручка, вишня, слива и т. д.).

Умение работать c моделью звукового состава слов требует от детей установления последовательности звуков в слове, умения дифференцировать их по качественной характеристике; соотносить звуковой состав слов.

Преимущественной формой организации занятий является объединение детей в малые группы по 2 – 4 человека, свойственное для детей старшего дошкольного возраста и удовлетворяющее их стремление к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Программа реализуется в доступной и интересной для детей форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях c использованием наглядного материала, игрушек.

 

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Программа Одарённый ребёнок 5-6 лет»

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: