Раннее детство (1 - 3 года); прорезывание молочных зубов завершается к двум годам




Первое детство (4 - 7 лет); в 6 лет начинают прорезываться первые постоянные зубы

Второе детство (отрочество, 8-12 лет; у девочек 8 - 11 лет); активизируются процессы роста (главным образом, в длину), появляются вторичные половые признаки

Подростковый возраст (13 - 16 лет; у девочек 12 - 15 лет); активное половое созревание, формирование вторичных половых признаков; у мальчиков появляются поллюции и ломается голос, у девочек - начинаются менструации и развиваются молочные железы; у обоих полов отмечается скачкообразное увеличение роста (пубертатный скачок)

Юношеский возраст (17 - 21 год; у девушек 16 - 20 лет); окончание процессов роста и формирования организма

Зрелый возраст (22 - 60 лет; у женщин - 21 - 55 лет); существенных изменений формы и строения тела не происходит

Пожилой возраст (61 - 74 года; у женщин - 56 - 74 года); уменьшение веса и роста вследствие дстрофических и атрофических изменений тканей и органов и снижения в них воды

Старческий возраст (75 - 90 лет); изменения роста, веса и строения тела

Долгожители (свыше 90 лет)

№7Подходы к обоснованию деления онтогенеза на отдельные возрастные периоды. Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе детского развития лежит своеобразное повторение стадий исторического развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психического развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносятся с периодами исторического развития общества. Обратим внимание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».

От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания; дети этого периода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предметами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет - стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за животными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).

Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития, От рождения до 7 лет - стадия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет - стадия анализа. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация - разложение общего на составляющие элементы. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза.

ериодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его деления онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжается стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6-7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 - стадия конкретных операций, затем, начиная g 12 лет, - стадия формальных операций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью периодизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) является то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход конкретные методы их определения.

В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становления базового доверия.

Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популярность периодизация Левинсона На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т. п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительностью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составляет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и общества. Эры разделяются переходными периодами - в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже следующий этап жизни человека. Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направлены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация строится на взаимодействии двух типов структур - смысловых и характера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.

По Р. Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытывает свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:

О - инкорпоративная стадия (0-2 года) - отсутствие разделения себя и другого;

1 - импульсивная стадия (2-7 лет) - импульсивное поведение, эгоцентризм;

2 - имперская (7-12 лет) - стремление к независимости, достижениям, мастерству;

3 - интерперсональная (13-19 лет) - перестройка структуры половых отношений;

4 - институциональная (ранняя взрослость) - реинтеграция взаимосвязанных компонентов Я;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: