Фрейд и Юнг.
Список терминов:
Базальное доверие (Basic trust). Психоанализ Фромма описывает внутреннее доверие как внутреннее ощущение, что социальный мир – это безопасное (избавленное от стресса) и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны.
Близость (Intimacy). Сопровождает раннюю зрелость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку, не испытывая мучительногостресса и страха.
Верность (Fidelity). Психосоциальное позитивное качество, вытекающее из самотождественности Я, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения.
Вина (Guilt). Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно; играет существенную роль в формировании невроза и депрессии, требующих профессиональной психологической помощи -консультации психолога или помощи психотерапевта.
Гуманистический общинный социализм (Humanistic communitarian socialism). Описанноепсихоанализом Фромма утопическое общество, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека и где он может максимально развивать свой личностный потенциал.
Гуманистический психоанализ (Humanistic psychoanalysis). Фромм, как психолог ипсихоаналитик, сформулировал названную таким образом теорию личности, в которой - в отличие от психоанализа Фрейда - подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивидуума.
Жизненный цикл (Life cycle). Последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом от рождения до смерти, часто сопровождающихся психологическим конфликтом, переживанием кризиса, депрессией или неврозом и требующих психологической консультациии психотерапии.
Забота (Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.
Инициатива (Initiative). Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия.
Компетентность (Competency). Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.
Любовь (Love). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства близости, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.
Мораторий (Moratorium). Статус самотождественности Я, при котором девушка или молодой человек, в описании психотерапевта, переживает кризис самотождественности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.
Мудрость (Wisdom). Психосоциальное качество, связанное с чувством своей цельности (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.
Надежда (Hope). Психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования (смысла жизни).
Накапливающий тип характера (Hoarding character type). В теории Фромма – скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.
Недоверие (Mistrust). Чувство страха, подозрительность, тревога и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания.
Неполноценность (Inferiority). Чувство неуверенности и некомпетентности, являющееся следствием недостаточной успешности; низкая самооценка.
Отчаяние (Despair). Свойственное пожилым людям чувство, что их жизнь была последовательностью нераскрытых способностей и упущенных возможностей.
Потребность в самотождественности (Need for identity). По Фромму – уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.
Потребность в корнях (Need for rootedness). По Фромму – экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему.
Потребность в преодолении (Need fotranscendence). По Фромму – базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни («На место «Оно» должно стать «Я» - З. Фрейд).
Потребность в системе взглядов и преданности (Need for frame of orientation and devotion). В теории психолога и психотерапевта Фромма – потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.
Потребность в установлении связей (Need for relatedness). По Фромму – базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.
Предрешенность (Foreclosure). Статус самотождественности Я, благодаря которому юноша или девушка не переживают кризиса, связанного с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, уверенно делают определенный выбор.
Продуктивность (Generativity). Связанная со средним возрастом черта, отражающая заботу о благополучии следующего поколения и благополучии общества, в котором это поколение будет жить и работать.
Продуктивный тип характера (Productive character type). В теории психоаналитика Фромма – цельный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
Психоистория (Psychohistory). Тип исследования, в котором предпринимается попытка связать важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими событиями и обстоятельствами.
Психосоциальный кризис (Psychosocial crisis). Критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно. Иногда в моменты кризиса индивиду требуется эмоциональная поддержка, в том числе в форме психологических консультаций или профессиональной психологической помощи.
Психосоциальный мораторий (Psychosocial moratorium). Период позднего подросткового возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии ролей и ответственности взрослого.
Рыночный тип характера (Marketing character type). В теории Фромма – человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.
Самостоятельность (Autonomy). Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.
Самотождественность Я (Ego identity). Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою неповторимость и неподдельность.
Сила воли (Willpower). Психосоциальное качество, связанное с самостоятельностью, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.
Стыд (Shame). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою самостоятельность.
Трудолюбие (Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.
Цель (Purpose). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.
Цельность Я (Ego integrity). Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании осуществления главного дела жизни, в том числе работы, достижений и детей.
Эго-психология (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на теориипсихоанализа, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В качестве фундамента человеческого поведения и функционирования в эго-психологии и психотерапиирассматривается не бессознательное, Оно, а Я (понимаемое как рациональность).
Эксплуатирующий тип характера (Exploitative character type). В теории Фромма – человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.