Определение ведущей репрезентативной системы пациента




  визуалист кинестетик аудиалист «компьютер»
употребляемые слова смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь чувствовать, ощущать, теплый, обожаю звучать, слышать, тон, громкий понимать, знать, анализировать, интересно, логично
поза голова вверх, спина прямая спина согнута, голова опущена голова склонена набок прямая поза, руки скрещены
речь быстрая, громкая, высокий тон медленная, негромкая, низкий грудной голос выразительная, мелодичный голос монотонный голос
взгляд поверх других вниз, ниже других часто в одну сторону и вниз через головы других
правила слушания «я должен видеть для того, чтобы слышать» приблизиться «чувствовать, чтобы слышать» «не видеть, чтобы слышать» никакого контакта глаз

Представления – отличия и сходства с восприятиями. Сенсорная депривация и ее последствия.

Мышление как высший этап отражения, формирование логических взаимосвязей. Категории мышления: понятия (житейские и научные, эмпирические и теоретические), суждения, умозаключения. Основные операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование); свойства мышления (целенаправленность, логичность, экономичность, продуктивность, непрерывность, критичность, эвристичность). Этапы развития мышления в онтогенезе: наглядно-действенное, конкретно-образное, абстрактно-логическое.

Память как отражение прошлого опыта, интимная ее связь с другими психическими функциями. Теории памяти: психологическая, физиологическая (концепция нейрональных связей), биохимическая (теория информационной РНК). Этапы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение (активное и пассивное) информации; узнавание. Классификация памяти по органу чувств (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная), по временному параметру (кратковременная, долговременная и оперативная), по уровню развития (образная, словесно-логическая). Анатомо-физиологические основы памяти: лимбическая система, височные доли, циркуляция возбуждения в нейронах, роль РНК. Закономерности снижения при развитии органического заболевания (закон Рибо). Факторы запоминания (объективные и субъективные), приемы запоминания (группировка, ритм и рифма, начало слов, цепной метод, перекодирование, схематизация, выделение опорных пунктов, план).

Интеллект как совокупность всех умственных способностей человека; умение приобретать знания и пользоваться ими на практике.

Методики экспериментально-психологического исследования

Занятие №4

Тема: Сознание: основные характеристики, этапы развития. Личность как «высшая инстанция» психики, её структура, причины и условия становления. Типы личностей. Понятие об акцентуациях характера.

Сознание, значения понятия: философское, психологические, клиническое. Понятие «сознание» в психологии: психофизиологическое («активация») и психическое (высший уровень отражения и саморегуляции, проявляется способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением).

Основные характеристики сознания: ясность, объём, непрерывность, содержание. Этапы формирования сознания в онтогенезе: бодрствующее сознание, предметное сознание, индивидуальное сознание, коллективное сознание, рефлексивное сознание.

Этапы формирования сознания в онтогенезе

 

Психоаналитическая концепция З. Фрейда, понятие о сознательном (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний), подсознательном (содержание, переходящие в нужный момент на сознательный уровень) и бессознательном (инстинктивные механизмы и личное бессознательное - неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).

Личность – высший уровень индивидуальности, для которого характерен свой неповторимый тип взаимоотношений с социальной действительностью и высокий уровень самосознания. Факторы формирования личности: роль биологического и социального.

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

 

типы темперамента наличие свойств темперамента
сила подвижность уравновешенность
холерик + + -
сангвиник + + +
флегматик + - +
меланхолик - - -

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности (эмоциональных, волевых, социальных), складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Учение о типах личности. Типология Кречмера: пикники (висцеротоники), атлетоиды (соматотоники) и астеники (церебротоники); классификация Шелдона: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы.

Акцентуация – неболезненное заострение отдельных черт характера; деление на скрытые и явные; типология акцентуаций по К. Леонгарду и А.Е. Личко.

Структура личности и основы ее формирования

Занятие №5

Тема: Личность, медицинские аспекты. Понятие о психотравме и психологической защите. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Психология больного, внутренняя картина болезни.

Содержание:

Психологическая защита как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Отдельные виды психологической защиты: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, соматизация, сублимация, регрессия, отрицание, реактивное образование. Понятие о плацебо-эффекте.

Психотравма – индивидуально значимая ситуация, которая ущемляет потребности человека. Понятие о психогенных заболеваниях. Роль различных факторов в развитии психогенных заболеваний (сила и длительность психотравмирующего воздействия, значимость для личности, общее соматическое состояние).

Соматопсихические отношения – развитие по двум направлениям: соматогенный путь (соматические изменения, например гипоксия или токсические продукты распада опухоли, оказывают влияние на мозг человека) и психогенный путь (соматическое заболевание выступает в роли психотравмирующего фактора).

Психосоматические отношения: роль вегетативной нервной системы.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) - целостный образ своего заболевания и себя как больного. Структура ВКБ, компоненты (этапы): сенсорный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Осознание болезни, типы осознаний болезни: нормонозогнозия, гипернозогнозия, гипо- и анозогнозия, диснозогнозия (преднамеренное искажение ВКБ). Виды диснозогнозии: аггравация, симуляция и диссимуляция. Возможные причины формирования различных типов сознания болезни. Возрастные особенности ВКБ.

Методическое обеспечение:

- учебники и монографии (см. список литературы);

- таблицы и схемы;

- стимульный материал для проведения экспериментально-психологических исследований.

Занятие №6

Тема: Медицинская этика и деонтология. Психогигиена и психопрофилактика. Реабилитация.

Деонтология - учение о том, каким должен быть врач, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности.

Врачебная тайна в свете закона «О психиатрической помощи и гарантия прав граждан при ее оказании». Понятие о ятрогениях и соррогениях.

Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Психогигиена обучения, труда, воспитания. Роль неправильного воспитания детей в формировании психической патологии.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Понятие о первичной, вторичной, третичной психопрофилактике.

Реабилитация – система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшие развитие болезни и потерю работоспособности и направленных на возможно ранее и эффективное возвращение больных и инвалидов к активной социальной жизни. Принципы реабилитации. Этапы реабилитации: медицинский, трудовой, социальный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: