визуалист | кинестетик | аудиалист | «компьютер» | |
употребляемые слова | смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь | чувствовать, ощущать, теплый, обожаю | звучать, слышать, тон, громкий | понимать, знать, анализировать, интересно, логично |
поза | голова вверх, спина прямая | спина согнута, голова опущена | голова склонена набок | прямая поза, руки скрещены |
речь | быстрая, громкая, высокий тон | медленная, негромкая, низкий грудной голос | выразительная, мелодичный голос | монотонный голос |
взгляд | поверх других | вниз, ниже других | часто в одну сторону и вниз | через головы других |
правила слушания | «я должен видеть для того, чтобы слышать» | приблизиться «чувствовать, чтобы слышать» | «не видеть, чтобы слышать» | никакого контакта глаз |
Представления – отличия и сходства с восприятиями. Сенсорная депривация и ее последствия.
Мышление как высший этап отражения, формирование логических взаимосвязей. Категории мышления: понятия (житейские и научные, эмпирические и теоретические), суждения, умозаключения. Основные операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование); свойства мышления (целенаправленность, логичность, экономичность, продуктивность, непрерывность, критичность, эвристичность). Этапы развития мышления в онтогенезе: наглядно-действенное, конкретно-образное, абстрактно-логическое.
Память как отражение прошлого опыта, интимная ее связь с другими психическими функциями. Теории памяти: психологическая, физиологическая (концепция нейрональных связей), биохимическая (теория информационной РНК). Этапы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение (активное и пассивное) информации; узнавание. Классификация памяти по органу чувств (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная), по временному параметру (кратковременная, долговременная и оперативная), по уровню развития (образная, словесно-логическая). Анатомо-физиологические основы памяти: лимбическая система, височные доли, циркуляция возбуждения в нейронах, роль РНК. Закономерности снижения при развитии органического заболевания (закон Рибо). Факторы запоминания (объективные и субъективные), приемы запоминания (группировка, ритм и рифма, начало слов, цепной метод, перекодирование, схематизация, выделение опорных пунктов, план).
Интеллект как совокупность всех умственных способностей человека; умение приобретать знания и пользоваться ими на практике.
Методики экспериментально-психологического исследования
Занятие №4
Тема: Сознание: основные характеристики, этапы развития. Личность как «высшая инстанция» психики, её структура, причины и условия становления. Типы личностей. Понятие об акцентуациях характера.
Сознание, значения понятия: философское, психологические, клиническое. Понятие «сознание» в психологии: психофизиологическое («активация») и психическое (высший уровень отражения и саморегуляции, проявляется способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением).
Основные характеристики сознания: ясность, объём, непрерывность, содержание. Этапы формирования сознания в онтогенезе: бодрствующее сознание, предметное сознание, индивидуальное сознание, коллективное сознание, рефлексивное сознание.
Этапы формирования сознания в онтогенезе
Психоаналитическая концепция З. Фрейда, понятие о сознательном (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний), подсознательном (содержание, переходящие в нужный момент на сознательный уровень) и бессознательном (инстинктивные механизмы и личное бессознательное - неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).
Личность – высший уровень индивидуальности, для которого характерен свой неповторимый тип взаимоотношений с социальной действительностью и высокий уровень самосознания. Факторы формирования личности: роль биологического и социального.
Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
типы темперамента | наличие свойств темперамента | ||
сила | подвижность | уравновешенность | |
холерик | + | + | - |
сангвиник | + | + | + |
флегматик | + | - | + |
меланхолик | - | - | - |
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности (эмоциональных, волевых, социальных), складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Учение о типах личности. Типология Кречмера: пикники (висцеротоники), атлетоиды (соматотоники) и астеники (церебротоники); классификация Шелдона: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы.
Акцентуация – неболезненное заострение отдельных черт характера; деление на скрытые и явные; типология акцентуаций по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
Структура личности и основы ее формирования
Занятие №5
Тема: Личность, медицинские аспекты. Понятие о психотравме и психологической защите. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Психология больного, внутренняя картина болезни.
Содержание:
Психологическая защита как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Отдельные виды психологической защиты: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, соматизация, сублимация, регрессия, отрицание, реактивное образование. Понятие о плацебо-эффекте.
Психотравма – индивидуально значимая ситуация, которая ущемляет потребности человека. Понятие о психогенных заболеваниях. Роль различных факторов в развитии психогенных заболеваний (сила и длительность психотравмирующего воздействия, значимость для личности, общее соматическое состояние).
Соматопсихические отношения – развитие по двум направлениям: соматогенный путь (соматические изменения, например гипоксия или токсические продукты распада опухоли, оказывают влияние на мозг человека) и психогенный путь (соматическое заболевание выступает в роли психотравмирующего фактора).
Психосоматические отношения: роль вегетативной нервной системы.
Внутренняя картина болезни (ВКБ) - целостный образ своего заболевания и себя как больного. Структура ВКБ, компоненты (этапы): сенсорный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой.
Осознание болезни, типы осознаний болезни: нормонозогнозия, гипернозогнозия, гипо- и анозогнозия, диснозогнозия (преднамеренное искажение ВКБ). Виды диснозогнозии: аггравация, симуляция и диссимуляция. Возможные причины формирования различных типов сознания болезни. Возрастные особенности ВКБ.
Методическое обеспечение:
- учебники и монографии (см. список литературы);
- таблицы и схемы;
- стимульный материал для проведения экспериментально-психологических исследований.
Занятие №6
Тема: Медицинская этика и деонтология. Психогигиена и психопрофилактика. Реабилитация.
Деонтология - учение о том, каким должен быть врач, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности.
Врачебная тайна в свете закона «О психиатрической помощи и гарантия прав граждан при ее оказании». Понятие о ятрогениях и соррогениях.
Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Психогигиена обучения, труда, воспитания. Роль неправильного воспитания детей в формировании психической патологии.
Психопрофилактика – раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Понятие о первичной, вторичной, третичной психопрофилактике.
Реабилитация – система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшие развитие болезни и потерю работоспособности и направленных на возможно ранее и эффективное возвращение больных и инвалидов к активной социальной жизни. Принципы реабилитации. Этапы реабилитации: медицинский, трудовой, социальный.