Товарная структура розничного товарооборота




Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

Структура розничного товарооборота:
1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).
2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).
3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.)
4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).
На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.

20.Показатели товарооборота: сущность, значение

Товарооборот – это важнейший показатель, характеризующий хозяйственную деятельность предприятия торговли. Он является оценочным показателем предприятия торговли, измерителем эффективности его деятельности.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, определить уровень покупательной способности населения, сформировать требования покупателей к товарам, установить факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также увидеть перспективу изменения потребностей, выражаемую не только темпами изменения товарооборота, но и характером жизненного цикла товара.

Реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые можно оценить как важнейшие при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура товарооборота. Это качественный показатель, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, его филиалам, отделам, секциям, а также по временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

Торговое предприятие для оценки результатов своей деятельности в процессе анализа и планирования использует также различные количественные и качественные показатели товарооборота. К ним относятся:

· общий объем продажи товаров за отчетный и прошлый периоды в текущих и сопоставимых ценах;

· среднедневная продажа товаров;

· розничные и оптовые цены на товары;

· равномерность, ритмичность, а также сезонность реализации товаров;

· поступление товаров в покупных ценах;

· наличие товаров на складе, их соответствие нормативам;

· время обращения товарных запасов;

· издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп;

· товарооборот на одного работника, на одного продавца;

· товарооборот на 1 м2 торговой площади;

· число покупателей за анализируемый период;

· степень удовлетворения спроса (завершенность покупки, ее средняя стоимость);

· интенсивность потока покупателей и т.п.

Чем шире перечень анализируемых показателей, тем больше возможностей для глубокого анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Это позволяет наиболее точно определять, что и в каких количествах, по какой цене необходимо продавать на рынке либо закупать то, что будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Изучение и сопоставление издержкоемкости реализации товаров дает возможность выбрать те из них, которые приносят наибольшую прибыль, являются наиболее рентабельными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: